МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный

И представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5g.
В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж - летчик и оператор системы вооружения - размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке 41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка - отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.
Основные опоры шасси самолета имеют оригинальную конструкцию. Вместо одного колеса диаметром 1300 мм, применявшегося на МиГ-25, они оснащаются тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм, при этом заднее колесо размещено не в следе переднего, а несколько сдвинуто наружу. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Передняя опора шасси снабжена спаркой колес размерами 660х200 мм с грязезащитными щитками.
Силовая установка включает 2 двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф-6 (первоначально Д-30Ф) со смешением потоков наружнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Тяга 9500 кгс на максимальном режиме и 15500 кгс на режиме полного форсажа. Воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения боковые, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках, составляет 19500 л (16350 кг). На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два топливных бака на 2500 л топлива каждый. Заправка - централизованная. Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оборудуются системой дозаправки топливом в полете.
Оборудование . Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 "Заслон", имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа "истребитель" (ЭПР порядка 5 м 2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения - 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель "Аргон-К" выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты "воздух-воздух" Р-33.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный сектор обзора - +60º, вертикальный - +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает систему автоматического управления САУ-155МП с системой ограничительной сигнализации СОС-3М-2 и комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем "Маневр", радиотехнической системой ближней навигации, посадки и определения взаимных координат "Радикал-НП" (А-312), радиовысотомером А-031, автоматическим радиокомпасом АРК-19, маркерным радиоприемником А-611, радиотехнической системой дальней навигации А-723 "Квиток-2" (на самолете МиГ-31Б). Дальняя радионавигация осуществляется в рамках двух систем: "Тропик" (аналогична западной системе "Лоран") с дальностью действия до 2000 км и точностью определения координат 130...1300 м и "Маршрут" (аналогична системе "Омега") с дальностью действия от 2 до 10 тыс.км и точностью определения координат 1800...3600 м. В состав радиосвязного оборудования входят УКВ радиостанции Р-800ЛГ и Р-862 и КВ радиостанция Р-864. На самолете имеется аппаратура предупреждения об облучении СПО-15 ЛМ "Береза" и устройство сброса пассивных помех УВ-3А.
Вооружение самолета МиГ-31 состоит из ракет "воздух-воздух" и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются 4 ракеты большой дальности Р-33 , размещаемые парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах АКУ-410. Кроме того, на внутренних подкрыльевых точках подвески могут размещаться две ракеты средней дальности Р-40ТД или четыре ракеты ближнего боя Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

ОКБ им.А.И.Микояна МиГ-31 Foxhound (гончая) Дальний сверхзвуковой перехватчик 1981 2 22,688 6,15 13,464 61,6 7,113 3,638 46200 41000 21825 16350 4000 (3000) 2 ДТРДФ Д-30Ф6 максимал 9500 (91) на форсаже 15510 (152) при М=2,35 720 с подвесными баками 1400 практическая 2150 перегоночная 3300 на уровне моря 1500 на высоте 17500 м 3000 (2,83) 2500 (2,35) 20600 950-1200 800 шестиствольная 23-мм ГШ-23-6 Р-33 4 Р-60М 4
Описание
Разработчик
Обозначение
Кодовое наименование НАТО
Тип
Год принятия на вооружение
Экипаж, чел
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Размах крыла, м
Площадь крыла, м 2
База шасси, м
Колея шасси, м
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг
Нормальная взлетная масса, кг
Масса снаряженного самолета, кг
Масса топлива во внутренних баках, кг
Силовая установка
Число двигателей
Двигатель
Тяга двигателя, кгс (кН)
Летные данные
Боевой радиус, км
Дальность полета, км
Максимальная скорость полета, км/ч
Крейсерская скорость, (М=)
Практический потолок, м
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Вооружение
Пушка
УР «воздух-воздух»



Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиация и космонавтика №8. 1999
  3. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /;
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /;
  6. «Истребители» /В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  7. «Вестник авиации и космонавтики» 4"99

В 1968 году конструкторское бюро Микояна получило правительственный заказ на разработку новейшего истребителя-перехватчика, способного решать многочисленные задачи, вставшие перед ВВС СССР, в связи с нарастающим напряжением международной обстановки.

