Команды в фехтовании, оружие. Фехтование – спорт c холодным оружием: подробный обзор Под королевским покровительством

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

Спортивные разряды

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение - в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.

fencim.com - This domain may be for sale!

Find the best information and most relevant links on all topics related to fencim.com. This domain may be for sale!

Fenciness | Just another WordPress.com weblog

Just another WordPress.com weblog. 11 Days and I’m ALL done! December 14, 2010. 8212; fencey @ 5:51 pm. Don’t be a hater. You, too, could be done with all of your holiday shopping with a little bit of organizing. Also, for those of you that just feel the need to walk through the stores and feel and touch everything. Get over it. We’re in the GREAT RECESSION and time is money. On-line shopping is the best invention since sliced bread, people! Here are some of my fave sites for gifts:. Happy Shopping for t...

Αθλητική Ακαδημία Ιωαννίνων - Τμήμα Ξιφασκίας

Only variables should be assigned by reference in /home/fencinga/public html/templates/carligian1.7/index.php. Έτοιμο και το καινούργιο μας πάτωμα να υποδεχτεί τους μικρούς ξιφομάχους 4-6 ετών που ξεκινάνε τις προπονήσεις τους τη Δευτέρα 28-09 και με νέα ώρα 19.00-19.45. Σας περιμένουμε! Στην αίθουσά μας οι προπονήσεις. Την Δευτέρα 07 Σεπτεμβρίου ξεκινάμε το πρώτο στάδιο της προετοιμασίας στις 6.00 μμ, στο γήπεδο "Ζωσιμάδες". Περισσότερες πληροφορίες Γεωργία Παναγιώτου 6972775488. Με απόλυτη επιτυχία πρα...

Bona valetudo melior est quam maximae divitiae". Mic istoric al scrimei. De ce sa alegi scrima? Sala de scrima UNEFS. Academia de scrima pentru copii 2010. Academia de scrima pentru copii "Academy Children"s Future Fencing" este destinata atat copiilor, cat si adolescentilor - tuturor tinerilor ce vor sa cunoasca secretele din arta scrimei. Federatia Romana de Scrima. Engarde - Curs scrima adulti. Kids Grand Prix-fencing epee.

Копилка знаний о фехтовании | Фехтование в Екатеринбурге

Копилка знаний о фехтовании Фехтование в Екатеринбурге. Группа Вконтакте - Копилка знаний о фехтовании Фехтование в Екатеринбурге. Группа постоена по типу общей площадки для обсуждения и обмена опытом, она не представляет какую-то одну организацию или клуб. Цель: обьединение усилий в накоплении знаний, опыта и навыков фехтования, помощь в обучении других. Историческое фехтование и реконструкция фехтования определённой эпохи. Сценическое фехтование (трюковое, артистическое, Саберфайтинг). Заметка - Коротк...

TimberPro - Huddersfield based Timber structure, decking and security fencing contractor

Committed to Quality, Service and continued Improvement". Huddersfield based Commercial Fencing, Decking, Timber Structure Build service. Private and Commercial contracts undertaken, covering Huddersfield, Halifax, Bradford, Leeds, West Yorkshire and wider areas. If you wish to contact us call on 07961 272 174 (No marketing or sales calls). Garden Office, Huddersfield. BBQ covered dining area. No need to wait for the next dry day before starting up the BBQ with this large timber framed shelter. Bespoke g...

Driveway Wrought Iron & Wooden Double Gates, Garden Gates, Railings

Welcome to Fencing and Gates the leading manufacturer. Ldquo; Fencing and Gates. We also manufacture custom made gates. We have been established for over 20 years and manufacture a wide range of products including all types of wrought iron-style metal gates, steel decking panels and garden rose arches. We also offer a wide variety of wooden gates and wooden driveway gates. For simple instructions on how to Measure for your new gate, go to our Gate Measuring page. CALL US ON: 01543 438217.

