Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент «Это я открыл»

Нужно ли учить ребенка читать с первого года жизни? Нужно ли нагружать малыша знаниями или пусть он лучше подольше гуляет на улице? Родители по-разному отвечают на эти вопросы и делают выбор. Свой выбор сделал и наш земляк Алексей Маниченко , который учился в России, Франции, США и получил образование в сфере педагогики, управления и финансов.
Вот уже много лет он ищет и успешно воплощает инновационные идеи в области раннего развития детей, разрабатывая комплексные программы. Председатель совета директоров компании «Умница» и основатель «Skylark Learning» рассказал о плюсах интеллектуального развития с пеленок.

- Гениями рождаются или становятся, на ваш взгляд? Существует ген гениальности?

Гены дают только предрасположенность. Если в вашей жизни нет ситуаций, в которых эта предрасположенность сможет развиться в талант, нобелевским лауреатом или примой Большого театра вы не станете. Родители влияют на успешность человека двумя способами: передавая ребенку набор генов и занимаясь воспитанием и развитием. Малыш получит больше шансов на долгую и успешную жизнь, если родители следят за своим здоровьем и развивают собственный интеллект задолго до рождения ребенка. Между тем многолетние исследования судеб приемных детей доказывают: на успехи в жизни намного больше влияет то, в какой семье человек вырос. Об этом же свидетельствуют и биографии многих выдающихся людей.

- Несколько слов о вашей компании. Почему вы сделали ставку именно на инвестиции в будущее ребенка?

Компанию «Умница» основал мой отец Андрей Александрович Маниченко. Он 20 лет проработал в школе учителем и психологом, разрабатывал инновационные методы обучения. Пытался облегчить процесс учебы, но при этом, сделать так, чтобы детишки добивались хороших результатов. Годы поисков привели к идее раннего развития, была основана компания. Мы занимаемся инвестициями в будущее ребенка, потому что это то, в чем мы разбираемся. За 15 лет в этом убедились 300 000 родителей в 50 странах мира.

- Расскажите о вашем сотрудничестве с учеными Кембриджского университета. Есть уже плоды совместной работы?

В 2013 году мы открыли в Кембридже компанию «Skylark Learning». Сейчас сотрудничаем с учеными прославленного университета, а также с британскими специалистами в области образования и издательского дела. Первый результат - методика обучения английскому языку «Skylark English», основанная на новейших достижениях науки о развитии ребенка. Методику уже оценили тысячи родителей в России, есть интерес в Европе, Азии, Латинской Америке. Развивающие материалы, созданные совместно с ведущими учеными мира, позволят родителям из разных стран давать своим малышам самый лучший старт в жизни.

- Расскажите об успехах своих детей? Вы их с первых дней жизни развивали?

У нас с женой двое детей, и они свободно владеют русским и английским языками. Оба рано начали читать, считать, творить, конструировать. Оба растут очень интересными людьми. Конечно, они были среди первых «испытателей» всех разработок нашей компании. Мы с женой считаем, что раннее развитие удалось, если человек с удовольствием и успешно учится всю свою жизнь, добиваясь все новых результатов. Жизнь наших малышей еще только начинается. Поэтому мы не любим рассказывать об их успехах подробно, хотя безумно ими гордимся!


У развитых не по годам детей в школе возникают проблемы. Вундеркинды скучают в первом классе и в конечном итоге теряют интерес к занятиям... Что думаете об этом?

Многолетний учительский опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем - и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок - не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер. А вообще, уравнивание детей по «возрастным нормам» - это проблема наших школ. Мы знаем, что дети развиваются разными темпами. К счастью, стали появляться и такие школы, в которых ребенок получает задачи по силам, а не по дате рождения.

- А еще говорят, умницы, как правило, неусидчивы и предпочитают заниматься только тем, что им интересно...

Умницы бывают разные. С успехами в жизни ученые связывают такое качество, как самоконтроль - умение заниматься одним делом продолжительное время, не отвлекаясь. Тем не менее, мы знаем, что послушный и умный не всегда одно и то же. Однако каждый учитель скажет, что послушных больше среди умных, а не наоборот. Есть прямая связь между успехами человека в каком-то деле и количеством времени, которое этот человек посвятил этому делу. Самые великие писатели написали больше всех книг, самые великие музыканты больше всех играли. Скажите, как долго может человек заниматься тем, что ему неинтересно? Если вы хотите, чтобы ребенок не просто следовал школьной программе, а добился чего-то выдающегося, надо дать возможность уделять максимум времени тому, что ему интересно. Конечно, если это занятие безопасно.

- Есть мнение, что большие объемы информации могут нанести вред детской психике. Существует такая опасность?

