Майя Пильдес: Школа – это не место неудачников, это место счастливых людей. «Бороться с недостатками — это путь в никуда

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Майя Борисовна Пильдес
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...

Майя Пильдес ушла с поста директора 56-й гимназии. Создатель самой элитной петербургской школы, руководитель с 28-летним стажем в разговоре с «Фонтанкой» заявила, что ее никто не обижал.

Светлана Холявчук/Интерпресс

«Это исключительно мое решение», – заявила «Фонтанке» экс директор школы №56 Майя Пильдес. Почти за 30 лет ей удалось из обычной восьмилетки сделать школу, куда стремится золотая молодежь Петербурга, в которой учатся родственники губернатора Георгия Полтавченко, спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, дети менеджеров «Газпрома», футболистов «Зенита», бывшего министра обороны Сердюкова.

На выпускные к 56-й гимназии подъезжают лимузины, снимаются самые дорогие рестораны и клубы. На родительских форумах нередко можно встретить споры о том, что перевешивает чашу весов – «понты» и вседозволенность, почти легальная курилка или блестящая учеба, творчество и золотые медали выпускников.

56 гимназия свой статус получила не сразу. В 1990 году Майе Пильдес, на тот момент завучу 87 школы, до этого работавшей в Доме пионеров, предложили возглавить восьмилетку на Пудожской улице. «За полгода мы стали средней школой. А в 91-м уже были победителями конкурса школ России. Это все благодаря замечательной команде», – говорит экс-директор.

Следующий этап, после которого к школе стали относиться с придыханием, наступил в 1996-м. «Нам дали здание на Чкаловском, 35, его нужно было отремонтировать, а год - кризисный. В 1996 году приезжала Наина Ельцина, помогла, но не деньгами, поддержал Собчак, Яковлев. Им я говорила, что еще в 1996 году губернатору некуда было приезжать на 1-е сентября, а в 1997 такая школа появилась. Нас поддерживали все - и ныне покойный Антон Губанков, и Кирилл Набутов. Представляете, в стране заводы стоят, а школа строится и открывается», – рассказывает Майя Пильдес.

С тех пор школа расширялась, получила помещение детского сада с бассейном, концертным залом, зимним садом, здание на Крестовском, на Каменноостровском. Получила статус авторской школы и гимназии, а также дважды становилась призером всероссийских конкурсов. Всего в школе учится почти 2,5 тысячи человек в 97 классах, работает 600 педагогов. Каждый год в 56-й набирают 9 первых классов.

«Родители каждый год приходят и говорят: «Может, можно как-то нас без очереди взять?». Я каждый раз развожу руками: у нас все по закону. Попасть к нам действительно сложно, но никогда мы с родителей за это денег не берем. Они нам очень помогают потом, но вовсе не за то, что мы взяли их детей. Именно благодаря папам и мамам мы устраиваем праздники в «Октябрьском», елку в «Сибур-Арене», устраиваем выезды».

Родители учеников приходят и уже после того, как их дети оканчивают школу. «Звонят, советуются, навещают, приходят и выпускники, даже звездные, например, Зара и Стас Пьеха заглядывают к учителям», – говорит Пильдес.

14 августа Пильдес написала заявление об уходе с поста директора. А ее место занял заместитель Сергей Данилов, с которым они вместе работали еще в бытность пионерской организации.

«Сделала это я потому, что школа должна развиваться, а я уже не такая молодая. Нужно, чтобы никакие катаклизмы и бури не портили работу коллективу. А Сергей Данилов будет продолжать мое дело, я же далеко не ухожу и останусь курировать методическую работу и общественные проекты, – добавляет Пильдес. – Школа - это главное мое достояние и детище, ради него надо работать по 12 часов, а для меня это уже сложно. Такое решение я приняла сама, и главное напишите, что меня никто не обижал, а то в комитете по образованию уже спрашивают».

Как говорит Майя Пильдес, школа - это не только красивые стены (хотя у 56-й они действительно красивые), школа - это люди. «К нам приходят работать наши выпускники. Знаете почему? Потому что они видят, что их учителя - счастливые люди».

Если от руководства школой Майя Пильдес отказалась, то в Общественной палате Петербурга, в коллегии при комитете по образованию, в жюри конкурса «Учитель года» она намерена остаться. Вероятно, в будущем году ей могут предложить и еще одну почетную должность. В 2012 году директор 56-й гимназии входила в предвыборный штаб Владимира Путина, собеседники «Фонтанки» не исключают, что и в этот раз ее пригласят поддержать главного кандидата.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Гимназию №56 знают в Петербурге многие. Она славится творческим подходом к обучению, передовыми технологиями и учениками, которые выигрывают всевозможные олимпиады и конкурсы. О том, как устроен процесс обучения в этой школе «Диалог» поговорил с ее директором Майей Пильдес.

Как по вашему, что главное сейчас в образовательном процессе в современной школе?

Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями того предмета, который он преподает, психологии, физиологии, методики. Фигура учителя – это главный и двигатель всей системы, и ее вдохновитель, и притягательная сила. Обаяние учителя, любовь к нему детей, его любовь к детям – это не требует никакого инновационного вмешательства. Только слово учителя, его взгляд и его интерес к предмету дают такой результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не может его заменить.

Но все же, какие инновационные методики преподавания вы используете?

Все-таки мы живем в XXI веке, и сегодня высокие технологии шагнули так далеко, что дошагали до школы. Сегодня мы можем предоставить учителю самые широкие возможности для современного обучения. Когда лет 8-9 назад в нашей школе появились первые интерактивные доски, и я была на уроке геометрии в классе, где начали изучать стереометрию, я увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сейчас в руках у учителя огромная сила для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Я считаю, что величайший прорыв в образовании – это использование такой интерактивной техники. Я вижу, как на доске строится график, а рядом в пробирках что-то булькает. Я понимаю, как это друг от друга зависит. Это величайший шаг вперед.

Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, как клетка делится, например. Если к учителю, который обладает знаниями, харизмой, любовью добавить современные технологии, это делает процесс обучения интересным и зажигающим. Это очень важно, потому что ребенок будет хорошо учиться, когда ему будет интересно и у него будет получаться. Современное высокотехнологичное оборудование дает возможность получать удовольствие от того, что происходит в классе. Приход в школу дистанционного обучения делает возможным из самого глухого уголка увидеть уроки лучших учителей. Тут должны быть два компонента: хороший учитель и эта техника.

Вы говорите, что учитель – главная часть образовательного процесса. Как вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?

Они должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно найти даже в таком большом городе, как наш, и в такой престижной школе, как наша. При первой встрече с учителем мне очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это очень недооценивается. Для меня очень важно, чтобы он был завораживающе хорош собою в любом возрасте. Дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Педагогический облик – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания, увлечения, которыми он тоже обязан обладать.

Дальше я смотрю на образование, которое получил человек. Я, правда, никогда в жизни ни у кого не спрашивала эту вкладку с оценками. Мне неловко. Но то, какой вуз закончил человек, имеет вес. Меня, конечно, интересует предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то интересует, что его привело в школу. Ну не заработок же! При всех этих отборах конечно ничего не стоит ошибиться, Так же как и стопроцентно попасть в цель. Для меня это очень большая проблема.


От выпускников 56-ой гимназии я слышала, что у вас бывают творческие уроки. Какие необычные методики используются здесь?

В школе должно быть интересно. Ученики должны сюда ходить с радостью, с восторгом открытий, познания, осознанием того, что к ним уважительно и хорошо относятся. Например, у нас необыкновенный праздник 1 сентября. В этом году мы отмечали первое сентября на «Сибур-Арене». Еще у нас есть праздник «Достояние года» в БКЗ Октябрьский, выезды старшеклассников. Эти выезды — самое любимое творческое дело: надо и костюмы подготовить, и номера какие-то, подготовиться к интеллектуальным творческим играм, к спортивным состязаниям. Наши ребята приходят в школу не 1 сентября, а 25 августа, и с этого времени что-то придумывают.

Множество родителей приезжает посмотреть на выступление детей. А дети, старшеклассники, не стесняются показать родителям, как они поют и танцуют. В этом есть высокий педагогический эффект. Я очень горжусь этим. Сами уроки у учителей интереснейшие, познавательные. Я говорила вам об интерактивных досках, они стоят в каждом классе. Еще очень важны проекты, которые готовят дети, научно-исследовательские работы. У нас даже есть предмет «Учебно-исследовательская деятельность». Он идет в 9 классе. В рамках этих уроков ребята пишут работы, делают групповые и индивидуальные проекты.

В двадцатых числах марта обязательно будет научно-практическая конференция, где дети будут выступать с докладами. Еще будет праздник песни, праздник танца. У нас в школе шесть хоров. В них поют дети с первого класса и до одиннадцатого. Это им очень нравится. У нас много направлений: есть химико-биологические, технологические, физико-математические, социо-гуманитарные, филологические классы. Дети учатся с удовольствием, и это очень большое благо. Я очень рада тому, что эта творческая атмосфера, которая живет в педагогическом коллективе и передается детям, и поддерживается родителями, дает хорошие результаты.

Насколько сложно учиться в вашей школе?

Учиться у нас непросто. Мне кажется, учиться вообще тяжело, — тяжелее, чем работать. В школе – тяжелее, чем в вузе, потому что в старших классах, например, я все должна учить: и химию, и биологию, и физику, и географию. Вообще учеба – это тяжелый труд.

У вас есть отбор детей?

Нет, кто первый пришел, тот наш.

Почему?

А зачем конкурс проводить?

Для того, чтобы выбрать тех, кто подходит именно вам.

Нам подходят все, кто хочет учиться. Кто плохо учится – будет отчислен. Бывают дети, у которых возникают проблемы с учебой. Для того, чтобы устранить сложности, есть психологи. Они выявляют, почему учеба не успешна и что-то советуют родителям. Дети есть разные. Есть дети, которые не могут учиться в большом коллективе, им нужно там, где 5-7 человек в классе. Им порекомендуют. Умные родители нас послушают. Есть дети, которые с большим удовольствием после 9 класса пойдут и в колледжи, и в лицеи. Они будут получать профессию и станут очень успешными людьми. Есть дети, которым нужно обязательно учиться, закончить 11 класс и выполнить главную мечту учителя, ребенка и родителя – поступить в вуз.

У нас непросто учиться, но мы следим за каждым и понимаем всех. Если создать правильные условия, то практически все могут учиться. Нет, конкурс я проводить среди учащихся не буду. Пока они еще сами за себя не отвечают: все зависит от того, как семья и школа организуют их обучение. А когда они сами за себя начинают отвечать, здесь работает закон. Мы всем даем великолепные равные возможности. Каждый берет их по-разному.

Принято считать, что школа – это такое очень косное учреждение…

Да, рутинное такое место.

