Средние века не были «тёмной эпохой. Почему Средние века называют Средними? Почему средние века названы средними

Ключевое слово - «средняя». Средняя продолжительность жизни значительно снижалась из-за высокой смертности детей. Плохая гигиена, неразвитая медицина и повсеместные инфекции способствовали тому, что около 40% детей умирали в возрасте менее пяти лет. Но если ребенок доживал до 20, то уже ничто не мешало ему прожить еще лет 40. Выживали только самые здоровые и выносливые младенцы, поэтому средняя продолжительность жизни в ту эпоху вовсе не означала, что люди умирали по достижении 35 лет.

Конечно, до глубокой старости доживали единицы. Люди 70-80 лет встречались довольно редко и были скорее исключением, чем правилом.

Исследования, проведенные историками и демографами, показали особенности длительности жизни населения средневековой Европы. От современных показателей их отличает, в частности, вопиющая малочисленность женщин по сравнению с мужчинами, а также и их чрезвычайно высокая смертность в молодом возрасте. Несмотря на то, что мужчины в своем большинстве (особенно из рыцарских семей) уже в юном возрасте принимали участие в военных делах, соотношение мужчин и женщин в возрасте от 14 до 40 лет было довольно критическим. На 100 женщин приходилось 130 мужчин. Таким образом, если в Средние века кто-то и доживал до старости, то точно не женщины.

Характерное для Средневековья смещение демографического равновесия между мужской и женской долями населения было вызвано многими причинами. Главная из них - тяжелое положение женщин в обществе. Особенно женщин из низших сословий, которые работали в аграрной сфере. Женщины лишь в особо исключительных случаях имели поблажки в полевых работах. Немалое значение имели и очень ранние браки. Девочек выдавали замуж с 12-14 лет, после чего начинался период постоянного деторождения. Дети-погодки – самое распространенное явление для Средних веков. А поскольку, как уже было сказано, медицина оставляла желать лучшего, то роды часто осложнялись различными инфекциями и заболеваниями. Фактически жизнь женщины была в разы тяжелее, чем жизнь мужчины, даже учитывая то, что женщины не воевали.

Несмотря на то, что женщины постоянно рожали, прирост населения оставался ничтожным. Редкая семья имела в составе более пяти человек. Даже в период демографического подъема - в 13 веке - он составлял, по оценкам ученых, всего 36 % при рождаемости в 42 %.

Средняя продолжительность жизни женщины в Средние века не превышала 32 лет, а для мужчины было нормой прожить от 40 до 50 лет. Конечно, показатели различаются в зависимости от конкретной страны и века исследования, но в целом, эти данные справедливы для всего периода Средневековья.

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX вв.), зрелого, или классического (X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. Сточки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями. кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного.

Созданию образа «темного Средневековья» во многом способствовали сами представители данной эпохи, и прежде всего писатели, поэты, историки, религиозные мыслители и государственные деятели. В своих произведениях, трудах и свидетельствах они часто рисовали довольно мрачную картину современной им жизни. В их описаниях отсутствуют оптимизм и радость бытия, нет удовлетворения от жизни, нет стремления к улучшению существующего мира, нет надежды на возможность достижения в нем счастья, покоя и благополучия.

Напротив, присутствует глубокий пессимизм, постоянно звучат жалобы на жизнь, доставляющую одни только бедствия и страдания, преобладает мотив страха перед ней и усталости, выражается чувство беззащитности и обездоленности, ощущение близящегося конца света и т.д. Отсюда особое внимание к теме смерти, которая выступает как способ избавления от невыносимых тягот жизни. Средневековые авторы пишут об искреннем стремлении поскорее покинуть этот бренный земной мир и отправиться в потусторонний мир, где только и возможно достичь счастья, блаженства и покоя.

В еще большей степени созданию образа «темного Средневековья» способствовали поэты, писатели, философы и мыслители Возрождения. Именно они объявили Средневековье «темной ночью» в истории человечества, а последовавшее за ним Возрождение - «рассветом», «светлым днем», пробуждением к жизни после тысячелетней спячки.

Средние века для них представали как целиком бесплодные, впустую потраченные столетия. Они также обвиняли Средневековье в том, что оно только разрушило и ничего не сохранило из великих достижений античной культуры. Отсюда следовал логический вывод о полном отказе от Средневековья и о возрождении Античности, о восстановлении прерванной связи времен.

