Где и как работает журналист — плюсы и минусы работы. Где и как работает журналист — плюсы и минусы работы Что нужно для того чтобы стать журналисткой

Вы можете проделать массу работы, собирая информацию и приводя ее в адекватный вид. Но все ваши труды пойдут коту под хвост, если вы подадите эту информацию так, что никто ее и читать не захочет. Следуя этим небольшим советам, вы сможете создать текст, который заинтересует читателя и сделает само чтение приятным для него.

1. Пишите хороший лид

Лид – это вступление к статье, которое должно завлечь потенциального читателя и превратить его в реального. От лида зависит успех вашего труда. Напишите отличное вступление – ваша статья будет иметь успех. Напишите скучный лид – вся ваша работа окажется бесполезной. Первый абзац статьи должен кратко рассказывать, о чем дальше пойдет речь. Лид не должен содержать в себе больше, чем 35-40 слов и должен быть достаточно интересным, чтобы читатель захотел прочесть и остальной текст.

2. Пишите кратко

Особенно, если вы пишите новостную статью. Старайтесь как можно лучше раскрыть ситуацию, используя как можно меньшее количество слов. Информационные статьи, конечно, требуют больших подробностей, но и здесь не стоит уподобляться русским классикам и тратить несколько абзацев на то, что можно описать парой предложений.

3. Структурируйте текст правильно

Пользуйтесь моделью перевернутой пирамиды. Раскрывайте все самое главное в начале статьи и заканчивайте ее самой незначительной информацией. Это может вам показаться странным, но, поверьте, этот метод работает. Большинство людей “сканируют” текст, читая лишь начало абзаца. Помещая самое важное в конец статьи, вы рискуете оставить эту часть информации без внимания читателей.

4. Налаживайте контакты

Контакты – наше все. Ни в одной сфере деятельности вы не сможете добиться потрясающих успехов, если у вас нет нужных знакомств. В журналистике же знакомства дают не только возможность продвинуться по карьерной лестнице, но и информацию и идеи для статей.

5. Всегда будьте наготове

Если журналистика – это то, чем вы зарабатываете себе на жизнь, то вы должны постоянно иметь при себе что-то, чем писать, и что-то, на чем писать.

Если вы отправляетесь на какое-то мероприятие, как журналист, то продумайте вашу одежду. Она должна подходить к случаю. Не стоит надевать модные туфли, зная, что вам возможно придется ходить по грязи. В первую очередь вы должны быть в состоянии взять интервью или осветить событие, а не стараться быть иконой стиля.

6. Продумывайте текст

Если вы понимаете структуру своей статьи, то она напишется сама по себе. Создайте текст в своей голове, а уже потом переносите его на бумагу или в текстовый редактор. Если вы не знаете, с чего начать, то представьте, что пишете своему другу письмо, в котором вы рассказываете свою историю. Этот прием поможет вам найти слова для лида.

7. Проверяйте текст

Серьезно, проверяйте написанный текст с дотошностью перфекциониста. Проверяйте грамматику, пунктуацию, логичность предложений и их связь между собой, цитаты, которые вы используете, пробелы между словами и так далее. Чистый и правильный текст – это ваша цель.

8. Практика

Будучи начинающим журналистом, вы должны хвататься буквально за любую возможность написать что-либо. Пишите для местных газет, работайте на фрилансе, пишите текст для своих знакомых. В целом, практикуйтесь как можно больше. Можете создать свой блог и писать там обо всем, что вам интересно. Вы должны выработать свой стиль и “набить руку”.

9. Не ограничивайтесь одним источником

Используя несколько источников, вы сможете не только подробнее раскрыть тему, но и убедиться в том, что информация, которую вы подаете в своей статье – правдива. Написать статью, основываясь на изначально ложных фактах, – это худшее, что может сделать журналист. Потратив силы понапрасну, вы еще и ощутите на себе всеобщее негодование.

10. Проверяйте имена


Особенно это касается имен и фамилий иностранцев. Проверьте сто раз, правильно ли вы написали имя человека. К счастью, гугл предоставляет нам шанс не ошибиться в написании имен. К примеру, несмотря на написание фамилии Bullock на английском языке, фамилия Сандры, все таки, Буллок, а не Баллок.

Вы размышляете над тем, как стать журналистом?.. Есть несколько способов, и это не так уж сложно. Но сначала нужно хорошенько подумать, как вы себе представляете эту профессию и насколько ваши ожидания соответствуют реальным будням представителя четвертой власти.

Нужно будет много писать. Каждый день. Особенно это касается газетчиков или журналистов онлайн-изданий. Кроме того, писать надо будет быстро. Независимо от того, в каком вы настроении, нравится вам тема или нет. Болит голова или зуб, не успел поесть с утра, а уже вечер, ребенок заболел, жена ушла к другому (или муж ушел к другой) – пиши, редактор ждет твой материал, дедлайн приближается.

