Насилие в школе. Причины и способы преодоления

Плохое внутреннее состояние ребенка бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Как бороться с насилием в школе, куда обращаться и каковы последствия?

«Привет. Павлик С. в больнице. Избили. Состояние тяжелое. Собираем одноклассников, чтобы поддержать его и родителей. Если можешь – приходи в субботу», – выскочило сообщение в Одноклассниках.

Слезы комом застряли в горле.

Не то чтобы мы с Павликом были близкими друзьями, но это самый добрый и дружелюбный мальчик в нашем классе. Где-то в груди дрогнула смесь жалости и раскаяния.

Павлика всегда обижали, били, унижали в классе. Насилие в школе – что делать? А он совсем не плохой или неприятный – наоборот. Просто он такой слабенький и беззащитный – любой может его обидеть. И, хотя сама я в этом не участвовала, защитить его тоже не могла.

Прошло время, но Павлик по-прежнему попадает в передряги. Это сейчас мы стали взрослые и способны поддержать его. А тогда мы были детьми и почему-то вели себя иначе.

Калейдоскоп вариаций

Количество причин, предположительно провоцирующих насилие в школах, столь велико, что в любой семье можно найти целый букет таких причин: появление второго ребенка, влияние СМИ, низкий социальный статус, развод, особенности здоровья или внешнего вида ребенка. Подростковый возраст – вообще палочка-выручалочка для объяснения всего на свете в жизни ребенка.

Все это звучит не всегда обосновано и размыто. И больше всего потому, что ни одна из этих причин не дает ключ к решению проблемы, когда .

Насилие в школе может проявляться по-разному. Не обязательно это только избиения. Принуждение к определенным действиям, игнорирование, обзывание, унижение – это тоже насилие. Насилие в школах может происходить не только между учениками, но и в отношениях с учителями. Но все эти явления будут иметь один корень – природа насилия одна.

Раскрыть эти причины значит решить проблему насилия в школе и для агрессора, и для жертвы, и для коллектива в целом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что если ребенок проявляет насилие в школе или является его жертвой – это серьезный сигнал, предупреждающий, что он развивается не в соответствии со своей природой.

Рождение агрессора и жертвы

Все начинается с аксиомы – человека определяют его желания. Мы так устроены: когда я хочу и получаю – я радуюсь жизни. Если я хочу и не получаю, то в желании возникает неудовлетворенность.

Каждому родителю знакома классическая история – когда ребенок не получает желаемую игрушку, он не просто плачет или истерит, в этот момент он не любит родителя. В этот момент он вообще никого не любит. Искренне. Если же он получает желанную игрушку, то он светится счастьем и любит родителя. И весь мир вместе с ним.

Это примитивная схема на удивление универсальна. Мы ведем себя так в течение всей жизни. Будучи реализованными в своих желаниях, мы счастливы и способны любить. Ненаполненные желания порождают в нас неудовлетворенность и неприязнь по отношению к другим людям. Эта неприязнь так или иначе выражается во внешнем мире. Подавить ее безболезненно для себя или для других практически невозможно.

Усугубляет ситуацию то, что дети живут по первобытным сценариям, так как еще не овладели социальными и культурными навыками, направляющими их неприязнь в допустимое для выражения русло. Они выражают ее непосредственно по отношению к другим людям. По-первобытному. И тут уж кто на что горазд. Если ребенок обладает достаточной физической силой или авторитетом в классе, он с легкостью сбрасывает свою внутреннюю неудовлетворенность на попавшуюся под руку жертву.

Если ребенок с накопленной внутренней агрессией физически слаб, он может действовать психологически – занять ряды подхалимов, сплетников, клеветников или даже сам стать жертвой насилия в школе. Его плохое внутреннее состояние бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Такие дети могут переходить из числа агрессоров в число жертв и обратно в зависимости от обстановки в коллективе.

О каких желаниях идет речь и почему они не наполняются

Может сложиться впечатление, будто родители должны удовлетворять каждое желание ребенка из разряда купи то, подай се, пошли туда. А иначе – неудовлетворенность, плохие состояния и случаев насилия в школе не избежать. Но речь о другом.

Прежде всего это психологическая проблема.

Удовлетворения требует не каждое желание, а только врожденные, данные нам природой для самореализации в обществе. Именно они формируют ценности, приоритеты, наклонности и таланты ребенка. Врожденные желания всегда подкреплены свойствами, которые в детстве необходимо развивать. Нормальное развитие и последующая реализация человека согласно его природным желаниям обеспечивает ему наибольшую адаптивность в социуме.

Очень часто родители воспитывают ребенка, ориентируясь на собственные концепции и предпочтения. Не учитывая врожденные свойства и желания ребенка. Это приводит к задержкам развития и неудовлетворенности ключевых желаний ребенка, неприязни и снижает его способность к адаптации в коллективе.