Доказательств такой опасности мы пока не нашли. Многолетняя практика показывает, что ребенка «перекормить» очень сложно. Когда он получил достаточно информации, он просто переключается на другое. Один из главных принципов раннего развития - следовать за ребенком, а не за программой. Одно из главных правил - всегда останавливать занятие раньше, чем этого захочет малыш. Внимание переключилось - значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще - дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Надо дать детям не знания, а любовь и умение учиться. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем понять. Через 20 лет благодаря прогрессу в технологиях половины сегодняшних профессий не будет, появится множество новых. Мы не знаем, будет нашим детям полезнее физика или музыка. Но мы точно знаем, что им всю жизнь надо будет учиться. Приобретать не знания, а новые навыки. Исследовать мир, пробовать новые решения - научиться этому важнее, чем выучить учебник. Учебники устаревают. Жажда открытий и творчества - нет.

Есть категория родителей, принципиально отвергающих раннее развитие. Они убеждены, что нет ничего более гармоничного, чем беззаботное детство с бесконечным гулянием во дворе до маминого крика в окно «Быстро домой!»...

Цель воспитания вообще - помочь ребенку подготовиться к жизни. К чему мы подготовим детей с «беззаботным детством»? Чему они научатся? Гулять, пока не окликнут? Мы все знаем примеры взрослых, которые так и гуляют... «Некоторые успевают состариться, так и не успев начать взрослеть» (Б. Гребенщиков)... Мы не можем знать, кем станут наши дети, но мы можем сделать для них главное - научить думать, учиться, творить. Важно «разбудить мозг».

Но вернемся к гениальности. Судя по всему, родители не особо развивали Билла Гейтса, Стива Джобса, не получивших высшего образования. Но это не помешало им стать тем, кем они стали...

Отец Альберта Эйнштейна был высокообразованным человеком и талантливым инженером. Вместе с братом он основал фабрику электрических приборов. С пяти лет маленький Альберт ходил в начальную школу, а в 8 поступил в лучшую гимназию Германии. В 15 лет он написал свою первую научную работу «О состоянии эфира в магнитном поле». Трудно поверить, что столь рано проявившийся интерес Альберта к физике возник без участия его отца-инженера. Билл Гейтс - сын преуспевавших юристов. Его отец основал юридическую фирму, процветающую до сих пор, а мама заседала в совете директоров банковской корпорации. Известно, что в семье всячески поощрялись достижения. Будь то настольные игры, теннис или плавание наперегонки, победитель всегда получал награду, а проигравший - штраф (в той или иной форме). Билл смог поступить в частную школу с исключительно жестким отбором учеников, с 13 лет увлекся программированием. Отец научил Стива Джобса основам электроники, вместе они собирали и разбирали радиоприемники и телевизоры. Мама Стива, бухгалтер, научила его читать до школы. Ему действительно не очень нравилась школьная муштра. Тем не менее, с тестами он справлялся настолько хорошо, что руководство школы рекомендовало ему перескочить через два класса. Кстати, если вы думаете, что все эти гении получили свои способности с генами, учтите, что Джобс был приемным сыном.

Предположим, ваши разработки будут применяться повсеместно и все дети станут умницами. Но нужно ли обществу такое количество одаренных и успешных людей? Оркестр, состоящий из дирижеров, как известно, безмолвствует...

Нужны ли обществу умные люди? Люди, которые создают отличные вещи, совершают открытия, пишут музыку, принимают мудрые решения? Давайте спросим родителей, хотят ли они, чтобы их дети были безработными или строили предприятия, плыли по течению или создавали будущее нашей страны? Наши разработки вряд ли станут применяться абсолютно всеми. Грамотное раннее развитие требует серьезных затрат времени и сил со стороны родителей. Не каждый к этому готов, к сожалению.

Сегодня двухлетние дети (даже без применения, кстати, методик раннего развития) свободно обращаются с гаджетами. А какими будут малыши лет через 50?

Знаете, ни один писатель-фантаст не предсказывал сотовых телефонов. Предсказывали телепортацию, передачу мыслей на любом расстоянии, но самое распространенное сейчас в мире карманное устройство - не смогли. Мир меняется с такой скоростью, что фантазировать можно без всяких ограничений - все равно не угадаем. К тому же 50 лет - не такой большой срок. Наши дети, кому сейчас нет десяти, например, даже на пенсию еще не выйдут. Значит, эти изменения, которые мы с вами сегодня не можем себе вообразить, произойдут с участием наших с вами детей! Автор одной из первых в мире программ для работы в Интернете как-то сказал: «Скоро всех людей можно будет разделить на две группы: те, кто делает то, что диктуют компьютеры, и те, кто создает и программирует эти компьютеры». Раннее развитие помогает родителям вырастить тех, кто будет создавать.

Татьяна Строганова

http://mediazavod.ru/articles/158903

В наш век высоких технологий, когда даже дети говорят на непонятном наукообразном сленге, порой думаешь:«А правильно ли я выразил свою мысль?». Конечно же, интеллектуальный уровень развития человека играет не последнюю роль в жизни. При поступлении на работу, при любом собеседовании очень важно уметь поддержать разговор на должном уровне. И если вы свободно оперируете такими словами как «интерполяция», «макроэкономика», «квазизвездные радиоисточники», «космогония», вы произведете впечатление очень умного человека. Как же добиться этого?