На самом деле все обстояло гораздо сложнее, не так просто, однозначно и одноцветно. В последнее время взгляды и оценки Средневековья становятся все более адекватными и объективными, хотя некоторые авторы впадают в другую крайность, идеализируя Средние века.

В Средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение европейских государств и всего Запада в его современном виде. Конечно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что же касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало Античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед.

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V в.), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен - готов, франков, алеман нов и т.д. С IV по IX в. произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками - разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьезно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшие в VI в. варварские государства - королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия) - были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце V в. королем Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800 г.) в огромную империю, которая, правда, к середине IX в. также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья (X-XI вв.) складываются все основные европейские государства - Англия, Германия, Франция, Испания, Италия - в их современном виде.

Серьезно пострадали также многие античные города: одни из них были разрушены, а другие угасли из-за упадка торговли или же в связи с изменениями направлений торговых путей. На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень развития многих ремесел, произошла аграризация всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определенный застой наблюдался в развитии науки и философии.

В то же время в некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Если в Античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло больше простора для применения машин и технических изобретении. Это стало прямым следствием отмены рабства. В Античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI в. начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII в. появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать бревна, применять механический молот в кузнице, волочить проволоку и т.д. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них так или иначе было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Оно провозгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Однако в реализации этого идеала гораздо больше повезло все-таки телу, особенно если иметь в виду римскую культуру. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

Провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства являются вера, надежда и любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает любовь, которая означает прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас».

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения, которая является центральной во многих религиях.

В христианстве эта идея имеет несколько смыслов: спасение от зла в земной жизни в посюстороннем мире, избавление от участи попасть в ад на будущем Страшном Суде, пребывание в раю в потустороннем мире как справедливое воздаяние за веру и любовь. Спасения удостоятся далеко не все, а только праведники, те. кто строго следует заповедям Христа. В числе заповедей - подавление гордыни и алчности, являющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу насилием, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Господство религии не делало культуру совершенно однородной. Напротив, одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие.

Духовенство считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое - священство - и черное - монашество. В его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхождения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами.

Венедикт Нурсийский - основатель Бенедиктинского ордена - выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический груд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианского милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма высоко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский - основатель Францисканского ордена, ордена нищенствующих монахов - призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, т.е. применения силы, а это противоречит нравственным принципам христианства. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии нахо- лились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т.д. Хотя культура этого слоя тесно связана с христианством, она существенно отличается от культуры духовенства.

Подобно монашеским, в Средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму крестовых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме. Любовь к Даме предполагала утонченные эстетические формы, однако она вовсе не была платонической, что также осуждалось Церковью и духовенством.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «божественное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, своеобразие которой по-осо- бому ярко проявлялось во время народных праздников и карнавалов, когда бурляшие потоки всеобщего веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого.

Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее развитии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и лаже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименование схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но «школьное» освоение уже накопленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу, благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более рациональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (XIII в.). который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII в.). который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основоположником современной науки и философии.

Fine более значительных успехов в средние века достигла художественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура.

Эволюция средневекового искусства отмечена глубокими изменениями. В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V-VIII вв. нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов.

По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно преобладали элементы язычества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает натуральное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Стиль таких украшений называют звериным, поскольку его особенность в том, что в запутанные узоры вплетаются изображения диковинных зверей.

Широкое распространение получает также миниатюра - книжные иллюстрации. В монастырях имелись специальные мастерские - «скриптории», где писались и украшались книги - богослужебные и Евангелия. Книги светского содержания были редки. Миниатюры при этом носили по преимуществу орнаментальный, а не изобразительный характер.

Что касается архитектуры, то от франкских зодчих данного времени мало что сохранилось: несколько небольших церквей на территории современной Франции. В целом же среди самых ранних сохранившихся памятников варварской архитектуры выделяется гробница остготского короля Теодориха (520-530), построенная в Равенне. Она представляет собой небольшое двухэтажное круглое здание, в котором лаконичность и простота внешнего облика сочетаются с суровостью и величавостью.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IX вв.), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом - легендарном герое эпической поэмы «Песнь о Роланде».

В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой.

От эпохи Каролингов сохранилось значительное число архитектурных памятников. Одним из них является замечательный собор Карла Великою в Аахене (800), представляющий собой восьмиугольное сооружение, перекрытое восьмигранным куполом.