…с незыблемыми традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Я за традиции и за добрый консерватизм! В 56-ой школе никогда не отказывались от формы. Когда началась демократическая вакханалия в 90-е годы: хоть в халате ходи в школу — наши дети всегда ходили в форме. Это косность или стремление к корпоративному порядку, который меняет человеческое мышление? Конечно, последнее. У нас дети не лежат за партами, а встают, когда входят взрослые. Традиция – это вообще то, чем школа живет. Система разрушается, если не соблюдать два важных принципа: не развивать ее и уничтожить ее традиции. У нас принято вполне консервативное поведение, уважительные, доверительные отношения «взрослый-ученик», жесткое расписание, достаточно серьезная дисциплина. Это нисколько не мешает школе быть современной. Традиция – это нравственная память поколения, а, может быть, и поколений. Она важна в семье, в культуре, в школе.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Как тогда правильно сочетать новации и традицию?

Это очень просто. Школа должна развиваться. Иначе она погибнет. Развитие может быть в разных вещах. Можно развивать идею. Вот мы выбрали идею педагогики успеха, и теперь для нас это великая традиция. Что касается технологий обучения, они обязательно должны идти вперед, должны быть современными. Есть такие чудаки, которые при помощи мела и тряпки могут научить детей, но массовая школа не может обладать большим количеством таких чудаков. Здесь должны быть люди, которые владеют современными технологиями, которые дают возможность расширить процесс обучения, сделать его понятнее, нагляднее. Когда я училась в школе, у нас были большие плакаты. Их в классе показывали. Наглядные пособия. Вы можете сегодня себе представить современную школу, которая на драном картоне что-то показывает? Сегодня включат компьютер, покажут это на большом экране.

Это у вас. А я легко себе могу представить такую школу.

А что значит «у вас»? У нас нет никаких дополнительных средств, у нас нет ничего того, чего не может быть в любой школе. У нас что, другое финансирование? У нас обычное государственное бюджетное образовательное учреждение. Первый грант в миллион рублей мы получили, выиграв его по национальному проекту образования в 2006 году. Тогда мы купили интерактивные доски. Мы участвовали в конкурсах, получали гранты, приобретали оборудование. А кто мешает другим школам участвовать в конкурсах? Никто. Придумывайте! Заявляйте! Показывайте! И у вас тоже все будет! Просто если наша школа взялась участвовать в конкурсе, мы его выиграем, потому что нам есть, что предъявить. У меня, как у хорошей хозяйки, в голове и в бухгалтерии все бюджетные деньги разложены в специальные ячейки. Я работаю с бюджетом. Мы расходуем деньги грамотно и правильно, вот и все. У нас нет никаких платных образовательных услуг, мы не зарабатываем деньги. Единственное – мы сдаем в аренду часть помещения. Там расположена известная стоматологическая клиника. В ней лечат наших детишек и еще нам за это деньги платят. Еще депутаты дают деньги. Вот, председатель ЗакСа Вячеслав Макаров нам помогает.

То есть просто нужно стремиться?

Просто надо хотеть. Я могу вам сидеть и рассказывать, что ничего нет. И ничего не будет! А меня за этот стол посадили, чтобы было! И мое дело – правильно хозяйствовать. Мы целенаправленно шли к этому, и пришли. Пусть так будет у всех. Здесь все очень просто: если я хочу, чтобы моя школа была такой, — она будет. Если я хочу, чтобы здесь пахло только пирожками, а не туалетом, — будет так. А я знаю школы, в которые я войду, и будет пахнуть туалетом. Мне очень стыдно за них. Я пришла 25 лет назад работать в 56-ую школу, в самую плохую в Петроградском районе. Она даже средней не была. Сегодня 56-ая гимназия на таком уровне. Захотите — все будет. Я в это верю. Я вообще считаю, что любую проблему можно решить организационными средствами.






Кстати о проблемах. Наверное, непросто привлечь работать молодых учителей: платят мало, профессия не очень модная…

Много не платят, но, в общем-то, не так уж и мало. У меня пополнение молодыми обеспечено тем, что к нам приходят работать наши выпускники. В нашей школе работает много счастливых людей, поэтому наши выпускники с удовольствием выбирают педагогический университет. Потом они возвращаются к нам, если есть вакансия. Еще есть люди, которые специально приезжают к нам. Например, участники конкурса «Учитель года». Иногда я выискиваю в Интернете. Я хочу, чтобы школа была молодой. Мы создаем условия для этого. Сейчас в коллективе много молодых, талантливых. Для очень многих людей важно участвовать в большом интересном деле или иметь такие условия работы, как у нас, или работать в знаменитой школе. Таким образом сюда народ и собирается. Наше дело людей заинтересовать, дать им возможность проявить себя, что мы удовольствием и делаем. Так мы задерживаем молодежь. Школа – это не место несчастных людей или неудачников. Школа – это место счастливых людей, потому что здесь должно быть интересно, — и детям, и взрослым. Весь мир — театр, а люди в нем актеры. Если люди — актеры, то им должны аплодировать. Школа – это место, где аплодируют людям. Наша задача — создать подиум для демонстрации всех талантов учителей. Слагаемые успеха образовательного учреждения — это новые технологии, традиции, творчество и, конечно, зарплата. Средняя зарплата у нас такая, как положено. У учителей с мая месяца с учетом отпускных в среднем 46 тысяч. В общем, достойно. Начинающим тяжело, но у нас есть премии. Например, по результатам ЕГЭ педагогов, ученики которых написали ЕГЭ больше чем на 90 баллов, мы премируем независимо от возраста и опыта. Подготовил таких учеников – вот тебе премия. Я не хочу эти деньги просто так раздавать. Их нужно давать за что-то. Это очень важно, это стимулирует людей.

У вас в школе введена форма, есть эмблема. То есть вы стараетесь поддерживать корпоративный дух. Насколько это объединяет людей?