Читайте! Прочтите философский словарь (шутка!). Я сам когда-то ради спортивного интереса решил прочесть его. Результаты оказались плачевными. Как вы думаете, до какой страницы я дошел? До 33-й! Дальше продолжать издеваться над собой я уже не мог. Если серьезно, чем больше вы читаете литературы (любой, не обязательно научной), тем больше ваш словарный запас. Поставьте себе цель: прочитывать хотя бы одну книгу в неделю. За год выйдет ровно 52 книги, что заметно продвинет вас вперед в становлении интеллектуалом. Вы и сами не заметите, как ваша речь станет намного разнообразнее.

Общайтесь с интересными людьми! Это позволит вам перенять у них немало не только интересных слов и мыслей, но и новых знаний. Как известно, нас делает такими, какие мы есть, наше окружение. Чем выше уровень интеллектуального развития вашего круга общения, тем больше ваш собственный уровень интеллекта (интересно, о чем беседуют игроки «Что? Где? Когда?» в домашнем кругу?).

Разгадывайте кроссворды! Да-да! Самые обычные кроссворды (или сканворды, которые сейчас в моде). Занимаясь этим интереснейшим видом проведения досуга, вы волей-неволей напрягаете свое воображение и заставляете работать свой мозг. Попутно узнаете очень много интересного. Это времяпровождение гораздо полезнее, чем сидеть с друзьями в баре и пить пиво (да простят меня мужчины!).

Смотрите интеллектуальные игры. Комментарии, как говорится, излишни. Высокоинтеллектуальные игры, охватывающие практически все сферы жизни. Совмещаешь приятное с полезным. Отдыхаешь, смотришь телевизор, вместе с тем повышаешь уровень своего интеллекта.

Станьте интеллектуалом! Да, трудно быть интеллектуалом. Но стоит того. Если вы все-таки прочтете философский словарь, то узнаете много интересного. Начиная с того, кто такой Пьер Абеляр, что такое «Абсолют» (не марка водки), заканчивая японской философией и кем был Ян Чжу... Хотя я сам против повышения своего интеллекта таким образом. Это сравнимо с тем, что вы начнете грузить в память своего компьютера все подряд. Даже компьютер не выдержит такого. Если же вы все-таки последуете данным советам, то получите плюс хотя бы в том, что с вами интересно будет поговорить. Следуйте советам и станьте интеллектуалом!

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Павел Пряников

Консервативно-либеральный американский писатель Дэвид Брукс в своей книге «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» не столько высмеивает, сколько сатирически разъясняет, как формируется авангард постиндустриального мира - хипстеры, колумнисты, комментаторы, эксперты и наблюдатели. «Казаться, чтобы быть», - вот основа их мира.

Дэвид Брукс воплощает в себе старый тип англосаксонского интеллектуала (хотя он и еврей по национальности). Хорошая христианская школа, Чикагский университет, прошёл все ступени редакторско-писательской лестницы. Консервативный либерал, всякий раз сомневающийся в выборе между республиканцами и демократами. Он против подросткового секса и разводов, но за равноправие геев и свободу абортов

В книге «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита», выпущенной в 2000 году, он описывает типажи постиндустриального мира и вообще конструкт этого мира, его призрачность и симуляцию. Тринадцать лет назад эти книга была бы не понята в России, но сегодня миллионы людей в нашей стране (особенно в Москве), уже вполне могут опознать самих себя на страницах книги Брукса.

В отрывке ниже Брукс даёт описание т.н. «современного интеллектуала»:

Итак, давайте посмотрим, каково живётся, скажем, молодой женщине, которая недавно окончила престижный университет и мечтает стать Генри Киссинджером своего поколения. Учеба обременила её долгами, и тем не менее она устраивается на едва оплачиваемую должность практикантки в какой-нибудь благонадежной организации типа Брукингского института. Она начнет шерстить Nexis для какого-нибудь министра торговли в отставке, который три четверти своего четырехчасового рабочего дня посвящает подготовке к круглому столу на тему «Куда движется НАТО?». Её настроение будет меняться в диапазоне от эйфории до отчаяния. Её знаменитый босс может наставить её на путь славы и благополучия (если замолвит за неё словечко перед редактором политического отдела «Нью-Йорк таймс»), но если она ему не понравится, он может преградить ей путь в политические комментаторы, и тогда ей придется подавать документы на поступление в юридическую школу.