Неторопливый умник

Например, в семье родился усидчивый, неторопливый, терпеливый, послушный ребенок. Такие дети являются носителями . Они обладают аналитическим мышлением и особой склонностью к обучению. Их врожденное желание – накопление и передача знаний и опыта.

Потенциально в будущем это лучшие педагоги, наставники, профессионалы своего дела. У них золотые руки. Для того чтобы знания передать, их надо сначала приобрести. Именно для обучения таким детям от природы задана прекрасная память, усидчивость, медлительность. На самом деле, это и не медлительность вовсе, а особенность работы их аналитического мышления, которое позволяет разложить всю поступающую информацию «по полочкам» в голове уже на входе.

Если родители в попытке «развить» своего «медленного» ребенка пытаются его ускорить – постоянно подгоняют, заставляют заниматься неподходящими видами спорта, прививают ему так называемые лидерские качества, то они нарушают нормальный процесс развития. Как ни странно, именно попытки «ускорить» такого ребенка сбивают его с ритма и вводят в ступор. Ребенок становится еще более медлительным, упертым, обидчивым, теряет способность к сосредоточению.

Прервали, поторопили, перебили, не оценили усилий. Развитие свойств, необходимых ребенку для наполнения его врожденных желаний, затормаживается. В результате чего именно у детей с анальным вектором формируется склонность к физическому насилию, агрессии и проблема насилия в школе.

Что насчет насилия в школах со стороны учителей?

Этот же механизм работает и для учителей. Если педагог находится в состоянии фрустрации, то велика вероятность случаев насилия в школе с его стороны над детьми. Причем такой учитель вовсе не выглядит как страшный маньяк. Он может выглядеть очень интеллигентно. Распознать в нем склонность к насилию – задача взрослых. В первую очередь, родителей школьников. Это можно сделать буквально с одного взгляда и нескольких фраз, разбираясь в психическом человека. Именно такой навык развивает системно-векторная психология Юрия Бурлана – осознавать психику других людей.

Мама, я тебя не чувствую!

Еще одна базовая причина нарушения развития ребенка – потеря чувства защищенности и безопасности. Это чувство – основа основ, без которой ребенок останавливается в развитии. Чувство защищенности и безопасности ребенок получает, в первую очередь, через мать. В каком состоянии находится мама, в таком и ребенок. Если в силу каких-то причин, например, депрессии, болезни, развода, мама лишается чувства защищенности и безопасности, то и ребенок его теряет. То есть это психологическая проблема и взрослых тоже.

Также ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, если в семье его бьют, унижают. Те, кто должны выступать гарантами безопасности и благополучия ребенка, в данном случае становятся источником опасности. – физическое и вербальное – это самый верный способ лишить их чувства защищенности и исковеркать их судьбу.

Часто такой ребенок имеет два сценария развития событий, в зависимости особенностей личности (векторов). Либо он становится объектом насилия в школе, либо пытается сбросить напряжение, объединяясь с такими же, как он, на неприязни против слабого. В этом случае дети могут совершать групповое насилие, физическое или психологическое, по отношению к объекту неприязни – против учителей, например, или против отличников.

Вечные жертвы

Есть один тип детей, которые не способны стать агрессорами. При неблагоприятном сценарии их развития они становятся исключительно жертвами насилия в школах. Это кожно-зрительные мальчики. задает им сильнейший врожденный страх смерти и, в потенциале, наибольшую способность любить и сострадать. Но для того чтобы избавиться от страха и научиться любить, им надо правильно развиться.

Эти мальчики от природы не способны драться, наносить вред другим людям. По поведению и внешнему виду они больше походят на девочек. Красивые, утонченные, мечтательные, эмоциональные, склонные реагировать слезами. При этом девочками они никоим образом не являются. Но и к мальчикам их не берут. В будущем они могут стать талантливыми певцами, актерами, танцорами. Но если в детстве не давать им развиваться в этом направлении, пытаться делать из них «настоящих мужиков», то трагедии не избежать.


Павлик был из таких, хрупкий, чувствительный, боязливый. Его родители старались дать ему все, даже отдали на борьбу, чтобы умел постоять за себя. Но несмотря на попытки родителей вырастить своего сына настоящим мужчиной, он постоянно оказывлася предметом издевательств и унижений.

Павлик не мог найти свое место в коллективе. По настоянию отца он пытался пристроиться к мальчикам, н о на их фоне его нежность только еще больше контрастировала и навлекала агрессию. С девочками тоже общаться не умел. Да девочки и не особо жаловали того, кто вечно забит. Его били, унижали, разбрасывали вещи, обзывали. Одним словом, сбрасывали свою агрессию на того, кто не мог защитить себя и к тому же вел себя «как девчонка». Как помочь ему – не знал никто. Вмешательства учителей не спасали.