Школьная жизнь, возрастной период с 7 до 17 лет, – это не подготовка к будущей жизни, не репетиция того, что будет. Это жизнь, которую человек проживает. Она уже никогда не повторится. Я с большим удовольствием перенимаю все, что я вижу на западе. Я поехала в одну из первых командировок и увидела, что, например, в Бельгии у каждой школы есть животное-талисман. Это было примерно в 1992-1993 году. Тогда мы решили придумать свой тотем. Мы думали-думали, придумали бобра. Мы с коллегами как-то не задумывались о том, что он что-то там портит в природе, но то, что он строит хатки и что он трудяшка, нам очень нравилось. Из этого выросла целая история. К примеру, наши отличники получают в конце учебного года диплом «Золотой бобер». У нас есть книга, в которую вписаны все эти дети. Их там уже великое множество. Этот «бобер» недавно стал еще и зеркальным для тех учителей, которые подготовили победителей олимпиад городского и всероссийского уровня. Зеркальный он, потому что в ученике как в зеркале отражается учитель. Такая у нас бобриная семья. В этом году гимназия стала академической и на нашего бобра мы надели конфедератку. Форма, бобер – вот вам уже и корпоративный дух. Ведь это потом и в жизни будет очень важно. Форма, в которой дети ходят, вечера, которые мы проводим для учителей, премии, которые мы придумываем (например, педагогический «Оскар», который у нас называется «Звездный час»). Это все элементы корпоративной культуры.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Вы сказали, что эта премия для отличников. Теперь я представляю, как вы работаете с теми, кто хорошо учится. А вот с теми, кто плохо?

Бороться с недостатками – это путь в никуда. Развивать нужно достоинства коллектива и человека. Это же гимназия. Мы что, должны их заставлять учиться? Мы предоставили им потрясающие возможности для хорошей учебы. Мы для них сделали все. У нас шикарные классы, прекрасные учителя, интересная жизнь, много экскурсий, поездок. Хочешь – бери. Не хочешь – твои проблемы. Это не значит, что мы на них не обращаем внимания. У нас работает большая служба психологов. У них много программ, в том числе и преодоления неуспешности в учебе. Маленьким детям надо помогать. Чего их ругать? А старших ругать бесполезно. Не хотят учиться – пусть не учатся здесь. Тратить свою энергию и время на бездельников я не буду. Если надо помочь, мы поможем. В 10 классе объяснять лоботрясу, что нужно учиться, а прогуливать – плохо и бессмысленно, я не буду.

Вы много лет работаете в этой школе…

Да я ее построила, что уж тут лукавить!

Что вас заставляет продолжать?

Меня ничего не заставляет. Это моя жизнь. Я это очень люблю. Это мое детище. Оно мне досталось дорого. Я заплатила собственным здоровьем, но пока я еще могу, с удовольствием это делаю. Я люблю этих людей. Это мои самые близкие друзья. Это мое все. Я это сделала. Я хотела этого. Меня никакие дальние должностные перспективы никогда не интересовали более того, что я имею. Это уровень моей компетенции. Я так полагаю, что я хороший знаменитый директор хорошей знаменитой школы. Это греет мое самолюбие, не буду скрывать. Это мой успех. Государство очень высоко оценило мои заслуги, и я очень благодарна ему за это. Сколько я еще могу, буду работать. Я знаю, кому я это дело передам потом.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Почти для полумиллиона детей в Петербурге начался новый учебный год. Второй день занятий сегодня и в академической гимназии №56. За почти три десятилетия обычная восьмилетка превратилась в одну из престижных школ города. Во многом это заслуга Майи Пильдес, председателя совета гимназии. Неделю назад она покинула пост директора, но до сих пор принимает активное участие в жизни учебного заведения. Яна Плукчи, сама выпускница 56-й гимназии, встретилась с Майей Пильдес.

ЯНА ПЛУКЧИ, корреспондент:

«Здравствуйте, Майя Борисовна! Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года от телеканала "Санкт-Петербург". Спасибо, что нашли для нас время. Особенно приятно для меня сейчас находиться в моей альма-матер. Сразу хочу начать с первого вопроса, касается он выпускников. Я знаю, что Академическая гимназия №56 ставит рекорды по количеству выпускников, в этом году их было 280, при этом треть от этой цифры - медалисты. Чем это обусловлено? Это дети такие талантливые или качество образования и инфраструктура самой школы играет не последнюю роль?».

МАЙЯ ПИЛЬДЕС,

«Бороться с недостатками - это путь в никуда. Надо развивать достоинства. Что мы активно и делаем, начиная с 1 класса. И наши замечательные "золотые бобры", наши отличники вырастают в медалистов. У нас, конечно, в этом году, рекордное количество медалистов, прекрасный выпуск. Не только ребята получили медали за отличную учебу, но и за победу в олимпиадах. Теперь же есть такая замечательная награда правительства Санкт-Петербурга».

ЯНА ПЛУКЧИ, корреспондент:

«Можно сказать, что Вы довольны своими выпускниками?»

МАЙЯ ПИЛЬДЕС, председатель совета гимназии №56, член общественного совета Минобрнауки РФ:

«Да, конечно, даже очень довольна и теми, кто учится, и теми, кто учит»

ЯНА ПЛУКЧИ, корреспондент:

«Во многих школах наравне с учителями работают и психологи, которые помогают, в том числе и выбрать будущую профессию выпускников. Как вы думаете, это действительно необходимо?»

МАЙЯ ПИЛЬДЕС, председатель совета гимназии №56, член общественного совета Минобрнауки РФ:

«Психологи, логопеды - это сегодня очень большая служба, социальный педагог. Мы эту идею привезли из Бельгии, немножко её трансформировали, сделали удобной и понятной для себя. И очень рады, что это пошло по всей стране».