Участившиеся случаи нарушения воздушных границ Советского Союза новейшими самолетами требовали решительных мер. Инженеры КБ Микояна приступили к выполнению задания, не зная, что на их кульманах родится один из лучших летательных аппаратов страны – самолет МиГ-31.

История создания истребителя МиГ-31

Перед инженерами военные поставили задачи, требовавшие принципиально нового решения. Система ПВО нуждалась в многоцелевой машине, способной не только вести борьбу с воздушными судами вероятного противника, но так же противостоять ракетам различных классов.

При этом по техническому заданию, перехватчик должен был иметь достаточно большой радиус действия для надежного прикрытия охраняемой области. Первоначально многие конструкторские решения встречали сопротивления консервативно настроенных военных летчиков и части инженеров.

Наибольшие проблемы ждали конструкторов при выполнении задачи размещения в корпусе нового самолета систем управления вооружением, а также бортовой РЛС (радиолокационной станции) «Заслон».

В 1969 году специалисты-приборостроители из НИИ им. Тихомирова предложили неожиданный вариант решения этой проблемы, представив революционный по тем временам прибор, размещение которого считалось авантюрой.

Для самолета разрабатывали принципиально новую фазированную антенную решетку (ФАР). Руководивший проектом, маршал авиации Савицкий рисковал всем, согласившись на испытания экспериментального устройства. Но его надежды, равно как и надежды всех участников создания ФАР, оправдались.

Параллельно шли разработки ракеты Р-33, которой предстояло стать главным оружием МиГ-31.

К конструкторам предъявлялись жесткие условия:

  • Поражение цели изделием на дальней дистанции
  • Малый вес готового изделия

В активе будущего воздушного судна закладывалось минимум 4 такие авиаракеты. Испытания Р-33 завершились одновременно с «Заслоном» в 1981 году, после чего машина окончательно встала на вооружение. На тот момент, МиГ-31 уже 2 года стоял в серийном производстве.

Интересный факт. Работы над созданием перехватчика ускорились после побега в 1976 году летчика Беленко в Японию на МиГ-25. В спешном порядке пришлось снимать с производства, разобранную до самых мелких узлов американцами модель, и скорее принимать на вооружение дорабатываемый истребитель перехватчик МиГ-31.

Новая модель явилась первым советским истребителем в рамках 4-ого поколения и на голову превосходила как МиГ-25, так и аналогичные машины вероятного противника. По классификации НАТО перехватчик получил прозвище «Foxhound» - лисья гончая, порода собак, известная своей высокой скоростью и выносливостью.

Конструкция истребителя-перехватчика

На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени – МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.


Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.

Основные характеристики конструкции перехватчика:

  • трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
  • цельноповоротный стабилизатор
  • нормальная аэродинамическая схема
  • «фирменное МиГовское» двухкилевое оперение машины.

Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% – прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъёмности с большей пользой.

В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.

Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.

Однако 31-й имел и некоторые отличия от своего предшественника. Так, у нового перехватчика были убраны некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части корпуса фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.

С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.

Шасси и система торможения

Конструкция шасси истребителя МиГ-31 так же заслуживает особого внимания.

Борт осуществляет посадку на трехстоечную конструкцию. Переднее шасси усилено двумя пневматическими механизмами и представляет собой конструкцию из двух колес размером 660×200 мм.

Важным отличием от МиГ-25 стало то, что теперь переднее шасси убирается назад. Расположенные в нижней части фюзеляжа боковые шасси выполнены в виде двухколесных тележек.


Размер колес 950×300 мм, убирают они вперед. Интересно решение, при котором тормозные щитки опоры шасси одновременно выполняют функцию створок.

Шасси МиГ-31 позволяют данной машине приземляться на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП) приемлемого качества. Лед или грунт, конечно, не лучшая ВПП для истребителя-перехватчика, но он способен базироваться и на таких аэродромах.

Это чрезвычайно важно в условиях эксплуатации 31-ого в малонаселенных областях Сибири и Дальнего Востока, не избалованных инфраструктурой.

В конструкции так же предусмотрен контейнер с тормозным парашютом в задней части фюзеляжа.

Двигатель и скоростной потенциал

Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и наружный контуры смешивают потоки за турбиной.

Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов 5-ого поколения истребителей:

  • 9270 кгс показатель бесфорсажной тяги на максимуме возможностей;
  • 15510 кгс аналогичный показатель форсажной тяги
  • 2420 кг сухая масса.

Двигатели позволяют образцу развивать предельно максимальную скорость около 3000 км/час. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производств.

Но главный сюрприз – он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (к примеру, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработан Г-образный кронштейн для дозаправки в воздухе, образец обладает неиссякаемым потенциалом.

Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этой машине. Он составил 7 часов 4 минуты, пройдя 8000 км, что для истребителей является нонсенсом.

Оборудование кабины

Штурман-оператор оснащен передовыми электронными устройствами, аналогов которых нет практически во всех аналогичных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование транслируются на крупный индикатор. Таким образом, оператор способен следить за всеми возможными ситуациями в небе.

Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически каждый аспект технических данных о состоянии самолета в полете. Шкалы, индексы, реперы дают исчерпывающий анализ для дальнейших действий экипажа.


Для безопасности пилотов установлены кресла-катапульты. К сожалению, они иногда жизненно необходимы.

С самолетами этой серии произошло несколько крушений, по разным причинам. И к счастью, система катапультирования спасала жизни пилотам.

Вооружение истребителя

Образец прекрасно вооружен для выполнения, поставленных перед ним задач.

В боевой комплект самолета входят:

  • 23-мм 6-ти ствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом в 260 патронов при скорострельности 8 000 выстрелов/минуту
  • 4 управляемые ракеты (УР) типа Р-33, дальнего действия. Дальность ракет увеличивалась с 120 км (образец 1981 года) до 304 км (образец 2012 года)
  • 2 управляемые ракеты среднего действия Р-40Т. Дальность зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
  • 4 управляемые ракеты малого действия Р-60, Р-60М и Р-73
  • возможность использования бомб с лазерным целеуказанием
  • боевая нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.

РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система выявляет стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии в 200 км, а истребитель сопровождения – на расстоянии в 120 км.


Осуществлена возможность захвата небольших объектов на фоне земли – это дает возможность уничтожать не только управляемые летательные аппараты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой авиаракетой на максимальных дистанциях.

При этом «Заслон» дает возможность захватывать и вести до 10 целей одновременно, атакуя при этом с помощью УР 4 цели.

Авиаракеты помещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыльев на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамику истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении она прячется под створкой-обтекателем.

Модификации

Работа над данным проектом не завершилась после принятия на вооружение МиГ-31, потенциал был слишком велик. Не стояла на месте электроника, перед конструкторами ставились новые, более сложные задачи.

Поэтому уже через несколько лет были разработаны различные модификации, а именно:

  • МиГ-31М – данная модель получила выход в свет в 1993 году. В отличие от основной модели, эта имела усиленное вооружение и электронику. Вносилось множество мелких изменений и доработок, позволивших улучшить качества образца, однако в серию он так и не пошел;
  • МиГ-31Б – разновидность, производившаяся серийно с 1990 года, впервые была оборудована системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БМ – самолет, модернизированный еще для Российских ВВС в 1998 году, и являющийся на данный момент самым совершенный серийным образцом данной линейки самолетов;
  • МиГ-31Д – одноместный вариант, способный бороться со спутниками вероятного противника с помощью ракет 79М6 «Контакт», также не пошел в серию;
  • МиГ-31И – приспособленный доставлять на орбиту от 600 до 300 километров небольшие космические аппараты разного назначения;
  • МиГ-31ЛЛ – летающая лаборатория, приписанная к одному из НИИ города Жуковский, главного города российских авиаторов;
  • МиГ-31Ф – принципиально новая машина данной серии, проектировавшаяся как фронтовой истребитель, рассчитанный на штурмовку наземных целей и непосредственную поддержку сухопутных сил.

Эксплуатация

Летательный аппарат находится на вооружении с 1981 года. До развала СССР успели создать около 500 единиц. Большая часть находилась на территории России, некоторая – передана ВВС Казахстана. С момента принятия на вооружение, данная машина стала настоящей головной болью летающих разведчиков стран НАТО, совершавших полеты над территорией Советского Союза.