Идти за свойствами ребенка

В моем классе был еще один кожно-зрительный мальчик, Вася. Такой же, как Павлик – добрый, нежный, улыбчивый. Более того, он был из неполной семьи («неблагополучной» в стандартном понимании). Он жил с мамой без отца. Но мама оказалась весьма мудрой женщиной и смогла обеспечить своему сыну . Кроме этого, она не подавляла его артистических свойств, а с ранних лет отдала на танцы.

Результат – его врожденные свойства получали развитие, а желания были наполнены. С ним хотелось общаться, а не гнобить. Он не пытался соревноваться с мальчиками на «мужском» поле. При этом прекрасно ладил с девочками. Занятия бальными танцами давали ему фору по сравнению с любым другим мальчиком в общении с одноклассницами. На фоне девочек акцентировались его мужские качества и он не чувствовал себя слабаком, как Павлик, который отчаянно пытался влиться в мужские ряды. У Васи не возникало сомнений в собственной мужественности.

Он нашел свое место, и ничего, что при этом он был ребенком из неполной и небогатой семьи, не имел классических «мужских» черт и золотых медалей. Умение адаптироваться в любом коллективе зависит от того, как проходит развитие ребенка, и от наличия чувства защищенности и безопасности, которое зависит от мамы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертзой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из се^ей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Кажется, чувство доброты сегодня покинуло школьные стены, на смену ему пришли законы джунглей. Печальные случаи унижений и побоев случались, конечно, и раньше. Но сегодня школьные психологи, детские психотерапевты и учителя говорят о том, что насмешки, ругань и хамство становятся нормой не только в общении учеников, но и детей со взрослыми. Открыто об этом заговорили после телесериала «Школа»*. Мнения разделились: одни утверждали, что все происходящее на экране им знакомо, другие отказывались в это верить. Что же происходит в школах на самом деле?

Защитная агрессия

40% московских подростков говорят о том, что их (хотя бы однажды) высмеивали перед классом, 26% знают, что значит быть униженным одноклассниками или учителем, 6% подвергались избиениям в школе**. «Обзывают, толкают, унижают, портят личные вещи, как правило, тех детей, которые чем-то отличаются от других, от принятых в детской группе стандартов», - говорит школьный психолог Татьяна Бедник. Крайне грубо и жестоко ведут себя даже маленькие дети. 42% родителей мальчиков и девочек 4–12 лет регулярно наблюдали жестокое поведение сверстников своих детей***. Еще 23% помнят единичные случаи агрессии, 10% родителей говорят о том, что иногда так себя ведет их собственный ребенок. И лишь 24% никогда не сталкивались с детской жестокостью . Как такое могло произойти? «Слишком многие дети сегодня чувствуют себя абсолютно беззащитными, - сожалеет Татьяна Бедник. - Они живут в нестабильное время и в нестабильной семье (развод родителей, страх взрослых потерять работу, финансовые трудности в семье…). Школа же, точнее, непрерывные изменения в системе ее требований делают детей еще более неуверенными. И они защищаются от всех и всего сразу. Защищаются так, как умеют».

«Не только дети, но и учителя чувствуют себя некомфортно в условиях неуважительного, а иногда и просто агрессивного отношения со стороны коллег и администрации, - говорит экзистенциальный психолог Наталья Дятко. - Трудно проявлять эмпатию к ребенку, если сам не чувствуешь себя в безопасности». Как же положить конец взаимной агрессии? «Первое условие - абсолютное неравнодушие, - убежден учитель истории Анатолий Берштейн****. - Нельзя делать вид, что нет никакого насилия, не обращать на него внимание. Самоустранение взрослых, замалчивание того, что произошло, всегда лишь осложняет положение детей. Но реагировать необходимо в зависимости от ситуации, выясняя ее причины и тщательно подбирая способы воздействия, - универсальных рецептов не существует».

Создать атмосферу безопасности

УЧИТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, НАХОДИТЬ АРГУМЕНТЫ, ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ СЛОВАМИ.

Атмосфера в школе - вот то, что прежде всего определяет поведение учеников, действия учителей. Мы чувствуем ее сразу, как только заходим в школу, - по тому, как с нами здороваются, разговаривают, как ведут себя в школе взрослые и дети. Конечно, дети приносят в школу свои правила общения - из дома, с улицы, но почти всегда побеждает в конечном итоге стиль отношений в школе, ее тон, ее неписаные правила. Внимание взрослых, поддержка администрации, объединяющие учеников и учителей школьные дела создают особое пространство школьной жизни, в котором каждый - ребенок и взрослый - будет чувствовать себя в безопасности.