Если героические саги и ранние истории в стиле "фэнтези" при описании мечей уделяют главное внимание их украшениям, магическим качествам или «неломающейся суперстали», то более поздние авторы говорят, что настоящая тайна хорошего меча заключается в чем-то другом, а именно в балансе.
При описании меча постоянно наталкиваешься на определен ие «хорошо сбалансированный». Но информацию о том, в чем же действительно заключается хорошая балансировка меча, можно найти редко. Аспект, который мы сейчас рассмотрим, может быть назван «физикой меча», но в международной терминологии укоренился термин «гармония меча» (это относится к гармонической вибрации
меча, о которой вскоре пойдет речь).
В литературе по истории оружия до настоящего времени речи о гармонии меча почти не было.
Впрочем, это можно объяснить тем, что только в последние годы были действительно по этому поводу проведены исследования и эксперименты. До них меч рассматривался как предмет искусства и военно-исторических исследований, а высказывания о пригодности к бою и «эксплуатационных качествах» почти всегда были лишь умозрительными рассуждениями.
Благодаря усилиям многочисленных реконструкторов, кузнецов- оружейников и любителей мечей, до настоящего времени были опробованы и испытаны многочисленные образцы. Так о мечах были получены совершенно новые знания.
Хороший меч имеет твердый и стойкий клинок, который одновременно должен быть гибким и упругим.
В добавление к этому необходимо, чтобы он был правильно сбалансирован, иначе он будет неуклюжим, грубым, и им нельзя будет правильно фехтовать.
Плохо сбалансированный меч, например, совершенно не позволяет выполнять некоторые приемы, в то время как сбалансированное оружие поддерживает и ус иливает удары. «Если клинок меча имеет хорошие пропорции и соответствующую подвижность, то меч получает баланс, способствующий плавному движению вперед, не делающий его несподручным и неуклюжим. Таким образом, клинком легче управлять при фехтовании» - делает вывод шведский кузнецоружейник Петер Йонссон. Естественно, и в средние века не все мечи были идеально сбалансированы, и здесь имелись явные качественные различия.

Для баланса меча важными являются три фактора:
. общий вес меча,
. центр тя жести,
. распределение массы.

Общий вес меча, естественно, является очень важным фактором. К сожалению, о нем царят ложные представления. Они навеяны не только сценами в романах или фильмами, в которых простые смертные (в отличие от покрытых мускулами героев)
совершенно не могут поднять меча или поднимают его только двумя руками, но и высказываниями современных спортивных фехтовальщиков - по сравнению
с современной спортивной шпагой, управляемой кончиками пальцев и не причиняющей никаких ранений, средневековые мечи были, естественно,
гораздо тяжелее. К сожалению, часто и от историков можно слышать ложные высказывания относительно веса и баланса. Так, например, в остальном очень
хорошо сделанном документальном телевизионном фильме речь идет о весе 15-20 килограмм. Это полная нелепость! На самом деле мечи были намного легче. Логика подсказывает: в конечном счете, достаточно часто жизнь зависела от того, насколько легко и быстро можно было маневрировать мечом.
Исследования исторических мечей дают следующий средний вес:
. одноручные мечи (X-XV века) - около 1,3 килограмма,
. длинные мечи - от 1,5 до 2,0 килограммов,
. двуручные мечи - 3,0 килограмма.