По заданию редакции вы будете попадать в самые разные места. Иногда это будут аукционы для представителей элиты, гримерки российских и иностранных звезд, мероприятия в других странах (командировки, конечно, оплачиваются редакцией). Но чаще случается другое - запрещенные стройки, затопленные подвалы, больничные отделения, места ДТП, убийств и взрывов. И все это - в любую погоду и в любое время года.

Правда, можно выбрать какую-нибудь определенную специализацию, например, музыку или спорт. Там есть свои подводные камни, но в целом ваша жизнь будет спокойнее.
Вы все еще хотите узнать, как стать журналистом?.. Тогда, возможно, это действительно ваша профессия.

Основные способы стать журналистом

Чтобы быть эффективным журналистом, нужно иметь несколько качеств:

  1. Писательский талант. Желательно. Но даже если нет - до определенной степени его можно развить методичным трудом, а с практикой приходит и мастерство. Кстати, если талант есть, все равно придется много трудиться над ним.
  2. Умение работать с информацией. Нужно быстро обрабатывать большие объемы данных, уметь выделить главное и донести это до читателя, даже если пишешь на такую тему впервые.
  3. Коммуникативные навыки. Журналистика – профессия социальная, и неумение общаться здесь является серьезным противопоказанием.
  4. Грамотность. Она не обязательно должна быть идеальной, все-таки для этой профессии есть вещи и поважнее. Но человек должен уметь красиво, ясно и точно подавать информацию, а для этого определенный уровень грамотности необходим.
  • Профильное образование

Классический способ попасть в профессию, поэтому занимает первое место в списке. Но как это ни странно, он далеко не самый эффективный.

Даже красный диплом факультета журналистики не гарантирует человеку успешной карьеры. Можно догадываться о причинах такого явления, но в реальности одни люди могут работать в профессии, а другие - нет. Тем не менее у образования есть большие плюсы (помимо самого получения знаний). Студенты проходят практику в разных СМИ, знакомятся там, заводят связи. Многие начинают работать уже на втором-третьем курсе. Кроме того, в соседних редакциях сидят твои одногруппники, некоторые из них со временем дорастут до редакторов, начальников отделов и так далее. То есть, огромный плюс образования - раннее погружение в среду.

  • Просто прийти и… попроситься на работу!

Многим людям этот простой и эффективный способ просто не приходит в голову. А некоторым приходит, но они бояться выглядеть нелепо, жалко, смешно. Второй категории хочется еще раз задать вопрос: вы уверены, что вам нужно быть журналистами?.. Эта профессия как бы не предполагает особой скромности, и вашу тонкую душевную организацию тут никто беречь не будет. Журналисту приходится часто ломиться туда, куда его пускать не хотят, и задавать вопросы, на которые люди отвечать не желают. В будущем вас будут часто посылать, иногда по сути, а иногда и прямым текстом. Чтобы проверить свою готовность к такому повороту событий, начните с малого: подготовьте портфолио (обязательно!) и обойдите несколько интересных редакций.

Портфолио лучше оформить в двух видах: распечатать на бумаге и продублировать в интернете, например, выложить нужные статьи в раздел документов Вконтакте. Вообще, журналистика профессия достаточно вольная по духу, и в большинстве редакций, даже крупных, с вами кто-нибудь поговорит, несмотря на то, что вы пришли с улицы. Чтобы заинтересовать этого человека, рассказывайте правду. Что вы мечтаете стать известным журналистом, давно выбрали эту профессию, уверены, что она вам подходит, а вы ей, хотите много учиться и работать, очень готовились (на этих словах нежно подсовываете под нос портфолио).
Если вам вдруг не удалось выйти на сотрудника редакции, можно написать письмо на почту этого СМИ, объяснив все письменно и не забыв приложить ссылку на примеры своих работ.

  • Блогинг

С чего начать?.. Конечно, с выбора интересной вам темы, чего-то такого, о чем вы будете говорить с воодушевлением и страстью. Формат блога может быть разный - текст или видео, или все вместе, в зависимости от того, как вы себя уютнее чувствуете. Если у вас хорошо поставлена речь, приятный голос и адекватное поведение в кадре, видео выгоднее.
Здесь есть два варианта развития событий.

  1. Вы нарабатываете бесценный опыт, ведь, по сути, любой блог - это такое микро-СМИ. Кроме опыта, это еще и ваше портфолио.
  2. Ваш блог раскручивается, приобретает популярность, огромное количество подписчиков. Это очень сильно расширит горизонты во время предстоящего поиска работы, а, возможно, что какие-то СМИ вас пригласят сами.

Это не то же самое, что журналистика, но вполне может стать хорошим стартом, первой ступенью в освоении профессии. Занятие копирайтингом можно рассматривать с двух сторон.

  1. Способ понять, стоит ли вам вообще заниматься писательским трудом. Зарегистрируйтесь на любой бирже копирайтинга и напишите 50 или 100 статей. Заказов на интересные вам темы будет гарантированно мало. В основном вам придется писать об автомобильных запчастях, содержании джунгарских хомячков, лечении алкоголизма и сорока пяти способах положить деньги на телефон. В общем, хорошая имитация работы корреспондента новостей, например.
  2. Способ набить руку и накачать силу воли. Тренировка умения обращаться со словом и выстраивать композицию материала, со временем вы станете писать все быстрее. А скучные темы, о существовании которых вы никогда не задумывались, пока не увидели заказ в ленте, помогут научиться искать информацию и подавать под интересным соусом даже пресные факты.