Предотвращать драки

24-летний Александр, учитель физики, вмешался в драку восьмиклассников и в результате получил перелом стопы. Он потребовал у администрации школы обсудить ситуацию на педсовете, но директор предпочла замять скандал. «Это драматическая ситуация, - комментирует Татьяна Бедник, - потому что не наказать - значит не только не защитить учителя, но и оставить подростков наедине с тревогой, вызванной тем, что их поступок остался без ответа. В этом случае продолжение насилия неизбежно: не зная границ дозволенного, дети будут и дальше свободно проявлять агрессию». Границы поведения определяются правилами и санкциями за их нарушение. «Без них любые разговоры остаются лишь словами, сотрясением воздуха, - напоминает Наталья Дятко. - Опытные учителя с самого начала работы в классе договариваются с детьми о правилах, и те принимают их - если, конечно, правила продиктованы здравым смыслом и не унижают их достоинства».

«Важно также учить детей мирному стилю общения», - добавляет Татьяна Бедник. Разговаривать о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказаться и внимательно слушать детей необходимо для того, чтобы учить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками. «Хорошо, когда есть традиция собираться всем классом и обсуждать то, что всех сейчас волнует, - говорит Наталья Дятко. - При этом учитель говорит с учениками о том, что беспокоит его. Он равноправный участник дискуссии и не занимает позицию «Я все знаю и сейчас расскажу вам, что делать». Смысл этих встреч в том, чтобы учиться слышать друг друга, находить ясные аргументы и ставить под сомнение позицию другого человека, но не унижать его самого». Чем-то эти встречи напоминают прежние заседания совета отряда и классные часы. Почему бы и нет, если метод работает?

Пресекать унижения

Злые шутки, унизительные прозвища, насмешки, которыми дети осыпают друг друга, могут стать причиной постоянной враждебности. «У нас в классе все друг друга обзывают, насмехаются, - рассказывает 13-летний Андрей, которому очень трудно живется в школе. - И если ты сам этого не делаешь в ответ, сразу оказываешься жертвой». Дети знают слабые места друг друга и бьют туда, где больнее. «Такое поведение особенно часто встречается у подростков, которым необходимо утвердить себя в глазах одноклассников, - говорит Татьяна Бедник. - Появление «козла отпущения» сплачивает ровесников, и они становятся еще злее». Агрессивность же младших школьников чаще возникает как реакция на психологическую травму. «Немало детей ежедневно сталкиваются с физическим и эмоциональным насилием, страдают от побоев дома, - говорит Наталья Дятко. - Им неоткуда ждать защиты. Проявляемое ими насилие - по сути, это крик о помощи». Среди «обозленных» учеников есть и те, кому трудно наладить отношения с окружающими. Они чувствуют себя изгоями, жертвами, аутсайдерами. «Их повышенная агрессивность - всего лишь отчаянная попытка добиться признания, - продолжает психолог. - Она объясняется не влиянием группы, а нерешенными психологическими проблемами».

Что делать учителю, если ребенка унижают

Дети не могут справиться с насилием и хамством самостоятельно. Психолог Людмила Петрановская* предлагает следующий алгоритм действия взрослых.

  • 1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, щипают, бьют, подчеркнуто игнорируют - это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.
  • 2. Объясните ученикам: то, что происходит, - проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
  • 3. Настаивайте: подобное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.
  • 4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе. «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся, - их разнимают». Для детей постарше правило может звучать так: «Если я вижу, что задеваю и обижаю человека, я немедленно прекращу делать это». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.
  • 5. Поддерживайте атмосферу взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание - это их общее дело и совместная победа.

Что делать в такой ситуации учителям? «Вмешиваться, не оставаться равнодушными, - повторяет Анатолий Берштейн. - Школьная атмосфера культивируется и контролируется именно взрослыми, поэтому мы отвечаем за то, что происходит в школе». На взрослом лежит обязанность защитить ребенка, и дети ждут этого. Тем более что насилие всегда затрагивает не только непосредственных участников и жертв, но и его свидетелей. «Очевидцы невольно становятся соучастниками, - продолжает Анатолий Берштейн. - Одни заражаются сами, другие испытывают стыд и чувство вины за свое бездействие». Учителям важно следить за тем, чтобы вольно или невольно самим не спровоцировать насилие. Иногда бывает достаточно брошенной вскользь реплики: «Скажите спасибо Петрову, из-за которого весь класс остался без перемены», чтобы началась травля. Еще одним опасным оружием взрослых является ирония, сарказм. Дети чувствуют, что над ними смеются, но им трудно ответить на вербальную агрессию. Зато юмор, безобидный и беззлобный, напротив, помогает разрядить напряженную обстановку.

УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО: ДЕТИ ПРИНИМАЮТ ПРАВИЛА, ЕСЛИ ОНИ ОСНОВАНЫ НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ И НЕ УНИЖАЮТ ИХ.

