Кто что ест? Окружающий мир тема "кто что ест" Кто что ест питание животных.

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши - добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб - лесная мышь - сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это - первое звено. Второе звено цепи - растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

Цепи питания можно изобразить с помощью моделей.

  1. Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
  2. Прочитайте текст «Кто как приспособлен». Найдите в нём примеры приспособленности животных: а) к добыванию пищи; б) к защите от врагов.

Кто как приспособлен

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы - всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита - иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Кузнечика спасает зелёный цвет - в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Обсудим

  1. Почему цепи питания начинаются с растений?
  2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Проверь себя

  1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
  2. Что такое цепь питания? Приведи пример.

Задания для домашней работы

  1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Странички для любознательных

Доброе слово о хищниках

Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных - зайцев, кабанов, оленей, тетеревов - сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

На следующем уроке

Узнаем, как размножаются и развиваются разные животные. Будем учиться изображать процесс развития животных с помощью моделей.

Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как животные заботятся о своём потомстве.

Наши проекты

Разнообразие природы родного края

Более ста лет назад выдающийся учёный Дмитрий Никифорович Кайгородов написал такие строки: «Мне рисуется в далёком будущем (а может, и не так уж далёком!) такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки... переносятся в ту великую аудиторию 1 под открытым небом, на кафедре 2 которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа».

Д. Н. Кайгородов и его дом в Санкт-Петербурге

Да, Дмитрий Никифорович мечтал о том, чтобы школьники изучали природу не только в классах, но и в самой природе!

Что ж, давайте так и сделаем. И не будем дожидаться весны. Природа окружает нас во все времена года, и она всегда удивительна. А самое удивительное в природе - её невероятное разнообразие. Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!

Организуйте изучение этого удивительного разнообразия в своём крае. У вас есть хороший помощник - атлас-определитель «От земли до неба». Кроме атласа, можно взять и другие книги о природе.

  • Приступая к работе, чётко определите цель проекта. Договоритесь о форме работы: индивидуально, в парах, группах или всем классом. Продумайте этапы работы, распределите обязанности, согласуйте сроки.
  • В таком исследовании не обойтись без взрослых. Отправляйтесь вместе с ними в парк, в лес, на луг, к водоёму. Записывайте названия природных объектов в специальный дневник, делайте фотографии, зарисовки. Из разных источников соберите дополнительную информацию.
  • По результатам исследования составьте «Книгу природы родного края». Общий план книги продумайте заранее. Можно взять за основу план атласа-определителя.
  • Итоги исследования подведите на конференции-празднике. Пригласите взрослых, которые помогали вам в работе над проектом, и других гостей. Вместе с ними оцените результаты своей работы.

1 Аудитория - помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся другие занятия.

2 Кафедра - место, с которого профессор (преподаватель) читает лекцию, ведёт занятие.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

Предмет: окружающий мир

Класс 3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока Кто что ест. Цепи питания

Цели урока : познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;

рассмотреть цепи питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Дидактические цели:

  1. Научить распознавать группы животных по признаку питания.
  2. Научить выстраивать объекты природы в цепи питания.
  3. Определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  7. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.

ЛичностныеУУД :

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;

Регулятивные УУД:

- анализировать и оценивать правильность выполнения учебного действия;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ объектов с учётом выделения всех признаков;

Осуществлять синтез как составного целого из частей;

Коммуникативные УУД:

Формирования собственного мнения и позиции;

Формирование умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения вести дискуссию;

Учебно-методическое обеспечение учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", М. Просвещение 2011 г., рабочая тетрадь " (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас") М. Просвещение 2011 г

Время реализации урока (занятия): 45 мин

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Тип урока : урок открытия новых знаний

Формы организации : фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование:

1)Компьютер, проектор, интерактивная доска;

2) Карточки с изображением животных, для работы в группе, в паре.

3) Текст со стихотворением Б. Заходера.

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Проверка домашнего задания

5 мин

Подготовка к изучению нового материала.

1 мин

Постановка учебной задачи

1 мин

Открытие новых знаний.

10 мин

Закрепление

3 мин

Динамическая пауза

2 мин

Знакомство с понятием “цепи питания”

3мин

Закрепление

9 мин

Решение экологических задач.

6мин

Итог занятия. Обобщение по теме.

3мин.

Домашнее задание

1 мин

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

1.На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Животные

Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные

Особое внимание на уроке мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Слайд 3.

Работа в парах. (1 пара у доски, остальные за партами).

Задание : Расположите виды животных в нужную группу: черви, рыбы, моллюски, земноводные, иглокожие, пресмыкающие, ракообразные, птицы, паукообразные, млекопитающие, насекомые

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

Слайд 4 .

Определи, к какому классу относится животное

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Проблемная ситуация.

Слайд 5

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По способу питания)

V. Открытие новых знаний.

Слайд 6 .

Тема нашего урока

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Слайд 7.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

Слайд 8.

1. Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь –….(медведь).

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже лося. Но охотится на большого зверя он не часто. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все таки главная еда медведя – растения. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

Слайд 9.

2.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Проснувшись весной, еж активно поедает насекомых, ловит лягушек. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

Слайд 10.

3 Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот!

– Чем питается? (сообщение детей)

Енот в болотах и озерцах «удит» лягушек, рыб, рачков. Если повезет, с удовольствием съест пойманную мышку или детеныша ондатры. Змеи, жуки, ящерицы – все они лакомый кусочек для енота. Растительная пища – тоже неотъемлемая часть рациона животного. Это всевозможные фрукты, ягоды, орехи, коренья. Именно корешки енот находит в земле.

Слайд 11.

К какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 12.

(дятел, кукушка, стрекоза.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

Слайд 13.

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 14.