В эту эпоху по-прежнему успешно развивается книжная миниатюра. которую отличают декоративная пышность и яркая красочность, щедрое использование золота и пурпура. Содержание миниатюр остается в основном религиозным, хотя в конце периода раннего Средневековья все чаще встречаются повествовательные сюжеты: охота, пахота и т.д. После распада империи Каролингов и образования Англии, Франции. Германии и Италии как самостоятельных государств средневековое искусство вступает в новую эпоху.

Начало зрелого периода Средневековья - X столетие - оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Он приходится на XI-XII вв., хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII в., а во Франции во второй половине XII в. уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства - с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Основным типом постройки является усложняющаяся базилика.

Суть романского стиля - геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые к тому же выполняют декоративную, а не конструктивную функцию.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни (XI в.), а также церковь Нотр- Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII в.). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (XII в.).

В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля отличаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также церковь Сант-Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII в. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе. Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего - устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед полукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высокие башни.

К началу XIII в. романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Термин «готика» также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, т.е. варваров.

В XIII в. город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты - возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих - конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической - от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине XII в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В XIII в. она достигла настоящего расцвета. В XIV в. усиление декоративности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. XV столетие рождает «пламенеющую» готику, названную так по той причине, что некоторые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

Собор Парижской Богоматери (XII-XIII вв.) стал подлинным шедевром ранней готики. Он представляет собой пягинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колоннами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в.), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в.), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XI11-XV. XIX вв.). В целом он развивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благодаря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.

Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV-XVI вв.), представляющая позднюю готику.

Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневековья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи - эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же - к Возрождению.

Культура Средневековья - при всей неоднозначности ее содержания - занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм XVIII-XIX вв. черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и ценности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам-рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.

Начало Средневековья, или по-другому — Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V векам нашей эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, — ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Однако Возрождение, пусть не империи, а величия человеческого духа, все-таки состоялось, и этот высочайший взлет стал одновременно и венцом, определив окончание эпохи Средних веков.

К XVI веку в Европе сформировались языки, на которых и поныне изъясняются европейцы, сложились государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные учения, определились нравственные и философские ценности. Великие научные и географические открытия изменили представления о мире, да и сам мир стал иной!

И вот тогда на смену Средневековью явилась эпоха Нового времени.

Впрочем, человек не называет сам время, в котором живет. Он просто живет. Даже мы с вами, просвещенные люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы — люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут.

Древние греки, жившие в эпоху Античности и создавшие шедевры мировой культуры, конечно, гордились ими, но им и в голову не приходило называть эти шедевры античными, как принято ныне. Не мог же, например, знаменитый скульптор Фидий (V век до нашей эры), завершив работу над статуей Зевса, воскликнуть в порыве восхищения собственной гениальностью: “Ах, какую изумительную античную статую я создал!”

Потому что слово “античность” в переводе с греческого означает древность, и только спустя тысячу лет историю Древней Эллады и Древнего Рима люди нарекли Античной эпохой, то есть эпохой Древности.

А человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И потому, наверное, сильно удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой темных веков!

— Неправда! — воскликнул бы он. — Я жил в прекрасное время!.. Ведь как бы ни трудна была жизнь, она все равно прекрасна!

Откуда же тогда взялось понятие “Средневековье” и что оно означает?

Название “Средние века”, как и определение “Античная эпоха”, придумали гуманисты во времена Возрождения. Само Возрождение (или Ренессанс) возникло на стыке окончания Средневековья и начала эпохи Нового времени. Одной из внешних побудительных причин возникновения Возрождения было стремление возвратиться к классической латыни, — языку, на котором писали древнеримские поэты и историки, к высшим образцам античной культуры, литературы и искусства, ко всему тому, что было утрачено после крушения Римской империи. Отсюда и название — Возрождение!

Но между Античностью и Возрождением, по мнению гуманистов, зияла огромная временная пропасть чуть не в десять веков! Причем эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для Истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно, передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мракобесия и духовного запустения. Потому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: “Средний век!..” Мол, так себе — век, мол, среднее времечко, и ничего в нем хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. “А, средневековье!” — до сих пор порой говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.

Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребенок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!

Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоциклист на грохочущем, изрыгающем клубы “дьявольского” дыма “железном коне”! Его сознание вряд ли бы выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин ко встрече с обыкновенным мотоциклистом. Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы нам стать такими просвещенными и невозмутимыми, человечество должно было пройти через “детские” страхи и суеверия Средневековья….