ЯНА ПЛУКЧИ, корреспондент:

«Майя Борисовна, какие изменения коснутся школ в новом учебном году?».

МАЙЯ ПИЛЬДЕС, председатель совета гимназии №56, член общественного совета Минобрнауки РФ:

«Было требование Министерства образования добавить часы на изучение русского языка в старших классах, мы это сделали уже давно. Добавили часы еще на изучение истории. Причем очень правильные даны рекомендации, особое внимание уделить более глубокому изучению истории Великой Отечественной войны, особенностям, безусловно, Революции, которую мы вот сейчас отмечать будем столетие, все-таки это явление, которое требует очень разносторонней такой оценки. Мы постепенно начинаем готовиться к введению астрономии, мы в этом году пока не готовы, потому что учебники ждем новые, учителя должны курсы пройти. Всё остальное мы стараемся оставить так, как у нас было».

ЯНА ПЛУКЧИ, корреспондент:

«Майя Борисовна, что пожелаете сегодня школьникам и наверное, в первую очередь первоклассникам, потому что для них сегодня самое главное 1 сентября в жизни».

МАЙЯ ПИЛЬДЕС, председатель совета гимназии №56, член общественного совета Минобрнауки РФ:

«Я могу им пожелать только одного: успехов и чтобы были трудолюбивыми».

Комментарии следуют самые разнообразные. И про деньжищи, и про связи директора школы Майи Борисовны Пильдес, и про ее амбиции. Вроде бы и правда - «шик и трепет» какой-то. Красивые пригласительные билеты (платные, однако) для всех родственников, памятные открытки для каждого из ребят. Большой концерт, устроенный силами всех художественных коллективов гимназии... Надо заметить, что многие школы вообще никаких торжеств в честь юбилея города ни для детей, ни для взрослых не устраивали. Младших ребят пораньше отправили на каникулы, чтобы не путались под ногами. Какие воспоминания о 300-летии города у них остались, никому не интересно. А в 56-й - море впечатлений от собственного праздника: видеофильмы, снятые восторженными родителями, фотографии для семейных альбомов. И на многих, конечно, ликующая Майя Борисовна - вечный возмутитель спокойствия, директор, о котором много говорят, спорят, которого и осуждают, и награждают, а многие, как водится на Руси, откровенно завидуют.

Всем, кто эту школу знает не один год, праздник в Большом концертном зале «Октябрьский» вовсе не кажется событием исключительным. Только так и могло быть! Если школа много лет собирает в Спортивно-концертном комплексе «Юбилейный» всех детей и их родственников на праздник в честь начала учебного года, ежегодный праздник песни проводит в Государственной капелле, победителей своих олимпиад чествует в Аничковом дворце, а лучшим учителям вручает школьные профессиональные премии «Звездный час» в Юсуповском дворце, где же ей 300-летие Петербурга отмечать как не в крупнейшем концертном зале города?

Начиная с 1990 года, в самые бурные и трудные времена, они рискнули объявить себя «Школой для радости», бросая вызов растерянности и пессимизму, сменившим короткий период перестроечного подъема. Пожалуй, «бросая вызов» - это в излишнем азарте сказано. И дата - 1990-й - связана не с политическими переменами, а скорее с биографическими. Просто другого времени у них не было. Так получилось, что именно в 1990-м сложилась ситуация, позволившая Майе Борисовне Пильдес, до этого завучу школы №87, получить в полное свое распоряжение небольшую восьмилеточку на улице Пудожской Петроградского района. И началось. Все мечты, накопившиеся с детства, все многочисленные друзья-единомышленники, разбросанные судьбой по разным учебным заведениям города, и крепкое ядрышко, сложившееся еще в юности, - все стало собираться, концентрироваться в школе на Пудожской. Из 87-й сюда пришли за своим лидером С.В.Данилов, Е.И.Казакова, Н.А.Шапиро, М.Ю. Шелагин, Л.С.Илюшин, Ю.В.Белов.

И первый же год - ах, какой это был восхитительный год! - когда они только что не жили в школе, принес небывалый успех. О 56-й заговорили в городе как о школе, в которую дети не просто охотно идут - бегут! - по утрам. Там действительно интересно и радостно жить. Там проводятся невиданные игры, погружающие детей и взрослых в необыкновенную атмосферу. Там можно учиться, не замечая занудства и однообразия урочно-звоночного ритма...

Так журналист, пишущий на школьную тему, я, конечно же, не раз бывала на их играх и праздниках, на замечательных капустниках. Давно познакомилась со всей компанией ближайших соратников Майи Борисовны, видела взаимопонимание, царившее здесь. И каждый раз пыталась понять, где истоки, в чем причины столь очевидного успеха. На чем замешан неиссякающий задор, кураж, откуда такая энергия? На память легко приходили романтические 60-е, когда в Ленинграде расцветало коммунарское движение, а в «Орленке» у Черного моря складывалась Всесоюзная школа вожатых, заряженных замечательной методикой коллективных творческих дел И.П.Иванова. Многие коллеги Майи Борисовны и прежде всего Елена Казакова - научный руководитель 56-й - начинали именно там. Не последнюю роль сыграл короткий, но очень плодотворный период бурных дискуссий начала 90-х, когда и учителя, и городские чиновники, поддавшись общей перестроечной радости, то и дело собирались на митинги. Со своими идеями, программами реформирования образования выступали все, кто хотел. В моду вошли «мозговые штурмы» и деловые игры с выездами за город, с погружением в атмосферу творчества. Именно в это время разрабатывались и оттачивались стиль и методы, особый уклад школьной жизни в 56-й. Но ведь не в ней одной! Каждая школа искала свое лицо. Программы и уставы соперничали друг с другом. Возникали действительно интересные коллективы не только на Пудожской. Немало таких, что выжили в это трудное десятилетие и до сих пор «держат марку». Есть высокое качество образования, отличные результаты. Но такого размаха, как в 56-й, нет ни у кого. Только 56-я решилась увеличить свой коллектив до двух с половиной тысяч детей и четырехсот сотрудников. А в этом году к ним присоединяется еще и детский сад.