Почему не стоит приравнивать копирайтинг к журналистике?.. У него другие требования и часто другая цель. Кроме того, ваши заказчики оценивают материал по другим критериям, нежели профессиональный редактор.

Альтернативные (или дополнительные) способы приблизиться к профессии журналиста

  • Форумы, сайты для журналистов и около того

Общаться там стоит, чтобы завести знакомства с опытными коллегами, да и просто хоть отчасти быть в профессиональной среде. Там вы сможете задавать актуальные вопросы и узнавать разные точки зрения. К тому же всегда есть вариант, что, спросив, как стать журналистом, вы получите ответ типа «мы как раз набираем, приходи на собеседование».

  • Конкурсы для школьников и студентов

Минус - человек взрослый уже не сможет воспользоваться такой возможностью. А вот для юных журналистов конкурс может стать хорошим трамплином для того, чтобы стать широко известным в узких кругах, то есть, привлечь внимание профессионалов, из которых наверняка будет состоять жюри. Нужно просто хорошо, с воодушевлением написать свою работу, интересная статья не пройдет незамеченной, даже если не победит в конкурсе.

  • Открытые лекции

Для людей, желающих стать журналистами, периодически снимают обучающие видеоматериалы, и занимаются этим в основном преподаватели соответствующих факультетов. Иногда эти лекции находятся в открытом доступе, иногда нужно зарегистрироваться на сайте. Можно порекомендовать портал «Универсариум», в числе их партнеров - федеральный канал «Россия Сегодня».

И еще: одна из самых важных вещей для журналиста – связи. Думайте о них с самого начала. Человек, у которого нет «группы поддержки», далеко не продвинется ни в одной сфере, тем более в такой. Если вы рассчитываете стать известным или хотя бы просто успешным журналистом, вы должны быть комфортным в общении. В журналистике (как и в любой другой социально ориентированной профессии) личное обаяние важно вдвойне, так как требуется по обе стороны баррикад: и в отношениях с коллегами, и в контактах со всеми остальными людьми, потенциальными «источниками». Степень вашего успеха напрямую зависит и от тех, и от других.

Конечно, это не значит, что вы в погоне за связями должны превратиться в бесхребетное создание и лебезить перед людьми, которые вам, возможно, сильно неприятны. Но нужно быть максимально толерантным и открытым для общения – это необходимые качества журналиста.

Вы можете стать известным и знаменитым, и это зависит только от вас!

В последние десятилетия, в связи с ростом информационных ресурсов, особенно востребованной стала профессия журналиста.
В зависимости от того, где будущий журналист будет работать – ТВ, радио, печатные СМИ, интернет-СМИ – различается специфика подготовки. Если вы избираете приоритетом работу в информационных агентствах, вам заведомо не понадобится оттачивать мастерство публициста. Перерабатывать пресс-релизы и писать сухие новостные материалы – там требуются только эти умения.
В этой статье МирСоветов даёт практические рекомендации по тому, как стать профессиональным журналистом, как получать информацию и работать с ней. Если вы действительно хотите со временем вырасти в успешного журналиста, наши советы помогут вам.