Сценические мечи для шоу весят почти на 40 процентов больше, чем соответствующий острый меч («дешевые» мечи для шоу весят еще больше). Это связано с тем, что вместо острого лезвия у них имеются ударные кромки, толщиной от трех до четырех миллиметров.
Клинок, таким образом, имеет не оригинальное сечение, а гораздо более толстое. К сожалению многих реконструкторов, это оказывает влияние не только на общий вес, но и на баланс сценических мечей. Посетителям рынков предметов Средневековья чаще всего встречаются мечи для сценических боев. Они, само собой разумеется, путают их с «подлинными» мечами и, таким образом, получают ложное впечат ление о весе подлинного меча.
Хотя острые мечи гораздо легче, чем принято считать, я хотел бы подчеркнуть, что бой на мечах все же требует атлетической силы. Попробуйте как-нибудь в течение длительного времени в быстром темпе совершать точные движения рукой с весом в полтора килограмма (длинный меч). Нельзя забывать, что быть рыцарем - не только привилегия, но и в определенном смысле слова профессия. Большинство рьщарей ежед невно трениравались с оружием с самого раннего детства, ведь они были профессиональными бойцами! Поэтому становится ясно, что вес является только второстепенным фактором. Эксперт по фехтованию на мечах Ги Виндзор дает этому такое объяснение: «Важность баланса не может быть преувеличена: тяжелым, хорошо сбалансированным клинком управлять намного легче, чем легким, но плохо сбалансированным» (Windsor. S. 38)
Определение центра тяжести ясно: в этой точке оружие наход ится в равновесии. В зависимости от размеров и формы меча центр тяжести располагается в семи-пятнадцати сантиметрах ниже парирующих дужек. Если центр тяже сти смещен дальше в сторону клинка, то рубящий удар меча хотя и приобретает большую силу, но клинок по сравнению с другими становится неудобным, и таким мечом тяжело управлять. Если центр тяжести находится слишком близко от рукоятки, то, на первый взгляд, может показаться, что мечом легко управлять, но рубящий удар теряет силу, а клинок (прежде всего, острие) становится тяжело контролировать. К тому же тяжелая рукоять долго «тянет» руку, держащую меч. Итак, большое значение имеет то, чтобы центр тяжести располагался в правильном месте.

«Общий вес и масса на определенном расстоянии от центра движения -руки, управляю щей мечом, влияют как на скорость, так и силу удара меча», - заявляет Петер Йонссон. Поэтому и масса должна быть правильно распределена по всей длине меча. Впрочем, здесь можно установить большие различия в зависимости от метода применения. У меча, предназначенного только для ру бящих ударов, масса должна быть распределена по его длине относительно равномерно. У меча, предназначенного также и для ко лющих ударов, масса должна сосредоточиваться в области р у кояти, так как меч должен хор ошо у правляться движением одной ру ки. Даже если меч, масса которого сосредоточена у рукояти, имеет больший общий вес, чем другой того же сорта, то фехтовальщику он тем не менее покажется легче и удобнее.
Чтобы выровнять общий баланс, масса головки должна подбираться в соответствии с массой остального меча, как об этом говорил мастер меча Ханко Дёбрингер: «Если меч велик и тяжел, то и его головка должна быть тяжелой». Однако масса на
концах не должна быть слишком велика, в противном случае мечом будет трудно управлять.
Вот мы и разобрали три фактора: общий вес, центр тяжести и распределение массы. Кроме того, для гармонии меча важны и так называемые узловые точки. Клинок меча эластичен - он должен быть таким, чтобы упруго отражать удары меча противника.
При взмахах вибрации меча почти незаметны.
Грубо упростив, можно сказать, что при этом речь может идти о гигантском камертоне.


Если при ударе он встречает другой меч или щит, вибрации, естественно, становятся сильнее. Плохой меч начинает дрожать в руках, вибрации передаются
от клинка на рукоять. Хороший меч, напротив, прочно лежит в руке, так как свободные от вибраций зоны - узлы - расположены в правильных местах. «Обработка свободных от вибрации узловых точек является тай ной способного кузнеца-оружейника », - говорит об этом Петер Йонссон.

Первичные узлы называются также «ударными центрами» (УЦ) (любители мечей называют их в общении между собой «sweet spot» («мелодичными местами»). УЦ - это место клинка, где удар встречает сопротивление, обеспечивающее снижение удар ного действия на руку, держащую меч. Как видно по амплитуде на графике, свободные от колебаний узлы клинка находятся в гармонии с другими, вторичными узлами в рукояти, известными также как «точки резонанса». Это значит, когда меч в УЦ встречается с другим мечом, на точку резонанса колебания не передаются или почти не передаются.