«Не страшно ли?» - первая реакция на такие цифры, на которую Майя Борисовна отвечает не раздумывая: «Нисколько! Можно расти и дальше, пока есть идея и есть такие коллеги, какие со мной работают!» Познакомиться подробнее с их идеями и практикой может каждый желающий, поскольку школа часто проводит конференции разного масштаба и издает прекрасную методическую литературу. Но самый уникальный документ, позволяющий понять и по-новому увидеть бесстрашного директора, издан, к сожалению, очень небольшим тиражом. Это открытое письмо, написанное самой Майей Борисовной к собственному пятидесятилетию «Всем, кому интересны мои размышления». Оно попало в шутливую и нежную подарочную книжку, которую друзья оформили как «энциклопедический словарь» и преподнесли директору в день рождения. Среди их шуток и признаний это письмо выглядит неожиданно серьезным и оттого особенно пронзительным. В нем нет поучительных историй или профессиональных откровений. Там - признание в любви, которая объясняет все. И прежде всего - отношения с коллегами.

Содружество Пильдес - Данилов - Шелагин давно стало легендарным. Шутники утверждают, что эти двое заместителей «МБ» еще в детстве заняли при ней свои посты и вот уже почти тридцать лет никому их не уступают: «честное пионерское» дали быть всегда вместе и служить всю жизнь одной идее. А сама «МБ» пишет об этом так:

«В чем счастье учителя, воспитателя, человека, работающего с детьми? В детях. В тех, кто дарил тебе радость быть рядом с ними и вместе с ними. В тех, кто доверял тебе самые сокровенные тайны, делился важным и наболевшим. В тех, кого ты любишь, как своего сына. Вот это счастье пришло ко мне в Доме пионеров и называлось оно районный пионерский штаб. Ничего подобного в моей жизни никогда не было и никогда уже не будет. Это был удивительный детский коллектив, необыкновенный. Если бы меня спросили сейчас, как все так смогло получиться, какие методы, какие приемы использовались при его создании, я ничего не смогла бы объяснить, кроме одного, - я их любила. Они в моей тогдашней жизни были все. Даже семья вписывалась в ритм пионерского штаба. Летом - в лагерь. В каникулы - по городам Советского Союза... Штабистов было много, и все они были хороши, но среди них были и особенные, самые любимые. Многие из них выбрали педагогическую профессию, и этим я очень гордилась. Многие начинали вместе со мной, но не выдержали. А те, с которыми и теперь мы вместе, с которыми пройден славный путь, многое пережито и прожито, примите мою благодарность... Это и Миша Шелагин, и Таня Родина, и Сережа Данилов. Несколько самых теплых слов о Шелагине. Его трудолюбие, преданность делу, удивительная работоспособность и золотые руки - это с детства и навсегда. Миша незаменим, за что ему низкий поклон и благодарность, как, впрочем, и Тане Родиной. А вот Сережа Данилов - особая глава моей жизни и судьбы. Это моя гордость и любовь, моя опора и надежда. Я никогда и ни от кого не скрывала этого... Сережа всегда отличался и сейчас отличается какой-то необыкновенной проницательностью, пронзительностью, глубиной, удивительной отзывчивостью на все то, что происходит со мной, моей жизнью, работой, семьей. Да и он сам, и его замечательная жена Галя, и любимый нами Максимка теперь члены нашей большой и дружной семьи. Мы только так все вместе себя и ощущаем».

Есть в том же «словаре» воспоминания о пионерском штабе Сергея Данилова. Он без иронии никогда обойтись не может. Но о тех годах написано так: «...Потом наступили «вторники» - дни, когда собирался штаб, когда ребята из разных школ района начали понимать: лучшее из того, что происходило с ними в жизни, происходит здесь и сейчас. Я пишу эти строки, отдавая себе отчет в том, что для многих это так и осталось самым замечательным временем в жизни, и не вижу в том ничего плохого. В конце концов для нас «МБ» делала все что могла; как каждый помог себе после - совсем другая история».

С первого дня на Пудожской им было очень тесно. Учиться в две смены и организовать жизнь детей так, как хотелось - открыть центр дополнительного образования, службу психолого-педагогического сопровождения было невозможно физически. Проект второго, главного здания удалось утвердить довольно быстро. Стройка началась и, как многое в те годы, надолго замерла. Положение казалось просто катастрофическим. Именно в такой момент мы встретились в очередной раз. Придумывали текст телеграммы правительству, которую опубликовала потом «Учительская газета». Школу уже знали в стране. Она победила в конкурсе «Школа года России», получила первые награды. А директор - поездку в США. Но социализм стремительно сменялся капитализмом. Менялись отношения, нравы, наконец, власть. А в 56-й все та же компания горячилась над своими проектами, и свет в окнах школы горел до полуночи. Странно было слушать их споры. Какая разница, нужна ли школе своя обсерватория, если в реальности нет денег даже на ремонт! Майя Борисовна предпринимала шаги порою совершенно отчаянные. Как она пишет, «ничего просто и легко у меня не получалось никогда. Все с какими-то нечеловеческими трудностями, все в спорах и сомнениях, все с бесконечным преодолением всяческих препятствий. Так было и в 56-й... Но к этому всему примешивался какой-то необыкновенный азарт, граничащий с неким авантюризмом...» Без такого азарта, пожалуй, им просто не удалось бы привлечь к школе внимание, которое требовалось для продолжения строительства. Кроме традиционного микрорайона, сюда уже повели своих детей первые крупные предприниматели и банкиры, прослышавшие о необычной школе, просили принять на воспитание наследников знаменитые деятели культуры и генеральные директора. Многие из них помогали как могли. Но решающую роль сыграло, конечно, знакомство с четой Яковлевых - губернатором и его женой, которые стали большими друзьями школы. В юбилейном словаре визит губернатора значится отдельной строкой как одна из знаменательных дат - 5 мая 1997 года. Он приехал тогда познакомиться со стройкой, забуксовавшей в очередной раз. А через неполные четыре месяца, 1 сентября, состоялось торжественное открытие нового здания на Чкаловском, 35.