Общие характеристики профессии журналиста

Для начала нужно помнить несколько несложных аксиом журналистского творчества.
Главная установка журналиста, имеющая фундаментальное влияние на его творчество – отношение журналиста к аудитории, диалог автора с аудиторией через журналистские материалы.
Если говорить о журналистике на российских просторах, то Нам ближе восточная модель журналистики, когда новость не только сообщается, но и живо обсуждается, ей высказывается сопереживание. Это нужно иметь ввиду, если вы собираетесь работать в России.
Журналист не должен настаивать на единственной точке зрения – и это тоже очень важно. Сколько людей, столько и мнений – а особенно в реалиях масс-медиа.
Перейдём к советам по конкретным направлениям журналистской деятельности.
Журналист, работающий в печатных СМИ, пожалуй, должен обладать самым универсальным уровнем подготовки по сравнению с коллегами из других видов СМИ.
Для того чтобы работать на ТВ, нужно иметь запоминающуюся внешность и дикторский голос. Второму качеству можно обучиться, посещая специальные курсы. В курсе журналистского образования существуют специальные дисциплины «Современный русский язык. Орфоэпия» и «Современный русский язык. Лексикология», которые, в случае успешного освоения, исключат возможность появления у вас речевых ошибок (качество, необходимое для работы в прямом эфире, например). Однако вы также можете составлять новостные нарезки, монтировать видеоотчёты, работать «репортёром за кадром» – всё это тоже относится к деятельности «телевизионщиков», для этого вам не очень-то понадобятся запоминающаяся внешность и дикторский голос (мелькать на экране всё равно не будете) – станете «теневым» телевизионным журналистом.
Дикторский голос плюс активная работа в прямом эфире востребованы и на радио. Однако ди-джеями и ведущими постоянного эфира на радио вряд ли удастся стать с первого раза. Вы можете на первых порах писать новостные тексты для ди-джеев, ведущих рубрик. На самом деле получить место на радио и телевидении не очень сложно – тем более, если вы приходите на неоплачиваемую практику (а студенческая практика на российских телеканалах и вообще в российских СМИ, как правило, неоплачиваемая). На каналах нужны активные молодые специалисты, на которых можно переложить много черновой работы. Например, делать опросы прохожих, делать небольшие сюжеты для нарезок новостей, сидеть в монтажной и наблюдать за работой профессионалов, иногда вставляя своё робкое мнение. На радио диапазон работ для студентов младших курсов очень короткий: писать тексты для ведущих, приводить пресс-релизы в положенный вид.
Если вы собрались работать на телевидении, к примеру, приготовьтесь к тому, что больших денег вам платить не будут. Всё региональное телевидение построено на том, что платят мало всем, кроме директора канала (его зарплата, впрочем, тоже не потолок желаний). Телевидение Москвы и европейской части России, нет спора, является золотой жилой, – там платят действительно много, а вся Сибирь, к примеру, это не больше двух тысяч рублей для тележурналиста за 3-4 сюжета в месяц (это не ошибка, за 3-4 полноценных сюжета: каждый по 5-7 минут). Так что печатные СМИ в регионах дадут вам значительно больше, чем радио и телевидение. Впрочем, если вы работаете на ТВ в Сургуте или Нижневартовске, то денежная отдача будет существенной – но, учитывая реалии русского Севера, даже большие деньги вряд ли поспособствуют там карьерному росту.

Работа с документами

Обычно отправной точкой исследования служит документ.
К любому документу нужно относиться с определённой степенью недоверия – это также одно из правил журналистской работы.
Если обратиться к нашей недавней истории, то советская пресса не только информировала, но и агитировала (пропаганда на самом деле не является обязательной частью журналистики). Журналист советской эпохи был транслятором властных установок. Издания по интересам были в громадном дефиците (например, иллюстрированный журнал «Советский экран»). Издания по интересам, то есть специализированные издания, полосы которых отданы одной-двум темам (в случае с «Советским экраном» это обзор советского кинематографа).
В настоящий момент все мы живём в рамках коммуникативно-познавательной (иначе – информационной) модели журналистского творчества, когда журналист прежде всего считается поставщиком фактов. Первое издание в России в рамках информационной модели – «Аргументы и факты» (1980-й год). Информационная модель предполагает наличие факта и его комментария, без всяких идеологических опусов и пропаганды.
Информационная журналистика как нельзя лучше соответствует тому информационному типу общества, к которому человечество движется последние 50 лет. Узнавать новости становится всё легче (интернет, телевидение, радио) – новостей становится всё больше.
Теперь от журналистов ждут того, чтобы они ориентировали свои произведения на , а не на массу. Работали над журналистскими материалами не ради идеи, а ради людей, которым эти материалы что-либо подскажут или в чём-то помогут. Если говорить конкретнее, то в случае с банальным интервью-портретом к человеку надо идти не за фактами биографии, а за его опытом. Интервью-портрет предполагает представление человека аудитории через диалог журналиста с ним.
МирСоветов должен отметить, что в настоящее время журналисты должны доказывать, а не утверждать, то есть каждый факт должен иметь обоснование.
Опыт работы с материалом современные журналисты переняли из криминалистики. Если в ваши руки попал документ, который вы хотите использовать при написании материала, предъявите к нему ряд претензий:
  • существует ли учреждение, от имени которого составлялся документ, как оно называлось в момент составления документа?
  • компетентно ли учреждение и лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нём сведения?
  • нет ли противоречия между датой выдачи документа и временём изготовления бланка?
Вопросы простые, но если хотя бы на один из них ответ отрицательный – документ можно выкидывать, поскольку вам он точно не пригодится.