В идеале на мече УЦ в зависимости от центра тяжести должен располагаться на трети длины клинка от острия. Точка резонанса должна находиться в рукояти за дужками крестовины в том месте, где ру ка держит меч. Тогда все равно, насколько сильным будет удар меча: его результат, передающийся на руку, держащую меч, будет относительно слабым.
Действие узловых точек эксперт по фехтованию на мечах Г и Виндзор объясняет таким образом: «Для того чтобы отрубить конечности, используют УЦ, но для быстрых рубящих ударов по голове - последнюю пару дюймов клинка. Лучший компромисс для общего применения длинного меча состоит в том, чтобы наносить удары областью, расположенной в трех четвертях длины вниз по клинку, как раз под УЦ. Это обеспечивает передачу достаточной силы, рассчитанный и контролируемый удар [приходящийся на руку, держащую меч, (Т.Л.)] и выбор, продолжать ли дальше движение или оттяжку клинка». (Windsor. S. 84).
Узловые точки на мече можно определить двумя простыми способами. Найти УЦ легко даже ребенку (и даже такому слабо чувствующему человеку, как я сам). Меч берут таким образом, чтобы клинок был направлен вертикально острием вверх. Потом свободной рукой бьют по головке, так, чтобы меч начал вибрировать.
Точку резонанса найти значительно сложнее, так как при этом вместо глаза придется положиться на осязание. Для его определения меч надо удерживать острием вниз, вес удерживается только большим и у казательным пальцами, а остальные просто лежат на рукояти. Слегка ударьте ладонью по головке, чтобы меч начал вибрировать, и попробуйте ощутить вибрацию пальцами. В месте на рукояти, где вибрация не ощущается или почти не ощущается, и находятся вторичные узлы. На рубящем м еч е такой узел располагается обычно в области у казательного, среднего или безымянного пальца. В отличие от этого, у колюще-рубящего меча он смещается возможно ближе к дужкам крестовины.
УЦ, как правило, находят уже при первой попытке, но для определения точки резонанса обычно требуется несколько опытов и развитое специфическое чувство.
Если сразу не получается, проведите рукой вниз и вверх по рукояти и попробуйте еще раз.
Как говорит кузнец-оружейник Джим Хризоулас, головка - еще одна критическая точка вибраций:
«Если клинок встречается с объектом, вибрации идут в доль клинка. В большинстве случаев они не влияют (или очень мало влияют) на меч в целом. Но иногда
они могут проявиться настолько серьезно, что клинок ломается в своем наиболее слабом месте. Это место находится, как правило, в соединении хвостовика и головки». Расклепанный хвостовик удерживает головку и, таким образом, скрепляет детали меча - клинок, дужки крестовины и трубку рукояти. Если ломается клепка, то в худшем случае меч может разобраться на составные части. Поэтому кузнец должен так рассчитать размеры и массу головки, чтобы она, с одной стороны, составляла необходимый противовес клинку, а с другой - была как можно легче, чтобы компенсировать эффект вибраций.