До этого ни один перехватчик не мог соперничать с американскими пилотами. Новый перехватчик превосходил машины, незаконно летавшие над территорией СССР, в результате им эти полеты пришлось свернуть. Возможность рассматриваемого МиГа сбивать спутники также повлияла на полетные задания аппаратов-разведчиков.

31-е почти не использовались в современных локальных войнах, так как тип конструкции был «заточен» именно на перехват летательных аппаратов и ракет, которые ни в Афганистане, ни в Чечне противниками советской, а затем российской армии, не использовались. Во время Второй кампании в Чеченской республике пара четверок МиГов несла дежурство, но они лишь осуществляли радиолокационную разведку. В небе Сирии четверка МиГ-31 охраняет подступы к авиабазе Хмеймим, но непосредственно борьбу с запрещенной в России ИГИЛ не ведет.

Кроме защиты неба над базой, МиГи поддерживают и заменяют аппараты радиолокационной разведки, а также координируют действия российской авиации, тем самым подстраховываются знаменитые А-50. Специфика перехватчиков и их фантастические показатели боевой эффективности привели к тому, что стоящие на вооружении единицы техники рассматриваемой марки перевели в ранг сил специального назначения.

Кроме этого, 31-й активно используется в небе Дальнего Востока и Сибири. Особенности шасси, позволяющие использовать самолет на взлетно-посадочных полосах разного типа и качества, делают его незаменимым в условиях вечной мерзлоты и суровых погодных условий, отрицательно влияющих на ВПП, перечисленных выше территорий.


Кроме того, возможность длительного нахождения в воздухе и широчайшее действие радара позволяет держать под контролем обширное небо на востоке России.

Однако перспективы у 31-ого отнюдь не радостные. С 1994 этот образец не выпускается ни на нижегородском «Соколе», ни где бы то ни было в России. Сейчас на вооружении осталось 247 машин, ресурс их постепенно расходуется. В 2013 году сообщалось, что 80% единиц данной марки нуждаются в серьезном ремонте. В правительстве и кругах, связанных с министерством обороны, все чаще звучат настойчивые требования возобновить производство уникального аппарата, аналогов которому в мире не будет еще ближайшие 10-15 лет.

Для создания новых машин есть почти все ресурсы, включая около 600 двигателей, законсервированных на Пермском машиностроительном заводе. Но контрольный пакет акций этого предприятия находится в руках американских инвесторов, логично, не горящих желанием производить такой аппарат для российских военно-космических сил.

В заключение можно сказать, что МиГ-31 был и остается одной из лучших машин российских ВКС, технические характеристики которого находятся на высшем уровне мировой авиации, а ресурс модернизации далеко не выработан до конца.

Видео

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — и штурмана.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для . Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов . Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч , а сверхзвуковая — 2500 км/ч . Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м. , а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно — доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), дальность обнаружения воздушных целей: 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на встречных ракурсах с вероятностью 0,5) дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² с вероятностью 0,5 на догонных ракурсах: 35 км количество обнаруживаемых целей: 24 канальность для ЦУ: 8 дальность автоматического сопровождения: 120 км.

На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

МиГ-31 из состава 790 истребительного ордена Кутузова III степени авиационного полка, авиабаза Хотилово.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели; до 56 км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик»[источник не указан 1404 дня] (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

Самолет МиГ-31 (в обозначении НАТО -«Foxhound») острие российской противовоздушной обороны. Самый большой и наиболее мощный истребитель в мире, он был разработан с использованием передовой технологии радара и управляемых ракет для обнаружения и уничтожения бомбардировщиков или крылатых ракет.

Способный управлять работой других перехватчиков и уничтожать цели как на уровне моря так и в стратосфере, самолет МиГ-31 все же был улучшен, и более мощный МиГ-31М вскоре может поступить на вооружение.

Не имея аналогов на Западе, МиГ-31 -уникальный самолет, разработанный для обеспечения противовоздушной обороны России.

Разработанный как специализированный перехватчик для защиты обширных границ России, МиГ-31 возможно, наиболее продвинутый самолет противовоздушной обороны, когда-либо построенный. Полученный из МиГ-25, МиГ-31 имеет такую же максимальную скорость, как его предок, а также второго члена экипажа, который работает с массивным радаром с фазированной антенной решеткой «Заслон» (первый когда-либо установленный на истребителе, и, вероятно, наиболее мощный).