Сбор информации

Работая журналистом, вы наверняка столкнётесь с таким частотным явлением как «зажим» информации. Приготовтесь к тому, что не везде вас будут встречать с улыбкой. Приготовтесь к тому, что зачастую вам будут отвечать очень грубо или не отвечать вовсе, перенаправляя от одной двери к другой. Приготовьтесь часто «просить», потому что это одна из функций журналиста: просить дать интервью, просить дать комментарий события, просить ответить на пару вопросов… Вспомните толпы журналистов, окружающих спортсменов после мировых соревнований: редкому журналисту удаётся задать пару вопросов звезде, чаще же всего звёзды, тем более проигравшие свой старт, проходят в мимо. Вот и думай, обижаться после этого или нет. Кроме большой толерантности современный журналист должен обладать громадным самообладанием и вообще забыть о таком чувстве как обида.
Перечислим типичные приёмы зажима информации. Так называемая «большая игра» (оригинальный подход начальника к тому, как избежать какой бы то ни было ответственности: накануне приезда журналиста начальник распределяет роли среди подчинённых, определяя, кому что говорить), «большая игра» предполагает наличие незаурядного потенциала у лица, желающего таким образом провести журналиста. Может случиться и такая ситуация: вы приходите в конкретное учреждение с намерением задать вопросы или что-то уточнить, а вас там ошарашивают словами «А есть ли письменный запрос?». И если ваше издание не сделало этот запрос заранее, вы будете проигнорированы. Вам могут также сказать, что «начальник будет завтра», плюс с вами могут поиграть в футбол, перенаправляя во всё новые и новые ведомства (этот приём зажима информации так и называется – «игра в футбол», не удивляйтесь).
Журналистская практика выработала действенные методы борьбы с зажимом информации.
Итак, приёмы противодействия зажиму информации следующие:
  1. Выступление от имени своей аудитории, а не от имени конкретного издания (нажим на то, что информация нужна громадному количеству людей).
  2. Следует показать, что вам уже что-то известно, предложить дать официальную версию.
  3. Обратиться за помощью к недовольным, но такую информацию нужно перепроверять (например, если вам отказался давать комментарии один партийный лидер, возьмите интервью у его главного оппонента).
  4. Возможность бартера, то есть обмена информацией, раскрытие выгодности для информанта в деле предоставления информации.
  5. Если журналист не может получить информацию в данном учреждении, то придётся обратиться к конкуренту.
  6. Указать на «Закон о СМИ» (Глава 4-я статья 38-я, право на получение информации), также можно напрямую указать информанту на зажим информации.
Интервью – очень распространенный жанр в журналистике сегодня – относится к первичным методам сбора информации (то есть такие методы, когда вы получаете информацию из первых рук или сами являетесь её получателем, как в случае, например, с наблюдением). Журналистская классификация интервью следующая:
  • строго стандартизованное интервью – подходит для официальных лиц (заранее составляется перечень вопросов, ответы тоже можно предугадать заранее);
  • полустандартизованное интервью – журналист может варьировать вопросы, менять их последовательность (предполагает более высокий профессионализм интервьюера, этот вид интервью наиболее частотен в журналистике);
  • свободное интервью – предполагает высокую квалификацию журналиста (такой журналист неофициально называется беседчиком; такие интервью обычно – события в мире журналистики).
В случае интервью МирСоветов рекомендует начинать, конечно же, со строго стандартизованного, поскольку оно позволит избежать некоторых общих ошибок начинающих журналистов, например, если ваш собеседник вдруг не захочет отвечать на какой-либо вопрос, у вас всегда будет масса заранее составленных вопросов (интервью-то строго стандартизованное).
Если лидирование в интервью перешло к респонденту (то есть опрашиваемому), то в этом случае нужно изменить своё местоположение, а далее прервать монолог респондента резким изменением хода беседы, чтобы сбить его с ухода от темы.
Нынешняя журналистская практика породила новое явление, когда выразителем духовного облика личности становится макродиалог. В таком диалоге журналист перекладывает характеристику героя на плечи героя. Собственно, в случае с таким интервью диалог превращается в монолог, когда журналист лишь иногда вставляет уточняющий или направляющий вопрос.
Для ведения двух нестандартизованных видов интервью полезно знать классификацию помогающих в тяжёлых случаях вопросов.
Контрольные вопросы (они готовятся заранее, будь то даже интервью-беседа, полностью построенная как экспромт) – с их помощью информация проверяется на достоверность.
Зондирующие вопросы – то есть уточняющие, с их помощью интервьюер «прощупывает почву», «придирается» к мелочам, выведывает у интервьюируемого то, чего бы он не хотел сказать. Зондирование – тонкая грань, которую очень легко перешагнуть и поломать всю концепцию интервью (опрашиваемый может вдруг отказаться отвечать).
Также выделяются вопросы личные, безличные, наводящие. Личные вопросы характеризуются большой степенью близости к опрашиваемому, то есть, например, касаются фактов его биографии, безличные – вроде бы вопросы ни к месту, но при дальнейшем анализе оказывается, что они были зондирующими. Уточняющие вопросы позволяют узнать, дополнить, расширить представление о том или ином событии при полном согласии интервьюируемого на это.
Во время интервью необходимо наблюдать (используя при этом все «подручные» средства: блокноты, собственную память). Наблюдение является постоянной частью журналистского процесса.
Выделяется давно сложившаяся на российском пространстве классификация интервью по форме: монолог, беседа («собственно беседа», когда журналист и интервьюируемый очень тепло общаются в неформальной обстановке, и диалог – более официальный вид), коллективное интервью (то есть полилог, например, когда вопросы задаются одновременно нескольким членам рок-группы – такие интервью часто публикует журнал «Ровесник», например). Интервью по содержанию: информационное (монолог, «собственно беседа», коллективное интервью), проблемное аналитическое (беседа), интервью-портрет (собственно беседа, диалог, коллективное, зарисовка, очерк). В портретном интервью присутствует установка на детализацию конкретной человеческой судьбы. Портретный очерк – один из ключевых жанров 90-х годов в России. В портретном интервью часто используются фрагменты репортажа. Интервью-очерк предъявляет к журналисту определённые требования: журналист сопереживает герою. Происходит самораскрытие не только героя, но и журналиста.