М, L или XL - «правильные» размеры меча

В этом месте я хотел бы затронуть еще один аспект, который хотя и находится на границе «физики меча», по моему мнению, именно здесь и должен быть поднят.
Чтобы было возможно наиболее эффективно управлять мечом, он должен соответствовать размерам тела фехтовальщика. Например, из Японии для определения размера катаны к нам перешло правило кулака: если свесить меч от подмышки, он должен слегка не доставать земли, а рукоятка должна быть почти в три раза длиннее ширины ладони.
Дошедшая до нас из книг по фехтованию информация по этой теме весьма скромна. Мастер меча Ханко Дёбрингер, например, высказывался только о длине рукояти. По его мнению, рукоять должна быть достаточно длинной для двух рук:
«Знай также, что хороший фехт овальщик должен прежде всего точно и уверенно управляться с мечом и д ержать его двумя руками между дужками и головкой.
Так держать меч намного вернее, так как у головки он будет удерживаться еще одной рукой. И он бьет намного сильнее и точнее, если рука накидывается на головку и участвует в ударе, так что колющий удар проникает сильнее, потому что фехтовальщик удерживает меч за головку. Когда же он наносит удар головкой, он никогда не сможет пройти настолько сильно и полно».
Мечей-бастрадов с более короткой рукояткой, при которой левая рука может охватить только головку, по мнению Дёбрингера, следует избегать.
Более длинная рукоятка прежде всего поддерживает эффект рычага при управлении мечом: если под правой р укой находится центр вращения, то перемещение левой руки влияет на изменение положения клинка без приложения силы (этот пример еще раз демонстрирует элементарные различия между одноручными и длинными мечами).
Один из немногих средневековых фехтовальщиков на мечах, немногим более писавших о длине меча, был мастер Вади. По его мнению, двуручный меч должен доставать от пола до высоты плеча. Головка должна быть круглой, чтобы удобно лежала в сжатой руке. Длина рукояти должна составлять пядь (пядь измерялась длиной от локтевого сгиба до запястного сустава). Дужки крестовины в сечении должны быть квадратными, прочными и настолько длинными, насколько рукоять и головка вместе взятые, чтобы обеспечить оптимальну ю защиту рук. Концы дужек крестовины должны быть острыми, чтобы ими можно было «ранить и резать». Такие заостренные дужки крестовины изображены на некоторых гравюрах фехтовальной книги Тальхоффера, но поскольку ни одного экземпляра не сохранил ось, из этого мы можем заключить, что они были относи тельно редкими.

Выводы вроде тех, что сделал мастер Вади, как уже упоминалось, очень редки. Другие мастера защиты, кажется, считали само собой разумеющимся, что их читатели владеют основами фехтования на мечах и достаточно хорошо в них разбираются, чтобы выбрать себе подходящий меч (мастер Рингэкк, например, намекнул, что только читатель с уже имеющимися основными знаниями сможет правильно интерпретировать стихи-памятки) . Современный эксперт в области фехтования на мечах Ги Виндзор рекомендует для длинного меча такие размеры:

Общая длина должна быть приблизительно от пола до грудины.
. Длина рукояти должна составлять от двух с половиной до трех размеров ширины ладони.
. Длина дужек кр естовины должна равняться от одной до двух длин ладони.
. Центр тяжести должен находиться в трех-пяти пальцах (по шири не) под дужками крестовины.

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Фехтование — один из самых известных и популярных видов спорта. Фехтование было включено в программу первых Олимпийских игр 1896 года, после чего ни разу ни одна Олимпиада не обходилась без этого красивого и изящного единоборства. Представляем вашему вниманию 11 (не включая бонус) занятных фактов о фехтовании.

Судейство на французском

В отличие от многих видов спорта, где английский язык является главенствующим (офф-сайды, нокауты, буллиты и т.д.) в фехтовании существует традиция судейства международных соревнований на французском языке. Поэтому многие фехтовальщики хорошо знают французские наименования основных терминов.

Спорт для интеллектуалов

Интересно, что фехтование часто включают в тройку наиболее интеллектуальных видов спорта, требующих помимо необходимых физических данных и волевых качеств определенных стратегических навыков (обычно в этом списке, естественно, шахматы, а также спортивные единоборства, такие как самбо и собственно фехтование).

Сильные ноги

У фехтовальщиков самые сильные ноги среди всех спортсменов-олимпийцев. На ноги фехтовальщика приходится в среднем 70 % от всей нагрузки.