Так что же такое Средневековье?

Средневековье — это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная — и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала. Средневековье — это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви. Средневековье — это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.

Средневековье — это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье — это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье — это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом…

Словом, Средневековье — это огромный мир!

Известно, что Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи. Известно, что Римскую империю разрушили варвары. Но как же случилось, что какие-то варвары смогли уничтожить цивилизацию, которая на протяжении тысячи лет была средоточием всего мира? Вряд ли на этот вопрос существует простой ответ, потому что падение Рима имело не одну, а множество причин, и произошло оно…

Не станем расписывать в подробностях эти убийства, скажем лишь, что за тридцать пять лет императорами были провозглашены тридцать семь человек! То есть в среднем каждый цезарь царствовал меньше года. Почти на сто лет растянулась кровавая чехарда гвардейских переворотов! Словом, в армии царила анархия, в империи — хаос, потому что, покупая власть за деньги, цезари, как…

“На форуме были видны следы уходящих богов”, — с ностальгической грустью заметил безвестный автор. Разумеется, это всего лишь красивая поэтическая метафора, но в ней с удивительной ясностью запечатлен процесс постепенного одряхления и умирания язычества. Древние римляне были язычниками. Своих богов вместе с культурой они когда-то позаимствовали у греков, только назвали их по-другому. Греческий Зевс стал…

Одна из самых ярких личностей конца II в. — начала III в. — первый Византийский император Константин Великий (306—337 гг.). Правда, при нем Византия еще называлась Восточной Римской Империей, но сути это не меняет — именно он основал новое мощное государство, которому на ближайшее тысячелетие отводилась особая роль в истории средневековой Европы. Константин был сыном…

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия: на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.

Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Посещение храма превращалось в род менуэта: при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Йохан Хёйзинга

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

Йохан Хёйзинга

нидерландский философ, историк, исследователь культуры

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать. Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше.

Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Умберто Эко

философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным, то Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее.

1. Что такое Средние века?

  • Обдумайте название эпохи «Средние века»: как и почему оно возникло, каков его современный смысл?

Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V века Западной Римской империи ей на смену пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековьем.

    Среди учёных существуют и другие мнения о том, когда закончилось Средневековье. Так, довольно широко распространена точка зрения, что Средневековье завершилось в середине XVII века.

Название «Средние века» сначала кажется немного странным: почему века- «средние»? Понятно, что сами люди того времени не могли считать, что живут в Средние века. Для того чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. В XV-XVI веках многие образованные люди восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима.

Средневековый монастырь Мон-Сен-Мишель. Франция

  • Назовите важнейшие достижения культуры Греции и Рима.

Теперь же, как полагали, наступает новая эпоха, когда античность возрождается. А в промежутке между античностью и своим временем видели лишь дикость и суеверия, нашествия и войны, когда даже говорить по-латыни почти разучились. Вот это тысячелетие они и стали называть «Средние века».

В самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находились сторонники. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн, разрушений, жестокости. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, жестокости и невежества тогда хватало - как, впрочем, и в любую другую эпоху.

Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, мудрых государей, вдохновенных поэтов. В Средние века люди строили величественные соборы, писали замечательные книги, совершали великие открытия. Прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому учёные давно уже отказались от однобокого представления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое, добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.

Среди историков нет согласия в вопросе о том, можно ли распространять понятие «Средние века» и определение «средневековый» за пределы Западной и Центральной Европы (только по отношению к которым они первоначально применялись). С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, какое было в Европе, не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому многие учёные считают, что и Восток имел своё Средневековье, которое по времени совпало со Средневековьем западным.

Рогир ван дер Вейден. Триптих семьи Брак. Фрагмент. Пейзаж. Около 1452 г.

Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха Древнего мира. Но всё же тысячелетие - это долгий срок, в течение которого в жизни людей произошли важные перемены. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье три периода. Сначала на руинах античности постепенно складывается новое устройство общества. Это - раннее Средневековье, длившееся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, XIV-XV века - это позднее Средневековье, его «осень», преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, - Нового времени.

В продолжение темы:
Архив

Вам нужен совет? Спросите у мужчины-Козерога: пусть он не эксперт по всем вопросам, но обладает незаурядной житейской мудростью. Волевой, надежный, сдержанный, амбициозный,...

Новые статьи
/
Популярные