Методики подготовки материалов

Начиная работать журналистом, вы должны выбрать: в частных или государственных СМИ работать. Частные СМИ дают гораздо больше простора для творческой деятельности, чем государственные, где очень часто приходится писать попросту заказные материалы.
Начинать прописывать материал нужно с главного факта. Этот подход называется методом опрокинутой пирамиды. Вопросы из разряда «кто, что, где, когда произошло» должны находиться в начале материала. Дальше следует располагать не столь заметные факты, которые нужно размещать по тексту в порядке убывания их значимости. Тогда редактор, просматривая ваш материал, без труда сократит его до нужного объёма, при этом не упустив ни одного значимого факта.
Творческий процесс каждого журналиста сугубо индивидуален, поэтому МирСоветов рекомендует с самого начала оттачивать свой стиль, формировать неповторимый образ. Редакторская правка, само собой, остаётся редакторской правкой, но пусть ваш текст или приёмы ведения телепередачи остаются авторскими, а не заимствованными у кого-либо.
Заметка – корневой жанр (предполагает только сообщение факта без его комментария). Зачастую журналисты, приступив к работе в печатных СМИ, начинают именно с этого жанра. Специфика заметки вообще не предполагает никакого литературного или публицистического мастерства. Есть факт – изложи этот факт. Построение заметки как раз подчиняется принципу убывающей важности, то есть принципу перевёрнутой пирамиды. Перечислим наиболее востребованные виды заметки в современных недорогих изданиях типа «Теленедели»: блиц-портрет (коротко о биографии знаменитости, например), мини-история (комментарий события от лица известного человека, приводящего пример из личной жизни), мини-совет.
Журналисту в его работе не нужно оценивать факты. Не нужно также утаивать информацию. Работа репортёра – собирать эти факты и информацию.
Перечислим критерии новостной информации, по-настоящему востребованной аудиторией: близость темы новости к читателю, масштабность новости, известность (лица, вещи или события, о которых идёт речь), необычность, наличие , актуальность.
На первых порах вы не обойдётесь без ведения журналистского дневника. Он поможет вам постоянно быть в курсе всех самых важных событий, происходящих в мире.
Предметом отображения в журналистском материале могут быть: событие, личность, процесс, ситуация. В зависимости от того, что изображается, подбирается соответствующий жанр журналистики.
Журналисту необходимо отличать описание события от его оценки.
Помимо принципа убывающей пирамиды существует ещё и принцип слоёного пирога. Принцип равномерной нагрузки, иначе – слоёный пирог (в лид выносится яркий критерий новостной ценности, говорящий о новости). Лид, он же лидер-заголовок/лидер-высказывание – 2-3 предложения, вынесенных перед текстом, коротко сообщающие о том, что будет в нижеследующем материале, небольшой «анонс».
Познакомившись с жанром заметки, вы равномерно перейдёте к жанру отчёта, где главным является вербальное содержание. Отчёт – событие, выраженное и поданное в слове (для сравнения: репортаж – все подряд события, сопутствующие какому-то главному событию, не просто то, например, что говорилось на конференции, а что мешало её проведению плюс какие финансовые трудности испытывают организаторы и т.п.). Отчёт – сугубое изложение чьего-либо выступления, описание обращения президента к народу, к примеру (в материале будет излагаться только тот факт, что президент ГОВОРИЛ и ЧТО он говорил). Отчёт разделяется на два вида:
  • прямой отчёт. Здесь главное подробно передать ход события (напрочь отсутствует авторский комментарий);
  • аналитический отчёт (содержит авторский комментарий).
При написании журналистских материалов следует обращаться к трём группам фактов: прямые факты (то есть факты, непосредственно относящиеся к теме), косвенные (говорят о том, насколько отражение описываемых событий актуально на сегодняшний день), факты-иллюстрации (показывают, как описываемое явление проявляется в реальной жизни).
Репортаж. Такой материал пишется с места события. Репортаж – оперативный жанр, над которым ведётся работа 2-3 дня, плюс это достаточно авторский и трудоёмкий жанр, требующий полного вникания в произошедшую ситуацию. В репортаже для резкой смены плана изложения (то есть для перехода от описания к самому действию) используются определённые речевые конструкции: местоимённое наречие «ТАК», имеющее оценочный характер; частица «ВОТ», которую выносят в начало предложения. Таким образом, репортаж – это не плавный рассказ, а резкая смена речевых планов (описание, повествование, рассуждение), авторской речи, речи героев, диалога, монолога. В репортаже авторское «я», то есть ваше личное присутствие, – это композиционный и стилистический центр текста. Подаётся ваша интерпретация события, подправленная в некоторых случаях мнением редактора.
На самом деле репортёр всегда должен быть готов к наблюдению и самонаблюдению. В этом и состоит сущность работы журналиста: постоянно быть начеку, быть готовым к тому, что большое событие произойдёт прямо на ваших глазах.
Для журналистов, «с головой» вживающихся в профессию, иногда становится обычным использование «метода маски» (иначе: метод смены маски) – журналист каждый раз меняет биографию, личность, чтобы войти в доверие в той или иной социальной среде и в итоге написать репортаж или статью, поражающие глубиной погружения в тему.
Для репортёра становится обыденным использование метода эксперимента – под ним понимается такой способ сбора информации, когда журналист сам создаёт ситуацию для наблюдения (метод провоцированных ситуаций), потому что, возможно, без участия журналиста такая ситуация не возникнет вовсе, но возникновение её необходимо для решения тех или иных проблем.
МирСоветов обращает внимание на то, что лучшее время для сбора новостей в России – это рубежные точки, то есть стыки осени и зимы, зимы и весны. Под конец лета обычно наступает новостная голодовка, когда каждый материал даётся с большим трудом. Это связано и со всеобщими отпусками, и с очень благоприятной погодой, и с пиком рождаемости.
Существует до сих пор и такое плавно подзабытое на российских просторах понятие как «собственный корреспондент». Сейчас собкорство возрождено в «Огоньке», в «Русском репортёре» – в этих изданиях присутствует глубокая специализация на написание репортажей.
Теперь о статье и её отличиях от перечисленного сонма жанров. Под «статьёй» обыватель ошибочно понимает любой опубликованный в печатных СМИ материал. Статья на самом деле предполагает глубокий анализ событий, сложившихся общественных ситуаций плюс рассмотрение их на фоне глобальных процессов. Статья отличается большой дозой «авторства», то есть в какой-то мере является цельным литературным произведением, во всяком случае, то, что статья является жанром номер один в журналистике – нет сомнений.
Статья – главенствующий в печатной журналистике жанр, через который показывается тенденция в развитии явления. Задача статьи – проследить связи, соединяющие анализируемую ситуацию с миром окружающих социальных проблем. Целевая установка статьи при этом: формирование универсальных представлений, которые могли бы быть практически приложимы в условиях разрешения любой проблемной ситуации данного типа – отсюда особая роль факта в статье. Факт в статье служит не иллюстрацией, а аргументом, то есть не указывает на проблему, а доказывает, что проблема есть на самом деле.
Выводы, сделанные в аналитических статьях, часто становятся материалом для принятия управленческих решений.
Представим и схему рассуждения в аналитическом материале: сначала о цели исследования, потом идёт накопление фактов и их анализ, обобщение и вывод.
Виды статьи: передовая – отражает общественно-политическую позицию издания (редакционное или авторское выступление), пропагандистская, проблемная (вопрос выносится на обсуждение, то есть на сегодняшний день решения проблемы не существует).
Статья тем ценна и уникальна, что в ней переплетаются два словарных слоя: специальный научный и авторский, включающий авторские выражения.