VI. Закрепление

Слайд 15.

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VII. Динамическая пауза.

VIII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

Слайд 16

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Слайд 17.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

IX. Закрепление

Слайд 18.

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Проверка

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Слайды 19-23.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Слайд 24.

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

2. Работа с учебником

Слайд 25.

Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Как приспособились хищники к добыванию пищи?

(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

Как приспособились животные защищаться от хищников?

(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)

X. Решение экологических задач .

Слайд 26.

Проблемная ситуация.

Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

С чего начинается пищевая цепочка? (С растения.)

Чем она заканчивается?(Грибами и бактериями.)

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Слайд 27.

Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

2. Задание: Слайд 28.

В один из детских лагерей в субботу и воскресенье, как принято везде приезжали родители. Дети встречали их букетами полевых цветов. А в лагере 700 детей. Это значит, что собирали 700 букетов в неделю. Последствия сказались очень скоро. Какие?

3. Задание: Слайд 29.

Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I.

4. Задание: Слайд 30.

Послушайте то что произошло в Китае.

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая цепь питания в Китае была нарушена?

(Пшеница – насекомые – воробьи.)

XI. Итог занятия. Обобщение по теме.

На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

(Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников)

Слайд 31.

Прочитайте стихотворение Б Заходера «Все-все на свете нужны»

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползающая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них но и для жизни всей нашей планеты.

ХII. Домашнее задание

Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Список использованной литературы:

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.

Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.

Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе () для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.

Автотрофы (продуценты)

Автотрофы - живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:

  • Фотоавтотрофы (фотосинтезирующие организмы) такие, как растения, перерабатывают энергию солнечного света для получения органических соединений - сахаров - из углекислого газа в процессе . Другими примерами фотоавтотрофов являются водоросли и цианобактерии.
  • Хемоавтотрофы получают органические вещества благодаря химическим реакциям, в которых задействованы неорганические соединения (водород, сероводород, аммиак и т.д.). Этот процесс называется хемосинтезом.

Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.

Гетеротрофы (консументы)

Гетеротрофы , также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты. Люди, животные, грибы и многие бактерии - гетеротрофы. Их роль в пищевых цепях заключается в потреблении других живых организмов. Существует множество видов гетеротрофов с разными экологическими ролями: от насекомых и растений до хищников и грибов.

Деструкторы (редуценты)

Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.

Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

Уровни пищевой (трофической) цепи

Схема уровней пищевой (трофической) цепи

Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.

Трофический уровень организма - это положение, которое он занимает в пищевой цепи.

Первый трофический уровень

Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента , производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие и .

Второй трофический уровень

Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.

Третий трофический уровень

Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных - их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).

Четвертый трофический уровень

В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники - третичные потребители (к примеру, сова ест змей).

Пятый трофический уровень

Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).

Каждая пищевая цепь заканчивается высшим хищником или суперхищником - животным без естественных врагов (например, крокодил, белый медведь, акула и т.д.). Они являются "хозяевами" своих экосистем.

Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.

Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью .

Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.

Типы пищевых цепей

В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей: пастбищную и детритную.

Пастбищная пищевая цепь

Схема пастбищной пищевой цепи

Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.

Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.

Примеры пастбищной пищевой цепи:

  • Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
  • Растения → Заяц → Лиса → Лев.

Детритная пищевая цепь

Схема детритной пищевой цепи

Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала - детрита - который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них - приток органических веществ, производимых в другой системе.

К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке .

Энергия в пищевой цепи

Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.

Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.

Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.

На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.

Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:

  • На каждом трофическом уровне значительная часть энергии рассеивается в виде тепла, поскольку организмы выполняют клеточное дыхание и передвигаются в повседневной жизни.
  • Некоторые органические молекулы, которыми питаются организмы, не могут перевариваться и выходят в виде фекалий.
  • Не все отдельные организмы в трофическом уровне будут съедены организмами со следующего уровня. Вместо этого, они умирают, не будучи съеденными.
  • Кал и несъеденные мертвые организмы становятся пищей для редуцентов, которые их метаболизируют и преобразовывают в свою энергию.

Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает - все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.

Значение пищевой цепи

1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.

2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.

3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

Кто что ест

П А У К О О Б Р А З Н Ы Е

Р А К О О Б Р А З Н Ы Е

Н А С Е К О М Ы Е

И Г Л О К О Ж И Е

З Е М Н О В О Д Н Ы Е

К какой группе относятся животные?

Сформулируйте тему урока

Вспомните признаки жизни животных.

Питаются

Развиваются

Размножаются

Двигаются

Рассмотрим,

как животные питаются.

Животные

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Рысь Стрекоза Кабан Заяц

Растительноядные. Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы).

Гусеница

Полевая мышь

Хищные. Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д.

Взрослый самец-лев и львёнок поедают тушу африканского буйвола.

Хищные.

Ресничный червь

Божья коровка

Насекомоядные. Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви.

Землеройка

Всеядные. Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу.

Барсук Дрозд

Проверка.

Насекомоядные

Всеядные

Растительноядные

Цепи питания. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено.

Ведь только растения способны использовать

энергию Солнца, создавать, производить

питательные вещества (сахар, крахмал и др.)

из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи –

это растительноядные животные.

Третье звено – насекомоядные

или хищные животные.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых - стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым они не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Камышовая жаба

Травяная лягушка

Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Жук божьей коровки

Личинка божьей коровки

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.

Составьте всевозможные цепи питания лисицы. Проверка.

Дуб Кабан Волк

Сосна Жук-короед Дятел

В продолжение темы:
Архив

Вам нужен совет? Спросите у мужчины-Козерога: пусть он не эксперт по всем вопросам, но обладает незаурядной житейской мудростью. Волевой, надежный, сдержанный, амбициозный,...

Новые статьи
/
Популярные