Реагировать на хамство

«Хамство нельзя оставлять безнаказанным, - настаивает Анатолий Берштейн. - Необходимо реагировать, пусть и не сразу, - иногда нужно время, чтобы остыть. И каждый раз разбираться, чем оно вызвано, что за ним стоит». Когда нарушаются правила школьной жизни (а хамство - именно такое нарушение), за этим обязательно должно следовать наказание - с этим согласны все наши эксперты. Важно, чтобы санкции соответствовали поступку. «Если у ребенка вырвалось (а у подростков это обычное дело: так они непроизвольно меряются с нами силами), лучше всего реагировать с юмором, - советует Татьяна Бедник. - Это моментально восстанавливает дистанцию и снижает накал страстей».

«Есть категория детей, - продолжает Анатолий Берштейн, - которые, видя слабости учителя, хамят, но делают это изящно, тонко. Они высмеивают то, как учитель одет, его вкус или оказавшуюся на доске ошибку. А потом делают удивленное лицо: «А что я сказал? Я ничего не имел в виду, просто отметил - а разве это не так?» Обычно это умные дети, которые прекрасно понимают, что они хамят. Но они абсолютно не способны переносить стыд и чувство вины».

«Задача педагога - увидеть, что скрывает за собой хамство, что на самом деле болит у ребенка, и уметь ответить ему», - считает Наталья Дятко. Взрослые должны не только заявлять о недопустимости насилия, но и обеспечивать соблюдение этого правила.

Об этом

  • «Чучело» Владимир Железников Сила духа и уверенность в своей правоте помогает шестикласснице Лене Бессольцевой выстоять в травле, устроенной одноклассниками (АСТ, 2011).
  • «Шут» Юрий Вяземский Начав с игры в благородного рыцаря, подросток превращается в жестокого «сверхчеловека». Но выстроенная им система правил оборачивается против него (АСТ, 2010).
  • «Разрыв» Саймон Лелич Эта история подтверждает: за каждым случаем школьного насилия стоит равнодушие взрослых, даже если в роли жертвы - молодой учитель, а его обидчики - группа старшеклассников (Фантом Пресс, 2011).
  • «Юные годы» Арчибальд Кронин Чтобы справиться с издевательствами в английской школе, ирландский мальчик учится боксу и вызывает на дуэль самого сильного ученика (Кром, 1994).

Развивать эмпатию

Учить детей понимать чувства - свои и других людей, - одна из задач воспитания. «Мы просто обязаны развивать у детей эмпатию, эту прекрасную способность понимать (не оценивая) слова, эмоции, убеждения другого человека и то, что они значат для него, - уверена Татьяна Бедник. - Можно использовать для этого игры, тренинги, на которых дети смогут осознать, что ощущает другой, когда они его обижают. Или почувствовать границы допустимого для самого себя и других: я не буду причинять тебе зла и не позволю, чтобы ты причинял зло мне». «Сегодня происходит размывание многих ценностей, поэтому учителям нужно снова и снова объяснять детям поступки других людей и, конечно, показывать собственным примером, что никому не позволено унижать человека, - соглашается Анатолий Берштейн. - Необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Это долгий процесс, который включает и личный пример учителя, и общение на уроках, и человеческие взаимоотношения после занятий».

Терпеливость, разумность, великодушие - из этих качеств складывается толерантность, признание права (для себя и других) быть иным. Именно ее отсутствие все чаще становится причиной насилия в школе. «Закон толерантности прост: поставьте себя на место другого, - говорит Наталья Дятко. - Научить ребенка спокойно и терпимо относиться к тому, что другой не такой, как он сам, можно в первую очередь своим примером. Если учитель говорит детям о том, как важна толерантность, но сам при этом приходит в ярость от одного вида неформальной одежды, он лишь преподает урок лицемерия».

Объединять общими делами

Ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное - чтобы каждый ребенок участвовал по-настоящему. И это прежде всего зависит от учителя. «Когда дети знают, что здесь никто не скажет: «Ты нам не подходишь», что роль, пусть самая маленькая, найдется для каждого, а от их усердия (действительно) зависит общий результат, потребность быть агрессивным уходит сама собой», - поясняет Наталья Дятко. Дети, которые сотрудничают, больше других склонны к взаимопомощи и в целом более дружелюбны и общительны*****. Благодаря общему делу между ними возникают новые отношения, они учатся поддерживать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать за свою часть работы и вмешиваться в работу одноклассников, если им нужна помощь.

** Исследование «Проблема насилия в отношении детей» проведено среди московских школьников 14–18 лет факультетом социологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 2010 году.

***** Evolution and Human Behavior, 2010.

Казино, открывшееся в 2017 году. Игрокам доступно более 2000 развлечений от провайдеров с мировым именем. На первые 5 депозитов зачисляются бонусы до 200% и фриспины. За активную игру предусмотрены дополнительные поощрения. Есть программа лояльности с кэшбэком. Регулярно проводятся турниры и лотереи. Работает русскоязычная техподдержка в режиме 24/7. Кэшаут в среднем занимает сутки.