Напоследок

Работа журналистом зачастую предполагает жертвование какими-то личными установками. Например, если вы неформал и поддерживаете тинейджерский образ жизни, но при этом хотите работать на государственном телеканале, вам придётся проститься и с серьгами в ушах, и с фенечками на руках, и с необычным цветом волос – вообще, вам придётся стать донельзя официальным и «упорядоченным»: носить , костюм за три тысячи долларов, навсегда забыть о «скандальных» причёсках и пергидрольном, например, цвете волос.
Меняйте специализацию, успейте попробовать все виды СМИ, не бойтесь больших расстояний и частых переездов. Работа журналистом предполагает всё это.

Профессия журналиста привлекает сегодня много молодых людей, которые мечтают реализовать свои способности и добиться успеха. Однако чтобы стать успешным журналистом, нужно не просто получить диплом по этой специальности, но еще и знать некоторые тонкости данного дела.

Пишите и публикуйтесь

Начало успеха лежит в трудолюбии и приобретении авторитета. Поэтому ищите все возможности получить профессиональный опыт: пишите заметки в газеты, выступайте на радио и телевидении, создайте свой интернет-канал, анализируете актуальные новости и т. д.

Чем больше и дольше вы будете этим заниматься, тем выше вероятность того, что вас заметят и пригласят в по-настоящему стоящие журналистские проекты.

Ищите свой стиль и оригинальную тему

Много журналистских проектов, которые сегодня пользуются успехом, начинались с того, что их создатели находили свой неповторимый авторский стиль и манеру изложения. Это может быть молодежная, патриотическая тема или какое-то иное направление. В любом случае вам будет необходимо добиться в этом направлении высокой уникальности и привнести что-то новое.

Ищите возможности для профессионального совершенствования

Не забывайте постоянно повышать свой профессиональный уровень. Если вы пишите газетные статьи, помните о грамотности изложения. Если выступаете на радио, позаботьтесь о хорошей дикции и риторике, а также акцентологии (правилах расстановки ударений в словах). Если вы занимаетесь фото- и видеосъемкой, не забывайте совершенствоваться в этом мастерстве и т. д.