Самолет оборудован инфракрасной системой, усовершенствованной линией передачи данных и вооружен управляемыми ракетами Р-33 дальнего действия.

Он может уничтожать малоразмерные цели (подобные крылатым ракетам), как летящие почти над поверхностью, так и на максимальной высоте, работать совместно с другими истребителями и наземными станциями. В отличие от МиГ-25. МиГ-31 демонстрировал внушительную дальность, даже осуществлял перелеты Северного полюса.

Новый МиГ-31 М имеет еще более современную авионику, «стеклянную» кабину с индикаторами, расширенную переднюю кромку в корневых частях крыла и новый радар, позволяющим применять ему управляемые ракеты с активной радиолокационной системой наведения. Несмотря на его превосходную эффективность, МиГ-31 М имеет сомнительное будущее из-за недостаточного финансирования.

Характеристики МиГ-31

Тип: двухдвигательный высокоскоростной перехватчик.

Двигательная установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя ПНПП (Соловьев) Д-30Ф6, каждый тягой 93.19 кН без (форсажа и 152.06 кН на форсаже.

Максимальная скорость: 3000 км/ч на высоте 17 500 м.

Перегоночная дальность: 3300 км.

Практический потолок: 20 600 м.

Масса: пустого 21825 кг: нормальная взлетная 41 000 кг. максимальная взлетная 46 200 кг.

Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 250 выстрелов: различные управляемые ракеты класса -воздух-воздух

Размеры: размах крыла 13.46 м.

длина 22.68 м.

высота 6.20 м.

площадь крыла 61.60 м2.

МиГ-31 не такой быстрый, как его предшественник, истребитель МиГ-25 , но он может легко обогнать любой другой истребитель.

На практике немного истребителей когда-либо достигают таких скоростей в течение нескольких минут, и то только с неполной загрузкой топлива и вооружения.

МиГ-41 — таинственный проект нового перехватчика

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением МиГ-41 гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже второй год.

Как известно, основа современной российской ПВО скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. Тридцать первый появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 по наследству перешел в ВВС России и Казахстана. Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают.

При этом Россия развернула масштабную замену начинки своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись по сути в новый проект). Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром проект 701 или МДП, и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета 701 до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о проекте 701 никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые навороченные МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то сорок первый хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч). Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда их начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

На рисунке вверху: глубокая модернизация развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 (не путать с МиГ-29К/МиГ-33).

Источники: forums.airbase.ru, vk.com, mirsamoletov.info, www.noi.md, otvet.mail.ru

Автокатастрофы и духи зла

"Ветвь Давидова"

Сады Семирамиды

Призрачные воины

В дальний космос на ионных двигателях

Ионный двигатель - разновидность электрического ракетного двигателя. Его рабочим телом является ионизированный газ. Принцип работы двигателя заключается в ионизации газа...

Поющие пески

Вблизи Кабула находится гора Рег-Раван. Когда несколь-ко человек сходят с нее, раздается звук, подобный бара-банному бою. Подобное явление происходит и...

Меровинги

Меровинги были властителями королевства, находившегося на территории современных Франции и Германии с 447 по 750 год. Династия получила название от...

Прорыв в генетике

Ученые совершили который открывает теоретическую возможность продлевать человеческую жизнь на очень долгий срок. Через некоторое время в продаже могут появиться...

Самая длинная водоросль

Среди растений особое место занимают водоросли, произрастающие в реках, океанах, озерах и морях. Они считаются низшими растениями, однако, их значение для...

Достопримечательности Таллинна


Эстония, не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, славится большим количеством достопримечательностей, и бесспорно, главное место здесь занимает столица государства город Таллинн. Достопримечательности...

Снежный леопард

Снежный леопард - одна из самых красивых и таинственных разновидностей тигров. Немного известно об их жизни и повадках, потому что они...

Как сделать мореный дуб в домашних условиях

Мореный дуб – прекрасный строительный материал. Его необычный цвет очень...

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, ...

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова

В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого...