Один из популярных представителей знаменитой сети онлайн-казино. В ассортименте собрано более 500 игровых автоматов. Среди них есть слоты, барабаны которые гэмблеры крутили еще в наземных клубах Вулкан. Новым игрокам начисляются бонусы до 100% на первый депозит. Каждую неделю выплачивается кэшбэк. Проводятся турниры и лотереи. Есть «Зал славы», куда попадают самые лучшие игроки. Для них казино предлагает особо выгодные условия для игры. В режиме 24/7 работает техподдержка. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 3 суток в зависимости от платежной системы.

Новое онлайн-казино, открывшее двери в начале 2020 года. В короткий срок площадка стала очень популярной благодаря привлекательным условиям для игры. На первые 5 депозитов зачисляются поощрения до 200% и бесплатные вращения. На последующие пополнения предусмотрены релоад-бонусы 20%. Для еще более выгодной игры Сол проводит турниры и лотереи. Есть программа лояльности с дополнительными поощрениями. В каталоге игр более 1500 развлечений. Техподдержка работает круглосуточно. Заявки на кэшаут обрабатываются в течение суток.

Онлайн-казино, взявшее старт в начале 2014 года. Игроков встречают приветственным 100% бонусом и 100 бесплатными вращениями. На последующие пополнения зачисляется до 50% к внесенной сумме и фриспины. Раз в месяц выплачивается кэшбэк. В каталоге игр более 1100 развлечений от ведущих провайдеров. Есть круглосуточный саппорт. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 1 суток.

Азартный клуб, работающий с 2012 года. В каталоге развлечений игровые автоматы и настольные игры от мировых разработчиков. На первый депозит начисляется 100% бонус. Регулярно выплачивается кэшбэк. Игрокам предлагается участвовать в турнирах и лотереях. В рамках временных акций игроки получают релоад-бонусы, бездепы, фриспины. Работает круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение суток.

онлайн-казино, начавшее работу в 2014 году. Ведет сотрудничество с известными отечественными и зарубежными провайдерами. В каталоге свыше 2500 развлечений на любой вкус. На первый пять пополнений счета предусмотрены бонусы до 150% и бесплатные вращения. В дальнейшем ждут дополнительные поощрения и кэшбэк. Проводятся гонки и лотереи. Есть круглосуточный саппорт. Кэшаут занимает от 1 до 3 суток.

Онлайн-казино, открывшееся в 2016 году. Новых игрокам предлагается приветственный пакет бонусов до 100% на первые пять депозитов. В дальнейшем начисляется кэшбэк. В рамках временных акций ждут релоад-бонусы до 50%. Для игры доступно несколько сотен азартных развлечений. В любой момент можно обратиться в саппорт за консультацией. Вывод средств занимает 1-3 рабочих дня.

Азартный клуб, запустившийся в 2016 году. Игрокам доступно несколько сотен игровых аппаратов. Есть карточные игры и рулетки. На первый депозит ждет 100% бонус и 200 фриспинов. Активные игроки получают от казино специальные релоад-бонусы. Есть программа лояльности с кэшбэком. На день рождения зачисляются бездепы. Работает круглосуточная техподдержка. Сроки кэшаута: от 1 до 5 дней.

Казино нового формата, открылось в 2018 году. С момента основания игроков встречают стартовым бонусным пакетом на первые 5 депозитов. Последующие пополнения сопровождаются релоад-бонусами. Каждую неделю устраиваются гонки, проводятся лотереи. Для игры доступно более 1500 развлечений. К услугам игроков круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение 24 часов.

Казино с покерной направленностью открылось в 2014 году. Клиенты могут играть как в игровые автоматы, так и в покер с реальными соперниками. Новые игроки получают от казино 120 бесплатных вращений в качестве подарка. В дальнейшем ждут гонки и лотереи. Действует программа лояльности с кэшбэком. Работает саппорт. Выигрыши выплачиваются в течение нескольких часов на электронные кошельки

Азартный клуб, взявший старт в 2015 году. Главная особенность состоит в игре на внутреннюю валюту – франки. Испытать удачу предлагается в развлечениях ведущих брендов. На первый депозит ждет 100% бонус. Дополнительные поощрения зачисляются в рамках акций для постоянных игроков. Есть техподдержка. Кэшаут занимает около суток.

Еще один популярный представитель легендарной сети. На минимальный депозит зачисляется 10% бонус. Предусмотрены ежедневные квесты с различными поощрениями. Можно вращать Колесо Фортуны с призами. В игротеке более 300 автоматов от известных производителей. На сайте есть чат для связи с саппортом. Выигрыши выплачиваются в течение 1-3 дней.