Практикантка будет лезть из кожи вон, чтобы заслужить одобрение босса, и, получив его, будет сиять от радости, а не получив, окунаться в бездну отчаяния. Чтобы сохранить уважение к себе, после работы она будет позволять себе небольшие восстания. Встретившись с друзьями, она станет жестоко высмеивать босса, которому она так хочет угодить. В недрах каждого фонда, мозгового треста, издательства, газеты или журнала есть молодые практиканты, метко и едко пародирующие своё начальство. Глумление над начальством для карьериста - это что-то вроде богохульства. Юная челядь интеллектуальных организаций собирается за банкетными столами на приёме в честь открытия конференции или презентации книги и, пожевывая халявные креветки, немилосердно сплетничают о своих беззаботных хозяевах.

К счастью, этот начальный период мучений и тревог обычно не затягивается. Когда наша молодая интеллектуалка пройдёт эту ступень, она начнет испытывать несколько преувеличенное чувство собственной значимости, которое и станет основным источником её самоудовлетворения на всю оставшуюся жизнь. Её первая работа на полную ставку будет называться «помощник». Но пусть вас не обманывает негромкое название должности. В большинстве интеллектуальных организаций самая сложная работа - исследования, осмысление, написание текстов - возложена на самых молодых. Таким образом, складывается двухъярусная система, где на первом уровне рабочие сцены - юные, рвущиеся наверх интеллектуалы, которые собирают и обрабатывают информацию; а на втором корифеи - признанные интеллектуалы, госчиновники, редакторы журналов, президенты университетов, главы фондов и политики, чья основная работа состоит в том, чтобы светиться на различных мероприятиях, объявлять результаты исследований, делать доклады и выдвигать предположения, подобранные и написанные для них рабочими сцены.

Корифеи ходят на собрания, мелькают в вечерних новостях, выступают на форумах по сбору средств, председательствуют на круглых столах и раздают интервью. Всё, что для них делается, они выдают за своё. Когда они не позируют для фотографов из U.S. News and World Report, они говорят по телефону. Нередко их рабочий день складывается так: три часа телефонных разговоров, перерыв на обед и еще четыре часа на телефоне. По телефону они жалуются друг другу, как им не хватает времени на чтение и как они ждут выходных, чтобы полежать с книжкой. Удивительным образом их существование оказывается вывернуто наизнанку. Корифеям достается слава и контакты, рабочие сцены ведают тем, что говорится по существу.

На этой ступени карьеры юной интеллектуалке приходится писать уничижительные меморандумы и хлёсткие колонки, в которых люди на сорок лет старше её подвергаются жесткой критике за некомпетентность и малодушие. Это она даёт оценку новым предложениям, компаниям, сценариям и резюме претендентов на должность преподавателя, которые попадают на стол корифею. В определенном смысле - это пик её реальной власти. К примеру, несколько лет назад мой приятель, работая под началом одного топ-менеджера, написал для него статью в один из ведущих журналов о законопроекте, который был на рассмотрении в Конгрессе. Спустя некоторое время мой приятель влился в команду кандидата в президенты. И когда топ-менеджер послал кандидату свою колонку, моему другу пришлось от имени политика написать похвальный отзыв на им же написанную статью.

Платой за подобные удовольствия становятся мелкие унижения, которые вынужден выносить рабочий сцены. Нашей героине приходится толкаться в сонме прихлебателей, когда её корифей идёт по коридорам. Кроме того, корифеи ходят налегке и, дабы показать свою витальность, ходят достаточно быстро. Ассистентка, кроме собственных документов, таскает документы своего корифея, и ей приходится неловко поспевать за стремительным боссом. Бывает, что корифей выходит из кабинета или садится в машину и закрывает за собой дверь. Несчастной помощнице приходится перекладывать папки из одной руки в другую, чтобы открыть дверь и напомнить корифею о своем существовании.

И всё же эта ступень карьеры чрезвычайно важна, потому что именно в роли девочки на побегушках молодая интеллектуалка начинает верно оценивать вес игроков на поле. Благодаря положению её знаменитого босса юница получает доступ к людям и институциям, которые были бы для неё закрыты, не имей она связей.

Знакомства с редакторами и прочими смотрящими ещё пригодятся, когда она соберётся делать карьеру публичного интеллектуала. Переломный момент наступает через несколько лет, когда ей уже 28 и приходит пора оторваться от корифея и начать выходить на сцену самостоятельно. Если она не разыграет этот непростой акт самоотлучения, то навсегда останется в помощницах. Её способность самостоятельно мыслить станет угасать. Отвечая на обращенный лично к ней вопрос, она все чаще будет использовать местоимение «мы»: «Несколько недель назад мы опубликовали эссе на эту тему». В итоге она перестанет различать свой статус и статус своего звездного босса (самовозвеличивание - опиум для анонимного работника сцены).

Предметная ниша

Обретя свободу, интеллектуалка оказывается перед необходимостью определиться со специализацией. Специализация нужна, чтобы занять определенную нишу на рынке, и, когда редакторы ток-шоу, издатели или исследовательские институты станут искать человека, сведущего, скажем, в китайской ядерной программе, её имя всплывало бы первым. Это непростой выбор. Молодая интеллектуалка должна будет спрогнозировать спрос - тысячи интеллектуалов вспахивали целинное поле контроля над вооружениями, пока с концом холодной войны оно не сузилось до тесной грядки. О предложении тоже нельзя забывать - если десять тысяч молодых интеллектуалов уже пишут книги по теории гражданского общества и коммунитаризму, стоит ли ей становиться в этот ряд?