Российский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в НАТО называют Foxhound - «Лисья гончая». Ему по силам загнать не одну воздушную «лису». Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью… от Москвы до Краснодара, то есть свыше 1100 км! Машина способна перехватывать любые воздушные цели, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей, и даже - поражать низколетящие спутники на их космических орбитах.О том, что может этот истребитель в небе и на подступах к космосу, каким оружием обладает и на какие рекорды способен, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».Покоритель высот и расстояний Практический потолок МиГ-31превышает 25 км. Стратосферы он достигает на сверхзвуке: скорость истребителя при этом может достигать 3 тысячи км/ч, то есть, почти три звуковых. Одна из задач этих машин - перехватывать крылатые ракеты. Не случайно, один из базовых аэродромов МиГ-31 располагается на равном удалении от Москвы и Санкт-Петербурга. Именно так обеспечивается эффективная противовоздушная оборона этих двух крупнейших центров страны.Подготовка к старту отлажена до секунд. Дежурный экипаж, дежурная смена инженеров - все знают свои задачи. Готов и дежурный истребитель: двигатель прогрет, баки залиты, ракеты - в полной боевой готовности. Одновременно МиГ-31 несет на своем борту четыре ракеты дальнего радиуса действия Р-33 и столько же ракет малого радиуса действия Р-77. При необходимости весь этот боезапас МиГ-31 может выпустить залпом. Спастись от такого удара невозможно. Самолет также имеет отличную радиолокационную станцию, позволяющую видеть на дальности свыше 400 км.
По словам командира полка ВКС России полковника Анатолия Ульянова, новые ракеты, которыми оснащается МиГ-31, способны поражать цели в ближнем космосе. Это и спутники, и баллистические и крылатые ракеты, и прочие средства воздушного нападения противника, в том числе те, которые только будут появляться. Концепция этого самолета, отмечает офицер, закладывалась таким образом, что отряд этих самолетов был способен прикрыть позиционный район шириной порядка 1000-1200 километров. «Для нашей большой страны, особенно для ее северных рубежей, это как нельзя кстати, потому что именно этими самолетами прикрыто все побережье Баренцева и Карского морей», - отмечает полковник Анатолий Ульянов.Время старта
Самолет двухместный: впереди располагается командир, сзади - штурман. Заняв места в креслах, летчики закрывают «фонари», после чего следует серия предстартовых проверок и машины начинают движение к взлетно-посадочной полосе. По словам руководителя полетов подполковника Евгения Полякова, на сверхзвук самолет выходит уже через 10 минут полета. Конечно, если принимать в буквальном смысле, то высота, на которую поднимается МиГ-31, еще не является космосом: космическое пространство, по принятому международному стандарту, начинается с высот от 100 км. Однако уже на двух десятках километрах присутствуют космические «приметы» - нет атмосферы, зато появляется космическая радиация. Для безопасности экипаж использует гермошлемы, высотнокомпенсирующие костюмы. Благодаря им, удается избежать такого опасного явления, как «закипание» крови. К слову, летчики, совершающие полеты на такие высоты, проходят медосмотр не только перед стартом, но и после возвращения на землю. Контроль за состоянием человека - самое важное в авиации.
А еще готовиться к полетам помогают тренажеры. На них имитируются условия выполнения задач. Имитация полная, даже звука двигателя не слышно. Дело в том, что на сверхзвуке этот шум остается позади, так как самолет его опережает. Воздушному оператору Артуру Саркисяну удалось как-то снять редкие кадры: тонкая полоска волны, идущая по фюзеляжу - и есть та самая граница, которая разделяет звук и сверхзвук. Этот переход называют «скачком уплотнения». Скорость в этот момент определяется только по приборам, летчики в кабине ее не ощущают. На тренажере можно отрабатывать и элементы воздушного боя, тренировать действия при различных вводных, например, при пожаре в двигателе.Рекорды 31-го