Чем легче, тем лучше

Особенности техники нанесения удара (укола) в фехтовании и, например, в боксе противоположны. В боксе качественный удар наносят «всем телом». В фехтовании корпус «догоняет» руку, а сам удар саблей наносится кистью. Сила удара обычно служит показателем его замедленности и «нетехничности» (если только речь не идет об «батман-ударе» с неким необходимым разумным усилием по отбрасыванию в сторону клинка противника).

Фехтование и кино

Читая биографии известных актеров, часто можно наткнуться на фразу, что при подготовке к какому-то фильму актеру пришлось научиться фехтованию. У некоторых это вызывает недоумение - как можно за несколько месяцев научиться фехтовать, ведь спортсмены тренируются годами. На самом же деле речь идет о так называемом арт-фехтовании. Артистическое фехтование достаточно далеко как от реального боя, так и от спортивного фехтования, но более зрелищнее и драматичнее подражает поединку на шпагах, рапирах или саблях. В спортивном бою у мастеров фехтования удары наносятся гораздо реже. Большее значение имеет перемещение по дорожке и поиск нужной для успешного удара дистанции. Начинающих же саблистов можно безошибочно определить на слух по громким звукам ударов, даже не глядя на спортивную «дорожку», - из-за характерной для них манеры ритмично, по очереди и очень сильно бить по клинкам друг друга. Ведь именно так фехтуют всевозможные « мушкетеры» в кино, которым они и пытаются подражать впервые взяв в руки спортивную саблю. Такие «фехтовальщики» обычно не могут нанести опытному спортсмену ни одного удара.

Второй после пули

Вторым по быстроте предметом в спорте (после стрелковой пули) является кончик фехтовального оружия.


Под королевским покровительством

История фехтования насчитывает не одно столетие. Этот вид спорта берет начало в 1200-х гг. Изначально конечно фехтование представляло собой не вид спорта, а военное искусство. На ряду со многими видами двигательной активности или развлечениями связанных с физическими упражнениями, фехтование был единственным военным искусством, которому оказывали значительную поддержку короли.

Без весовых категорий

В Олимпийских играх современности представлено большое количество спортивных единоборств, начиная борьбой и заканчивая тхэквондо. Но фехтование является единственным видом спортивного единоборства в олимпийском движении, где не существует весовых категорий.

Рукописи не горят

В XVI-XIX веках для подробного описания фехтования, его стилей, а также техник защиты и нападения привлекались лучшие специалисты. В те времена за такие рукописи выплачивались огромные суммы, и эти записи хранили как научные трактаты.


От фехтования к балету

Множество балетных позиций было взято именно из фехтования – они использовались в танцах при Французском дворе в XVII веке, поскольку, во-первых, их без труда могли выучить мужчины, а во-вторых, они соединяли в себе грациозность и силу.

Люди в белом

Фехтовальщики носят белую форму потому, что, пока не было изобретено электронное оборудование для подсчета очков, уколы отпечатывались на белой поверхности благодаря пропитанному чернилами кусочку хлопчатобумажной ткани, нацепленному на кончик оружия.

Бонусные факты:

750-граммовый тест проверки силы укола — необходимая сила давления, для повреждения кожи на дуэли. Это было специально разработано, потому как считалось, что честь на дуэли защищена, если пролилась первая кровь – даже если это была самая маленькая капелька от небольшого колотого ранения.

Многие знаменитые и уважаемые личности занимались фехтованием: философ Рене Декарт, исследователь Сэр Ричард Бартон, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Теодор Рузвельт, поет Эзра Паунд, писатели Теренс Хэнбери Уайт и, конечно же,Александр Дюма (которого принято считать лучшим экспертом в мире по вопросам фехтования и дуэлей), киноактеры Кэтрин Зета-Джонс, Том Круз, Уилл Смит, Мадонна, Деннис Хэйсберт и звезда футбола Дэвид Бекхэм. Барон Пьер де Кубертен, основатель современных Олимпийских игр, также был отменным фехтовальщиком.

А. Пахотин

В продолжение темы:
Здоровье

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции корректора, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные...

Новые статьи
/
Популярные