Здесь нужно проявить чутьё, потому что на интеллектуальной арене иногда лучше идти за большинством. Чем больше людей специализируются на гражданском обществе, тем больше конференций устраивается по вопросам гражданского общества, тем больше людей высказывается на эту тему, тем больше специалистов нужно, чтобы эти высказывания комментировать или оспаривать. Поскольку каждый участник этого сегмента читает (чуть) больше, чем пишет, каждый новый игрок повышает спрос на критику и круглые столы по данной теме. Тут действует закон Сэя: чем больше люди говорят, тем больше есть что сказать.

Молодому интеллектуалу надо будет оценить престижность и заметность своей рыночной ниши. Во время холодной войны найти престижную специализацию не составляло труда. Достаточно было составить график, и в наивысшей точке оказывались вопросы международной экономической политики, которая не обходится без банков. Специалист по денежным потокам между Востоком и Западом мог быть уверен, что на многочисленных конференциях двери отелей «Кемпински» с номерами по 300 долларов за ночь будут открыты для него от Будапешта до Джакарты. Соответственно чем дальше от международной политики и банков, тем ниже престиж специализации. На самом дне прозябали темы, никак не связанные с банками - соцобеспечение и проблема абортов. На конференции по этим вопросам съезжались плохо выбритые люди в дурно сидящих пиджаках с заусенцами на пальцах.

Однако с концом холодной войны все переменилось. Международные отношения утратили в престижности, а значимость вопросов внутренней политики и образования возросла. Теперь эксперт по Латинской Америке годами может ждать звонка от продюсера программы Джима Лерера, зато специалист по расовым вопросам получает гранты фонда Мак-Артура чуть не каждый месяц.

Молодой интеллектуалке нужна отрасль, которая упоминалась бы в новостях. Она может выбрать федеральный бюджет, потому как он обсуждается ежегодно. Но предмет этот настолько специальный, что шансы выбиться из аналитических радиопрограмм в ток-шоу на федеральных каналах совсем невелики. Она может стать экспертом по Ближнему Востоку, но представьте, что на регион нисходит мир - это будет катастрофа. Некоторые молодые интеллектуалы разрабатывают планы преобразования ООН или реструктуризации кредитов на обучение, но это, как правило, ни к чему не приводит, поскольку политические инициативы ученых мало кто воспринимает всерьез, а продвигающие их интеллектуалы, вследствие постоянных отказов, становятся слишком назойливы.

С другой стороны, есть соблазн стать экспертом в области, не сходящей с новостных полос. Есть интеллектуалы, готовые стать специалистами по вопросам, которые по-настоящему интересуют работников СМИ, по подростковой сексуальности, например. Однако стремление таких интеллектуалов к известности слишком очевидно. Это, как правило, специалисты из тех, что на обложках своих книг после имени указывают свои научные регалии. Специализироваться всё-таки лучше на более престижных вопросах, и тогда дискуссия на тему подростковой сексуальности в популярной информационно-аналитической программе с вашим участием будет выглядеть как бы немного респектабельнее.

В то же время наша дебютантка должна понимать, что специализация - это инструмент, подспорье для начинающих интеллектуалов. Когда она станет известной, продюсеры и редакторы будут звонить ей без всякой специализации. Им достаточно будет её имени. И тогда она сможет отходить от своего экспертного поля сколь угодно далеко и давать комментарии буквально по всем вопросам. Сам рынок будет стимулировать её к этому - её просто станут спрашивать обо всем на свете. А если она откажется отвечать под предлогом своей некомпетентности, это вызовет обиду. Её станут воспринимать, как напыщенную ханжу.

Поведение

Определившись со специализацией, молодому интеллектуалу нужно нащупать правильное поведение. Преуспеть на интеллектуальном рынке можно с идеями любого свойства: сказочно удачливые интеллектуалы есть как среди умеренных, так и среди радикалов. Поведение тоже может быть самым разнообразным - успеха добиваются как добродушные, так и рассерженные. Но если идеи не соответствуют нраву, преуспеть не получится. Нельзя быть мягким радикалом, как нельзя быть резким и сердитым, придерживаясь умеренных взглядов. Таких чудаков публика не жалует.

Основная задача радикалов уровня Ноама Хомски или Гордона Лидди состоит в том, чтобы, качуя по обшарпанным аудиториями, напоминать своим слушателям, что на самом-то деле они всю правду говорят, даже если мейнстрим-культура не уделяет им должного внимания. Радикал строит свою карьеру на предпосылке, что мир летит в тартарары, а коварная правящая элита оболванивает массы, заставляя придерживаться неверных суждений. Поэтому, чтобы преуспеть, радикал должен быть постоянно не в духе. Его аудитория ждёт от него пылкости с оттенком паранойи, самых широких энциклопедических знаний (чтобы интеллектуал мог прозревать правду сквозь расставленные истеблишментом лживые сети) и готовности защищать свою непримиримую позицию.