«Родина» МиГ-31 - Нижний Новгород, авиастроительный завод «Сокол». Сейчас новые машины тут не собирают, зато активно обновляют старые. Как отмечает главный конструктор Александр Осокин, во время реновации производится обновление «начинки», в результате чего появляется высокоэффективный самолет. К примеру, аналоговые приборы меняются здесь на цифровые жидкокристаллические экраны. А вот что остается неизменным - это качество металла, из которого изготовлен корпус машины. Кстати, когда предшественник МиГ-31 – машина 25-й модели была угнана предателем-перебежчиком Виктором Беленко в Японию, тамошние специалисты так и не смогли разгадать секрет сплава. Известно, что в конструкции машины используется и высокопрочная сталь, и алюминий, и титан. Еще одна особенность МиГа - расположение топливных баков, которые занимают почти весь корпус.Уникальные материалы плюс идеально точно просчитанная конструкция делают МиГ-31 рекордсменом, у которого по многим дисциплинам нет конкурентов. Скажем по скорости: у французского Dassault Rafale она - 2200 км/ч, у натовского Eurofighter Typhoon - 2450, у штатовского F-15 - 2650. Российский самолет, напомним, ускоряется до 3 тысяч. Ему по силам обогнать даже снаряды, выпущенные из своей же пушки! МиГу принадлежит и рекорд высоты: в 1977 году советский летчик Александр Федотов поднялся на этом самолете на 37650 метров. Этот рекорд до сих пор не побит. Правда, как отмечает вице-президент по инновациям ПАО «ОАК», председатель совета директоров АО «РСК « МиГ» Сергей Коротков, если будет надо, то и этот потолок может быть превзойден.Курсом модернизации
Один из новейших рекордов МиГ-31 - полет без посадки в течение 7 часов. Он производился летчиками авиаполка с двумя дозаправками в воздухе и с последующим выполнением практической боевой задачи по прикрытию полигона в одном из северных регионов России. Важно отметить, что на любой высоте этот самолет не теряет своих боевых качеств, может вступить в воздушный бой с противником.Интересно, что этой же командой конструкторов, которая работала над МиГом, создавался и знаменитый космический корабль «Буран». Группе во главе с Глебом Лозино-Лозинским был поручен проект «Бурана» именно потому, что те знали, что такое большие высоты и значительный нагрев конструкций. Был у них и опыт создания первого в стране воздушно-космического самолета «Спираль», состоявшего из орбитального самолета, который выводился в космос с помощью гиперзвукового разгонщика и ракеты.
Эта разработка осталась на бумаге, а вот «Буран» полетел. К слову, при его создании тоже пришлось изобретать уникальные материалы. Вот только один пример: когда самолет или космический аппарат входит в плотные слои атмосферы, его нос разогревается до температуры 1700 градусов, а кромки крыльев - до 1800. Этого хватит, чтобы расплавить железо либо чугун. Корпус «Бурана» покрывался специальными теплозащитными плитками. Каждая (а их было около 40 тысяч штук) индивидуально обрабатывалась под изогнутые формы корпуса.Самолет МиГ-31, несмотря на свой солидный стаж службы, по-прежнему считается перспективным в боевой авиации. Что говорить, если в мире пока никто так и не смог сделать ничего подобного. Как отмечает полковник Анатолий Ульянов, этот самолет способен запросто перегнать крылатую ракету: скорость Миг-31 даже у земли составляет 1500 километров в час, тогда как ракеты летают на дозвуке. Важно отметить, что экипажи российских ВКС, летающие на этих машинах, учатся поражать современные средства воздушного нападения, в том числе перспективные.
Как сообщил в конце прошлого года заместитель министра обороны России Юрий Борисов в ходе своей рабочей поездки на авиастроительный завод «Сокол», с этим предприятием военное ведомство имеет длительный контракт на ремонт, восстановление с продлением ресурса истребителей МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ.«Всего контракт подразумевает восстановление 113 машин, - сообщил Юрий Борисов. - Пока никаких срывов нет, претензий к заводу также. Замминистра обороны особо обратил внимание на тот факт, что предприятию удалось выполнить задачу по импортозамещению при работе над данным истребителем.«Никакой зависимости у нас сейчас нет, никаких опасений по этому поводу не осталось», - заявил Юрий Борисов.

В продолжение темы:
Астрология

Посадка картофеля под сено или солому - давно забытая технология выращивания, которая сегодня возрождается. Есть много противоречивых отзывов об этом способе, но большинство...

Новые статьи
/
Популярные