Онлайн-казино 1999 года основания. В игротеке представлено свыше 200 автоматов и несколько десятков лотерейных скретч-карт. На первые три депозита начисляются бонусы до 200% и фриспины. В дальнейшем ждут другие поощрения в рамках акций. Проходят турниры. В режиме 24/7 игроков консультирую специалисты саппорта. Кэшаут занимает до 3 суток.

Азартный клуб, основанный в 2015 году. За регистрацию начисляется бездеп в виде фриспинов. На первый депозит ждет 100% бонус. На именины игроки получают отдельные поощрения от казино. Несколько раз в месяц проходят турниры и лотереи. Игротека включает более 400 слотов. Операторы саппорта консультируют игроков в круглосуточном режиме. Скорость выплат: 1-5 рабочих дней.

Одно из самых первых зарубежных онлайн-казино. Открытие состоялось в далеком 1997 году. На первый депозит поступает 100% приветственный бонус. Отдельные поощрения есть для игроков настольных игр. Коллекция развлечений насчитывает сотни аппаратов, лучшие версии блэкджека, покера и рулеток. Саппорт консультирует на русском по электронной почте. Сроки кэшаута: 1-5 дней.

Онлайн-казино, взявшее старт в 2012 году. Игрокам предлагаются ТОПовые азартные развлечения. На первые 5 платежей предусмотрены бонусы до 200%. К ним идут фриспины. Проводятся турниры, гонки, конкурсы. В любое время суток можно связаться с техподдержкой. Кэшаут занимает 1-2 часа.

Казино, работающее с 2014 года. Новых игроков встречает 100% бонусом на первый депозит. На платежи по понедельникам, средам и пятницам зачисляются дополнительные поощрения до 50%. В ассортименте развлечений несколько сотен слотов и настольных игр. Есть круглосуточный саппорт. Время кэшаута: 1-5 дней.

Азартное заведение, открывшееся в 2017 году. На первые 3 депозита ждут бонусы до 200%. Каждую неделю начисляется кэшбэк. Коллекция развлечений включает более 500 наименований. Для удобства игроков в режиме 24/7 работает служба поддержки. Вывод средств занимает от нескольких часов до 5 дней.

Игровой клуб, работающий с 2012 года. На первое пополнение действует 200% бонус. Предусмотрены поощрения на повторные депозиты и за активную игру. Игротека включает около 300 игровых автоматов. Работает круглосуточная служба поддержки. Заявки на вывод обрабатываются в течение 1-3 дней.

Европейское криптовалютное онлайн-казино, работающее с 2013 года. За регистрацию игроков ждут фриспины. На первые платежи зачисляются гарантированные бонусы до 100%. Игровой ассортимент составляет более 1800 развлечений. В техподдержку можно обратиться в любое время суток по электронной почте. Сроки кэшаута: 3-5 дней.

Каждый год открываются новые онлайн-казино, и вопрос о выборе лучшего места для игры становится все более актуальным. Найти честную площадку с выгодными условиями непросто. Нужно обращать внимание на многие критерии: от наличия лицензии и оригинального софта до бонусов и сроков кэшаута. С целью помочь в выборе подходящего места для игры, мы составили рейтинг самых лучших онлайн-казино. Предлагаем ознакомиться с ними и критериями их отбора.

Рейтинг современных онлайн-казино: как выбрать лучшее заведение

В одно время азартные заведения были распространены на территории России. Москву, Петербург и другие крупные города буквально наводнили сети игорных залов крупных операторов. Они пользовались большой популярностью среди любителей слот-машин.

В 2006 году правительство России приняло запрет на азартные развлечения. Закон вступил в действие в конце мая 2009 года. У игорных операторов был только один выход – перебраться в Рунет. В онлайне также законодательством РФ запрещены казино, но работающие в сети площадки ведут деятельность по международным лицензиям и вправе оказывать азартные услуги гэмблерам.

Играть в интернете оказалось проще – не требовалось выходить из дома, чтобы испытать удачу. Но сначала в виртуальных клубах был скудный ассортимент игр, возникали сложности в регистрации и выплате средств. Играть можно было только на доллары и евро.

Сегодня ситуация с онлайн-казино полностью изменилась. Известные клубы предлагают удобные и выгодные условия своим клиентам. Но не стоит забывать и о том, что наряду с надежными площадками работает много мошеннических заведений. И здесь задача игрока избежать выбора сомнительного клуба.

Часто мошенники экономят на дизайне и в оформлении, в отличие от именитых клубов как Вулкан Делюкс

ТОП надежных онлайн-казино: безопасность данных клиентов на первом месте

При выборе казино на первый план выходит надежность, поскольку игроку приходиться доверять клубу свои деньги. Если заведение работает нелегально, не имеет смысла изучать в нем условия игры.