Чтобы войти в касту героев, радикал должен демонстрировать свое презрение к моде. Это несложно - нужно всего лишь запастись коричневыми рубашками или огромными тяжеленными башмаками. Вещи, которые даже поклонники марки Brooks Brothers сочтут немодными, в среде радикальных книгочеев и потребителей радикальной мысли в порядке вещей. Кроме того, радикалам приходится постоянно искать среди всеми почитаемых фигур новые жертвы для нападок, чтобы все видели, что их презрение к моде во всех ее проявлениях не ослабевает, даже несмотря на сотрудничество с изданиями типа Vanity Fair.

По схожей причине не знающие нужды профессора вынуждены искать все более экстремальные темы - садомазохизм, гей-сообщества - для своих исследований. Художникам также приходится поднимать всё более болезненные вопросы. Радикал, случайно заплывший в мейнстрим, моментально объявляется малодушным карьеристом, теряет контакт со своей аудиторией, а вместе с ним и гранты от различных фондов, и перспективы профессионального роста. Более того, радикальный интеллектуал должен не только говорить то, что нравится его сторонникам, он еще должен досаждать своим оппонентам словом или делом. Одним обхаживанием преданной аудитории крупного успеха не добьешься.

В свою очередь, если оппоненты станут поливать его грязью в ответ, то и аудитория, и покровители, и чиновники в разнообразных фондах - все как один встанут на его защиту. Он станет символом, человеком, покорившим сердца публики, которая будет готова раскошелиться, только чтобы приобрести его книги или сходить на его лекцию. Когда его представляют, публика аплодирует стоя, потому что в их представлении сама мысль о нем священна. (После выступления нередко случаются лишь вялые аплодисменты, поскольку в интеллектуальной битве публика выше ценит бойцовские качества, чем собственно интеллект.)

Чтобы обливание грязью было достоверным, радикальные интеллектуалы должны найти себе в пару общественного деятеля на противоположном конце политического спектра - Джерри Фолуэлл и Норман Лир, гей-активисты и деятели из организации Operation Rescue. Поддерживая этот символический симбиоз, обе стороны получают возможность собирать средства и отражать атаки друг друга. Они из кожи вон лезут, чтобы разозлить своих оппонентов - ради этого они готовы засунуть распятие в банку с мочой или спланировать какую-нибудь подобную этой акцию. В результате две недели кряду они будут обмениваться обвинениями в прямом эфире различных ток-шоу, а армии их сторонников мобилизуются и сомкнут ряды. Каждая из сторон будет претендовать на более полное презрение к моде, а если один противник отвоюет центральное место в дискуссии, другой моментально объявит себя жертвой гонений.

Итак, если радикальный интеллектуал - это пылкий спорщик и вечно недовольный скептик, умеренный интеллектуал должен быть вежливым, мягким и неспешным. Аудитория умеренных - это в целом довольные жизнью потребители, которых раздражают комментаторы, от которых столько шуму и дисгармонии. Умеренной публике нужен вежливый обмен мнениями, а изощренность мысли впечатляет их сильнее, нежели бесшабашные риторические выпады. Им по душе доброжелательные интеллектуалы, от которых можно услышать такую, например, фразу: «Я готов солидаризироваться с замечаниями, сформулированными мистером Мойерсом в ходе его неожиданного высказывания». Умеренный интеллектуал, в свою очередь, настолько уверен в собственной важности, что ему вовсе не обязательно быть интересным. Поэтому и говорит он тихо и не спеша, как будто с высокой вершины. За это его почитают глубоким мыслителем, пусть даже никто не вспомнит ни единой высказанной им мысли.

Выход на рынок

Если вы решили, что интеллектуал сначала выбирает специализацию и оттачивает манеры, а уже потом выходит на рынок мыслящей публики, то представление это ошибочно. Производство и маркетинг в данном случае развиваются параллельно, и процессы эти взаимозависимы. Нашей молодой интеллектуалке уже слегка за тридцать, но она по-прежнему большую часть времени проводит за рабочим столом. Чтобы попасть на ТВ или влиться в обойму лекторов, ей нужно побольше печататься, чтобы её заметили и запомнили. Вначале ей кажется, что, если ей удастся опубликовать один по-настоящему заметный материал в авторитетном издании, - карьерный рост ей обеспечен. Но она ошибается. Когда одним прекрасным утром в продаже появится какой-нибудь Harper’s с её первым большим эссе, ей будет казаться, что мир переменился. Но люди вокруг ничего такого не заметят и будут жить себе, как прежде, и относиться к ней так же, как вчера. Многие даже не обратят на статью внимания - а ведь она отдала ей несколько недель жизни, - а кто прочёл, воспримут её, как очередную блестку в бесконечном потоке медиаконфетти.