А дальше - новый подъем, исполнение желаний и период не менее трудный, чем строительство. К ним присоединяются соседние «вымирающие школы». Уже не два здания, а четыре. Стремительно растущий коллектив. Честно говоря, мне понятнее и ближе школа небольшая, где директор, как знаменитый Карл Иванович Май, может утром каждого встречать на лестнице и, глядя в глаза, здороваться за руку. «О да!» - соглашается Майя Борисовна.» - И я сначала на Пудожской стояла на лестнице. В самой красивой кофточке. А потом мне приводили в кабинет провинившихся. И родителей, с которыми требовалась задушевная беседа. А развитием школы заниматься было некогда. Я поняла, что только строгое разграничение обязанностей может спасти от текучки. Пусть лучше в глаза ребенку смотрит умный, не задерганный лишними требованиями педагог. Мое дело - создать ему для этого все условия, позаботиться о нормальной атмосфере... А тогда - чем больше школа, тем лучше! Понимаете, есть артель, а есть Кировский завод. У большого коллектива и возможности больше. Мощные педагогические объединения, перспектива профессионального роста, полноценная нагрузка, возможность подработать наконец. Со временем я поняла, что для меня как для директора главный человек в школе - учитель. Если учителю хорошо, то и детям с ним рядом будет радостно. Кстати, в большой школе детям тоже лучше. Наши четыре здания, переход с возрастом из одного в другое создают для них новые стимулы и некое единое педагогическое пространство».

Люди, которые три десятилетия работают с «МБ», считают, что она всегда была руководителем такого масштаба. Они утверждают, что человека с идеями всегда найти нетрудно. Мало тех, кто умеет эти идеи осуществлять. А для Пильдес характерно как раз второе. Она как никто умеет найти пути, просчитать результат, всегда знает, КАК осуществить задуманное в реальной ситуации. И это было в ней всегда. Подтверждение тому можно найти все в том же письме: «...Я так активно перед уроком всех учеников 1-го «А» класса строила в рекреации, что уже на второй неделе моей школьной жизни Анна Васильевна назначила меня старостой класса, и понеслось... В 183-й школе, где начиналась моя трудовая биография, у меня получалось все: и пионерские сборы, и парады, и победы в различных соревнованиях, и первые самостоятельные уроки. Получалось потому, что окружали меня замечательные люди; потому, что верили в меня, любили, а я любила их, любила, как свою собственную семью, которая тоже появилась в эти годы и которой я безмерно благодарна... Мне так не хотелось расставаться со своей любимой 183-й школой, но... начав работать в Доме пионеров, я поняла, что должность районного методиста по пионерской работе, наверное, придумали специально для меня. Шесть лет работы в Доме пионеров - счастливейшее время моей жизни. Молода, полна задора, идей, окружена интереснейшими людьми. Мне было так легко и интересно! Круговорот дел и событий... Но даже тогда я не могла предположить, что в моей будущей жизни так много будет зависеть от этих счастливейших дней. Грандиозные праздники гимназии №56 - это продолжение тех районных праздников в цирке, которые я проводила с огромным удовольствием и гордостью. Выезды старшеклассников - их истоки в лагерях пионерского актива. Центр дополнительного образования - все тот же Дом пионеров и школьников и т.д. Но самое дорогое и замечательное - это люди. С самого 1974 года мы идем по жизни вместе с Надеждой Александровной Шапиро и Галиной Владимировной Кулыгиной».

В то время когда другие гимназии гонялись за талантливыми учениками и ужесточали конкурсы, 56-я брала курс на массовость. Это с подачи Пильдес в городе отменен прием в первые классы по принципу микрорайона и по способностям. Родители получили право учить своего ребенка в той школе, которая им больше нравится. Для 56-й нововведение обернулось невиданным количеством первоклассников. У них теперь 10 первых! Где же им праздновать начало учебного года как не в СКК «Юбилейный»?» «И пусть приходят все родственники, все кому интересно!» - это железный принцип Майи Борисовны. «...Я помню, как меня провожали в первый класс, как для моей мамы было важно купить мне самое лучшее школьное платье в самом лучшем ателье для девочек на улице Герцена, как важно было сшить штапельный белый передник с большим бантом, завязывающимся на спине. Я помню, как шли мы все вместе в школу - я, папа, мама, моя тетя Мила, бабушка, дедушка, соседка по квартире. Сопровождающих меня в первый класс было больше, чем у кого-либо из моих одноклассников».

Обеспечив себе теперь такое количество самых разных родителей-друзей, 56-я больше не ищет спонсоров. «Сами придут и предложат все что могут!» - уверена Майя Борисовна. - Не у каждого взять можно!» Она давно поняла, что, приняв помощь, попадаешь в определенную зависимость. Расплачиваться придется успехами ребенка. А если он не способен достичь их? Приходится очень серьезно просчитывать последствия. И далеко не всякий удостаивается чести быть спонсором в 56-й. Такое же отношение к подаркам. Отменены, например, выпускные торжества в 9-х классах, чтобы сократить еще один повод для подношений учителям и директору. Не подарки им нужны...