Чем лучше у вас будут получаться интервью и репортажи, газетные статьи и радиопередачи, тем выше вероятность того, что ваше имя и ваш «профессиональный почерк» станут узнаваемыми, и вы добьетесь успеха в своем деле.

Не забывайте о психологии

Хорошему журналисту важно быть грамотным и эрудированным человеком, а еще ему нужны знания в области психологии. Ведь журналист – это человек, который работает с людьми, поэтому он должен быть хорошим психологом. Он должен вести беседу так, чтобы она показалась интересной слушателям или телезрителям, он должен задавать уместные вопросы и добиваться главной цели своего интервью или репортажа.

Знания в области психологии помогут журналисту добиться интервью с человеком, который вовсе не хочет его давать. Такой журналист, будучи ведущим ток-шоу, сможет примирить спорящих до сипоты в голосе гостей и т.д.

Помните о национальных и культурных традициях

Настоящий журналист – это еще и человек, который хорошо знает национальные и культурные традиции своего народа и старается их не нарушать. Ведь российское общество, несмотря на свою современность, достаточно консервативно. И человек, который будет вести себя чрезмерно эпатажно, даже будучи хорошим журналистом, вряд ли добьется серьезного успеха.


Будьте уверены в себе

Следует помнить, что только человек, который верит в свои силы и собственный успех, сможет чего-то добиться на ниве своей профессии. Поэтому нужно быть уверенным в себе, однако, не забывать и о моральных нормах поведения и культурных ценностях.

Журналистика – это профессия творческих людей, которые стремятся всеми силами донести до социума свою позицию, свой авторский взгляд на происходящие события. Ваш успех придет к вам тогда, когда вы по-настоящему захотите его получить и приложите все усилия, чтобы это произошло. Для этой профессии важны и творческие способности, и трудолюбие, и вера в собственный успех.

Как считаете Вы, какими навыками, знаниями и личностными качествами характера должен обладать успешный журналист? Поделитесь своим мнением, а возможно опытом в комментариях к данной статье.

Удачи вам и до встречи в следующей статье.

Журналист – это, можно сказать, современный глашатай. Берет информацию, преобразует её в новость и несёт в массы. Это, если по-простому. На самом деле, всё, что касается журналистики, гораздо сложнее и потому – интереснее.

Нынче, журналист не просто сообщает народу новость, которую сообщил и обязал распространить царь-батюшка (хотя, и такие «передавальщики » в наше время тоже сохранились). Теперь работа журналиста заключает в себя множество аспектов, являет собой настоящий детективно-приключенческий роман, переполнена интригами, тайнами и, конечно, сплетнями.

В общем, если вы полны нерастраченного авантюризма и хотите его реализовать с пользой для общества, то добро пожаловать в ряды журналистов!

Как стать журналистом - с чего начать

Но не всё так просто. Прежде всего, Вам придется обнаружить у себя талант рассказчика. Вы поймёте это по реакции друзей, которые с интересом слушают любую байку или историю из Вашей жизни. А после этого Вы должны будете решить, каким способом нести свой талант людям.

Способы известны следующие:

  • текст – газеты, стенгазеты, журналы, книги (например, с рецептами), рекламные слоганы;
  • фото – тут, вроде, всё очевидно: умение правильно преобразовать событие в картинку. Казалось бы, что проще – увидел что-то интересно, нажал на кнопку, потом распечатал и всё – новость готова. Но здесь есть подводные камни. Дело в том, что писатель может спасти свой текст, разлившись словесами, приукрасить эпитетами, сослаться на классиков литературы или другие источники. Тогда как фотография, сжатая в рамки одного единственного кадра, должна передать и информацию, и настроение, и мораль! И никакой фотошоп не спасёт неинтересный кадр.
  • радио – это текст, оживающий на устах любителя поговорить. Конечно, одной болтливости мало, необходимо уметь правильно излагать мысли, но об этом позже;
  • видео – здесь, также, как и в фото основное - качественная информативная картинка.

Как стать журналистом без опыта и образования

Лучше всего, чтобы стать журналистом, поступить в ВУЗ соответствующей специализации. Возможно, у Вас нет времени или денег на такое образование. Но фундамент теоретических знаний, всё равно, необходим. Используйте методички, от преподавателей тех же ВУЗов, обмен опытом, на специальных форумах, личные наблюдения, за работой интересных Вам журналистов.

Как стать хорошим журналистом

У каждого отдела журналистики есть свои нюансы.

Мир журналистики богат и многообразен! На телевидении, Вы можете стать видео оператором или репортёром, можете стать редактором (как и на радио, и в письменных изданиях). Можете быть выездным или студийным ведущим. Вы можете быть штатным или внештатным фотографом, писателем. Комбинаций множество – дерзайте!

Возможно Вас заинтересуют.

В продолжение темы:
Уход

Любителям хурмы важно знать, как ее правильно можно хранить, чтобы есть не только в сезон, но и на протяжении года, поэтому подробно рассмотрим, где и как хранить хурму дома,...

Новые статьи
/
Популярные