Тем не менее печататься надо. «Нью-Йорк таймс», Wall Street Journal, L.A. Times и другие газеты и журналы получают сотни тысяч материалов ежегодно, а регулярные публикации в этих изданиях - это способ напомнить миру и другим интеллектуалам о своём существовании. Итак, в течение первых нескольких часов после громкого события, типа оглашения судебного решения по вопросу гомосексуальных браков, наша интеллектуалка звонит правильному замредактора правильного отдела и сообщает, что телевизионные умники как обычно всё переврали. Редакторы печатных изданий любят, когда им так говорят, это придает им уверенности, что Джеральдо Ривера и прочие телегерои не заберут остатки их хлеба.

Между прочим, она упомянет, что дружна с издателем (редактор, конечно, усомнится, но чем чёрт не шутит). Памятуя о том, что сам себя не похвалишь, она убедит редактора, что «этот материал выведет дискуссию на новый уровень». Она расскажет, как вплетёт в повествование ссылку на какую-нибудь историю из поп-культуры, сравнив Верховный суд с героем недавнего лидера кинопроката. Редакторам нравится такая интеграция с другими ветвями масс-медиа, во-первых, потому, что это может стать темой для иллюстрации к материалу, во-вторых, в их среде популярно заблуждение, что ссылки на поп-культуру резко повышают индекс читаемости. Кроме того, это как раз тот жуткий замес высокого и низкого, к которому интеллектуалы из бобо с удовольствием прибегают, чтобы доказать всем, что они совсем не скучные и не зазнайки.

Редактор даёт предварительную отмашку, время пошло: молодая интеллектуалка должна написать материал за четыре часа, то есть растечься мыслью по древу, как в ежемесячном глянце не получится. Тем не менее материал должен быть выстроен подобно Шартрскому собору. Слог должен быть крепким и основательным, но восприниматься легко, как готические кружева. Первые два параграфа - это фасад, блистательный и всеохватный. Следующие несколько - подход к главному алтарю, прямой путь к предсказуемому апогею, по ходу которого можно взглянуть и на замечательные боковые капеллы. В итоге последний абзац должен напоминать выход в трансепту, когда свет заливает вас со всех сторон. Кроме того, по наущению журналиста Майкла Кинсли, следует избегать точек с запятой, поскольку они могут восприниматься, как проявление манерности. Статью неплохо бы с умеренностью пересыпать автобиографическими данными, чтобы читатель захотел ознакомиться с абзацем «Об авторе». Если в статье упомянута знаменитость - например, какой-нибудь недавно почивший политик - автору необходимо вставить какую-нибудь незначительную подробность их последней встречи или чувства, которые она испытала, узнав о кончине.

Но чтобы привлечь максимум внимания, статья должна быть слегка абсурдной. Логически выстроенные статьи читают, понимают и забывают. А вот противоречивые или абсурдные эссе заставляют десятки других авторов возмутиться и написать ответ, тем самым десятикратно усиливая общественный резонанс. У профессора Йельского университета Пола Кеннеди за плечами была отменная, но далеко не звездная карьера, когда он написал книгу «Становление и крах великих держав», где предрекал Америке упадок. Он был неправ, в чем его поспешили уверить сотни комментаторов, чем прославили автора и сделали его книгу бестселлером. Фрэнсис Фукуяма написал эссе «Конец истории», и тем, кто прочитал только название, тоже казалось, что автор поторопился. Тысячи оппонентов написали ответные тексты, где утверждалось, что история продолжается, а Фукуяма стал мировой знаменитостью.

Когда статью напечатают, молодой интеллектуалке надо будет известить редактора о мощном эффекте, который оказал материал на Белый дом/Федеральный резерв/киноиндустрию или на что он был должен там повлиять. Если у неё хорошие связи с другими интеллектуалами, её станут понемногу хвалить. Похвала, высокая оценка - валюта мыслящего класса. Как в пятидесятые интеллектуалы беспрестанно насылали друг на друга проклятья, так сегодняшние только и делают, что занимаются взаимным восхвалением. Поскольку добрым словом, которое, в сущности, ничего не стоит, можно завоевать расположение, похвалы раздаются направо и налево, что ведет к инфляции добрых слов. Ценность каждой единицы лести снижается, и скоро, чтобы высказать свое одобрение, интеллектуалам придётся волочь целую телегу похвалы.

Чтобы получить сколько-нибудь точные данные относительно положительной оценки её статьи, молодой интеллектуалке понадобится применить дефляционную формулу похвалы. «Статья мне понравилась» означает: «видел, но не читал». «Замечательная статья» - «начал и прочел до половины, но не помню, о чём». «Потрясающий материал» - «дочитал до конца». И только наивысшая форма читательской похвалы: «Материал просто выдающийся; ты изложила мои давние мысли», - может убедить автора в её искренности.