А теперь - о главном. О том, ради чего здесь собрано столько многолетних впечатлений, воспоминаний и цитат. Очень хотелось, чтобы читатель представил себе и масштаб достигнутого, и путь к успеху, и те усилия, которые прикладываются теперь мощным коллективом для радостной и полноценной жизни ребенка в школе. Казалось бы, сбылись мечты, осуществляются самые дерзкие планы. Только твори! А Майя Борисовна, такая уверенная в себе, такая успешная, на грани полного отчаяния. «Я не знаю, на какую площадь выходить, в какие бить колокола! Я не понимаю правительство, которое не умеет и не хочет думать о будущем. Нашему государству дети не нужны. Школа захлебывается в нищете. Недавно мы оформляли на работу учителем в начальные классы девочку, начинающую свой трудовой путь. Со всеми надбавками наскребли ей 1035 рублей. Вы можете представить себе, что это такое в городе Петербурге? У меня работают суперпедагоги по физике, математике, языкам. Мне стыдно смотреть им в глаза! Для них-то я власть. А я легко могу найти деньги на небывалый праздник, освободить их от лишних обязанностей в школе - мытья окон, уборки классов, дежурств. Могу добывать для них награды, чествовать, прославлять. Но я не могу сделать того единственного, что было бы справедливо и нормально, - дать им достойную зарплату. Мы стараемся изо всех сил сохранять независимость от подарков, «конвертов», подачек со стороны родителей. В нашей школе платных услуг нет. «Равный старт» для всех детей - это принципиально. Но все же видят, как мы живем. Разговоры о нищете учителя стали общим местом. Сколько же можно!»

После ссылок на щедрость спонсоров, упоминаний о высокопоставленных покровителях и дружбе с губернатором есть смысл, пожалуй, сказать о материальном достатке самой Майи Борисовны и ее представлениях о благополучии. Родилась в семье, как она пишет, «очень скромной, хорошей, где огромное значение придавали воспитанию и образованию ребенка». Отец долгое время работал техническим руководителем кинотеатра. Мама занималась распространением театральных билетов, работала в библиотеке, в книжном магазине. Оба мечтали дать дочери полноценное высшее образование и очень огорчились, когда она выбрала самую трудную дорогу в педагогику: решила работать старшей вожатой и учиться вечерами. Такое решение было вызвано не нуждой, хотя деньги всегда были нужны. Просто к тому времени Майя Пильдес уже поняла, что не может жить без школы.

Счастливое замужество принесло ей счастье, надежный тыл, замечательного сына Даниила. Но материальный достаток всегда оставался средним, что, впрочем, никогда их особенно не огорчало. Такие сказочные букеты цветов, какие дарят Майе Борисовне, не всякий актер видит. Стихи, капустники в ее честь всегда отличаются талантом и остроумием. А колбаса... Ну не бывало ее временами, да и ладно! Одевалась всегда хорошо, не придавая, впрочем, и этому особенно большого значения. Больше беспокоилась любимая подруга Верочка, живущая теперь в Америке, многочисленные друзья, родственники. Особым поводом для шуток была и остается каракулевая шуба, которая была приобретена в 1988 году после смерти дяди, оставившего любимой племяннице наследство размером как раз на такую обнову. Через положенное количество лет начались раздумья, какой кусок откуда отрезать, куда пришить, чтобы подновить манжеты, воротник, карманы. Укорачивали, переставляли, превращали в полушубок... На недавний вопрос о судьбе заслуженного полушубка Майя Борисовна с некоторой печалью ответила, что мех столько не живет. Вот такие «мерседесы», дачи в Америке и... что там еще о ней говорят? Сама-то «МБ» считает, что профессия дала ей нечто большее. «...Спасибо школе за все. Никаким другим делом я никогда бы не смогла заниматься, потому что ничто в жизни я не смогла бы полюбить так, как я полюбила школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в Первое сентября. Еще и еще раз я благодарю всех своих учителей за то, что они дали мне понять, что школа - это для меня. Я счастлива, что всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом».

Те, кто начинает сейчас самостоятельную жизнь, представляют ее себе несколько иначе. Эпоха романтизма, бескорыстного служения уходит в прошлое безвозвратно. «Коллектив стремительно стареет! - тревожится Майя Борисовна - Молодые хотели бы, но физически не могут жить на такие деньги. Мы гордились, что в нашей школе работает много мужчин, но я понимаю, что удерживать их здесь нельзя, невозможно! Вот где решаются вопросы безопасности страны! А президент собирает Госсовет, чтобы обсудить вопросы культуры. С чего начинается культура, если не с образования? Кому нужна эта культура, если в стране скоро не останется нормально образованных людей? И разве дело в едином экзамене или каких-то других пусть даже идеально продуманных требованиях? Кто будет учить ребенка всему этому? Где я найду профессионалов, которые за такие деньги станут работать по новым, самым мудрым из мудрых программам? Никакие доплаты, прибавки от губернаторов, от попечителей проблемы не решают. Это принципиально важно: школа - учреждение государственное, и таким она должна быть. А мы все - госслужащие. И должны оплачиваться и оберегаться как все, кто состоит на государственной службе. Тогда и результатов можно будет потребовать самых высоких. А пока то, что происходит, - это бессовестная, бессердечная эксплуатация преданности своему делу, любви к детям, которая еще остается в людях, рожденных для Школы».

В продолжение темы:
Здоровье

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции корректора, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные...

Новые статьи
/
Популярные