Большинство надежных онлайн-казино работают на основании лицензий международного образца от игорной комиссии Curacao eGaming. Для получения документации на легальную азартную детальность заведения проходят многоэтапные проверки. За счет этого клиентам лицензионных азартных клубов гарантируется честная игра.

Документ от Curacao eGaming включает в себя несколько важных пунктов:

  1. Юридическое название и адрес регистрации компании, выступающей оператором онлайн-казино.
  2. Адрес электронной почты.
  3. Основной веб-адрес казино.
  4. Перечень услуг, который может оказывать оператор.
  5. Номер разрешительной документации.

Лицензионные казино не только на сайте публикуют скрин разрешительного документа, но и делают на него активную ссылку. Она перенаправляет на сайт Curacao eGaming, где можно удостовериться в подлинности выданной клубу лицензии.

Документ открывается при нажатии на значок лицензии

Правила казино часто имеют приоритет в английской версии. Перевод нередко оказывается неточным, что является причиной споров и отказов в выплатах. Лучше выбирать заведения с русскоязычной документацией. Тогда не возникнет лишних проблем.

Лучшие казино требуют от своих клиентов проходить верификацию. Процедура в первую очередь проводится с целью обезопасить игровые счета гэмблеров. Подтвердив свою личность и платежный метод, можно быть уверенным в сохранности средств. Никто кроме гэмблера не сможет вывести деньги с его игрового баланса.

Дополнительно верификация открывает перед клиентами больше возможностей и выгод от игры. Становится доступно больше акций, увеличиваются лимиты на вывод, сокращаются сроки кэшаута.

Самые честные казино онлайн сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями

Честные казино всегда сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями. Они проверяют работу генератора случайных чисел. Постоянный контроль ГСЧ и наличие сертификатов гарантирует беспристрастный игровой процесс.

Мировые онлайн-казино всегда публикуют в новостных разделах своих сайтов итоги независимых проверок. Выкладываются подтверждающие документы.

Не менее важно перед регистрацией в клубе изучить список производителей игровых автоматов и других азартных развлечений. Сотрудничество казино с известными провайдерами говорит в пользу надежности и предоставлении игр с максимальной отдачей.

Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

Известные и проверенные онлайн-казино не ставят целью забрать у игроков последние. Они создают все необходимые условия для азартного отдыха. Если среди клиентов оказываются лудоманы, им предлагается ответственная игра. Ее условия подробно описываются в соответствующем разделе официального сайта казино.

В частности, ответственная игра предусматривает возможность установить лимиты на игру, заблокировать аккаунт на некоторое время или навсегда. В разделе публикуются советы, которые могут помочь справиться с лудоманией.

Лучшие казино по выплатам средств

Популярные онлайн-казино предлагают клиентам удобные платежные методы, в их числе:

  • Visa;
  • MasterCard;
  • WebMoney;
  • Qiwi;
  • Skrill;

Хорошие игорные заведения не удерживают с игроков комиссии. Сборы могут взиматься лишь со стороны платежной системы. Некоторые казино берут с клиентов комиссии для использования денег в качестве поощрений, но это не выгодно. По сути, гэмблеры сами оплачивают себе бонусы.

Лучшие казино поддерживают платежи в нескольких валютах: евро, рубли, доллары, гривны. Таким образом, игрок сам выбирает тот вариант, в котором ему удобнее делать ставки и контролировать банкролл.

Многие клубы сегодня принимают оплаты криптовалютами

Важное значение имеют сроки вывода выигрышей. Популярные клубы предлагают клиентам быстрые выплаты денег. Кэшаут в среднем занимает 24 часа. Но есть и такие казино, где предусмотрен моментальный вывод – такой вариант еще более удобен для игроков.

Лучшие онлайн-казино 2020 года по выигрышам: отдача и коэффициенты

Выплачивающие деньги казино также должны давать клиентам возможность выиграть. Лучшие игорные заведения предлагают развлечения с отдачей от 95%. Таким образом, обеспечиваются выгодные условия для игры.

Например, если в течение дня в аппарат с уровнем отдачи в 95% сыграло 100 человек и вложило 100 000, то 5% от суммы пойдет в прибыль казино. Остальные деньги уйдут в пул игроков этого слота, где 95 000 будут распределены между ними случайным образом.

Рейтинг онлайн-казино 2020 года согласно мнениям пользователей

Теоретические данные всегда должны подкрепляться практикой и обеспечивают ее игроки. Гэмблеры активно оставляют отзывы на форумах, блогах и других площадках, типа rudy1970.livejournal. Там они рассказывают о реальной отдаче игровых автоматов, отмечают сроки кэшаута, преимущества и изъяны бонусной программы.

В продолжение темы:
Развлечения

Все гениальное просто, и даже такое эфемерное понятие, как счастье, складывaeтcя из самых прозаических элементов. Выполните все перечисленные ниже действия и обнаружьте, что...

Новые статьи
/
Популярные