Если повезёт, нашей интеллектуалке предложат вести колонку. Это может показаться желанной вершиной, однако богатство и славу из своих колонок выжимают от силы дюжина авторов, остальные тысячи прозябают в добровольном рабстве, обречённые, подобно цирковым львам, раз в неделю выходить на сцену и развлекать почтенную публику. Те же, кто преуспел в этом деле, обладают превосходным знанием одного предмета: собственных суждений. Это не так просто, как кажется, поскольку мнения большинства людей остаются для них самих загадкой, пока кто-то не облечет их в слова. А вот колумнист, прочитав за 20 минут статью о нейрохирургии мозга, сможет выступить на конференции по нейрохирургии с лекцией, в которой обозначит основные проблемы профессии.

Следующий шаг для обделённого таким даром интеллектуала - это написать книгу. Помимо первоочередного литературного вопроса - кто её будет рекламировать, - нашей новоиспеченной писательнице следует озаботиться тремя важными аспектами: издательство, название и фраза, которая врежется читателю в память. Писательскую карьеру несложно проследить по издательствам. Её первую столь трудоемкую книгу напечатает издательство Чикагского университета. Следующую серьезную работу выпустит W.W. Norton. Её глубокомысленной и авторитетной книгой займется Simon & Schuser или Knopf, а в финале блестящей карьеры Random House выпустит миллионный тираж её мегапопулярных мемуаров.

Первая книжка будет начинаться со слова «Конец…». Подобное кликушество оказывает важный эффект драматической безвозвратности: немногие вспомнят книгу «Хромающая идеология», зато на «Конец идеологии» будут ссылаться и десятилетия спустя, даже если её содержание будет полностью забыто. Главная сложность состоит в том, чтобы найти что-то, что ещё не кончилось. Историю, равноправие, расизм, трагедию и политику уже разобрали, а всё остальное загнулось в книжках, названия которых начинаются со слова «Смерть…». «Конец садоводства»? Нет, так бестселлеры не называются.

Если стратегия «конца» не подойдет, наша писательница может применить подход, впервые примененный Леоном Урисом в серии суперпопулярных романов, а затем Томасом Кэхилом в сфере публицистики. Подход этот можно условно обозначить как этнический подхалимаж и применить на практике, назвав книгу примерно «Ирландцы - замечательные, а англичане так себе», после чего выпустить продолжение под заголовком «Великие евреи». Демографических групп, готовых платить за подобное лизоблюдство, писательнице хватит на много лет - «Умные покупают книги» - и где New York Review of Books найдёт критика, готового это опровергнуть?

Один мудрый человек когда-то провозгласил, что главная сила писателя в том, что он может выбрать из тех, кто его присвоит. Выбирая тему для своей первой книги, писатель выбирает аудиторию, перед которой ему, возможно, придется лебезить до конца дней. Однако прежде чем начать карьеру с исследования «Тайные тревоги кошек», писателю нужно помнить о письмах читателей-кошатников и трезво оценивать степень своей отстранённости.

Когда наша интеллектуалка отправится в турне по продвижению книги, ей понадобится меткая фирменная фраза, на которую ведущие ток-шоу смогут отреагировать за секунду до перерыва на рекламу, и использовать для возобновления разговора. Для образованной публики такой фразой может стать в меру изощренный парадокс, желательно в фарватере увлечения бобо примирением противоположностей. Исходя из этого, писатель может сказать, что её книга - это довод в пользу устойчивого развития, кооперативного индивидуализма, социально-ориентированного рынка, свободного управления, сострадательного консерватизма, практического идеализма или гибкой преданности. Наиболее успешный из оксюморонов «Простое изобилие» Сара Бэн Бретнах использовала для своего бестселлера, «Сложная нищета» уже вряд ли сработает.

Если фраза не придумается, а телезнаменитостью наша писательница ещё не стала, ей, возможно, придется обнажиться. Это, конечно, не означает, что ей придется буквально снять с себя одежду (хотя именно это предприняла Элизабет Вуртцель, и не только она). Скорее, подобно кинозвезде, в период карьерного застоя бесстыдно позирующей для Vanity Fair, писательница может заняться литературным эксгибиционизмом ради привлечения внимания. Она поведает благодарным зрителям секреты своего оргазма, а лучше даже сексуальные предпочтения своего хищного отчима. Если ей когда-то посчастливилось работать в Голливуде или на Уолл-стрит, она раскроет самые деликатные секреты своего наставника, который когда-то вывел её в люди, компании, которая поставила его на ноги, а в крайнем случае и супруга, который её любил.

(Книга «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» издана при поддержке Фонда развития и поддержки искусства «Айрис»)

В продолжение темы:
Уход

Любителям хурмы важно знать, как ее правильно можно хранить, чтобы есть не только в сезон, но и на протяжении года, поэтому подробно рассмотрим, где и как хранить хурму дома,...

Новые статьи
/
Популярные