Что необходимо чтобы влюбленность переросла в любовь. Влюбленность - то же чувство

Как показывают многочисленные исследования в разных странах мира, которые проводились и психологами, и физиологами, и сексологами, романтическое увлечение продолжается обычно один-два года. И если влюбленность за этот период времени не примет черты настоящей любви, то молодые люди вскоре почувствуют, что уже не испытывают удивительного чувства влюбленности, что «любовь умерла». На самом деле любви и не было. За истинную любовь было принято временное увлечение.

Уж так заведено давно,

Виной тому не мы, не боги:

Влюбляться всем нам суждено,

Зато любить дано немногим.

Любовь, влюбленность – две сестры.

Как близнецы, они похожи.

Увы, не каждый в жизни может

Узнать в них разные черты.

Вдруг дрогнет сердце, вспыхнет кровь,

И вмиг в счастливом озаренье

Мы принимаем за любовь

Слепой влюбленности мгновенья.

Не говори, что ты остыл,

Что все проходит, как ни горько...

Кто разлюбил – тот не любил.

Тот был влюблен. Влюблен. И только.

Михаил Палиевский

Когда «выходит срок действия» романтической влюбленности, супруги спускаются с заоблачных высот в реальный мир. Они начинают видеть целый ряд недостатков у спутника жизни, недостатков, которых раньше не замечали или не придавали им значения. Вдруг, к своему большому сожалению они выясняют, что некоторые из этих недостатков сильно «действуют на нервы». Те маленькие изъяны, которые в возлюбленном казались едва ли не достоинствами, теперь могут просто ужасать. Мужу и жене кажется, что «любовь уходит».

К сожалению, множество супругов в этот период развития семейных взаимоотношений приходит к ложному мнению, что они ошиблись в своем выборе, что их предали («А ведь говорил (говорила), что любит!»).

И они начинают враждовать с теми, кем недавно восторгались, не понимая, что не было еще любви, была только влюбленность. Они жалуются, что «больше не чувствуют любви» и считают это достаточной причиной, чтобы расстаться.

Настоящая любовь, конечно же, в семьях реально существует. Беда в том, что люди принимают за любовь то, что на поверку часто оказывается недолговременной влюбленностью. Многие ошибочно полагают, что любовь автоматически приходит в период романтических отношений и остается навсегда после выполнения некоего ритуала, например, произнесения в ЗАГСе слов «согласен» («согласна»). Несмотря на то, что во влюбленности много эмоций, любовь – это чувство большее, чем эмоции.



Священник Илия Шугаев отмечает несколько характерных признаков влюбленности:

1. Эгоизм . Человек влюбленный (не любящий, а влюбленный!) думает, прежде всего, о себе, о своих чувствах.

2. Влюбляются обычно во что-то . Влюбляются в красивое лицо, в красивые глаза, в стройную фигуру; в более возвышенном варианте – это, например, хороший характер, ум. Может ли такое чувство быть прочной основой брака? Вряд ли. Ведь со временем внешность меняется. Многие женщины после первых родов так и не могут вернуть себе девичью стройность, и не потому, что «запустили» себя. Меняется не только фигура. Лицо, волосы, кожа также утрачивает свой первоначальный вид, особенно если их старались улучшить искусственным образом. Если причиной влюбленности была не внешность, а, например, ум, характер, то и тогда чувство нельзя считать надежным, так как наверняка в жизни будут встречи и с более умными и более приятными людьми.

3. Пылкость чувств. У взрослого семейного человека один вид влюбленной пары вызывает легкую улыбку. С одной стороны – как трогательно и внимательно ухаживает он, как элегантно принимает ухаживания она, а с другой – как все это еще далеко до настоящего чувства! На самом же деле глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно. Внешняя пылкость, скорее всего, свидетельствует о недостатке внутреннего переживания, когда все силы уходят на внешнее.

Г. Чепмен отмечает: «Однако, исследования показывают, что есть и лучший вариант: признаем, что влюбленность – временный эмоциональный всплеск, и отправимся с нашим супругом на поиски настоящей любви. Любви, которая не будет наваждением, в которой соединятся разум и чувства. Такая любовь – это акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость роста. Наша основная эмоциональная потребность – не влюбиться, а быть по‑настоящему любимым, узнать не инстинктивную любовь, а любовь-выбор. Такая любовь требует сил и дисциплины. Вы стараетесь на благо другого, и если вам это удается, вы и сами радуетесь, оттого что любите по‑настоящему. Это не похоже на эйфорию влюбленности. Вообще, настоящая любовь родиться не может, пока не умрет влюбленность».

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения. Царица-мученица Александра Феодоровна

И.Ю. Полякова, О.И. Панова и А.Ю. Меньшова выделяют следующие противоположные стороны двух состояний – влюбленности и любви:

Влюбленность Любовь
1. Влюбленность не ориентирована на ответственность Любовь – это ответственность, дисциплина, развитие и постоянство
2. Влюбленность – это переживание особых романтических эмоций, у которых есть шанс перерасти в любовь Влюбленность – основа любви, необходимая ее составляющая (ее первая ступень)
3. Влюбленность не имеет прочного фундамента: совместных интересов, творческих дел, которые требуют развития и самостоятельного формирования Любовь – это объединяющее начало, поэтому между супругами должны быть общие интересы, дела, цели, перспективы, в которые каждый вкладывает силы и душу
4. Влюбленность чаще всего связана с идеальным образом (она иллюзорна). Человек более любит свое чувство, чем реального человека с его достоинствами и недостатками. Одним словом, влюбленный человек «любит любовь» Любовь направлена на объект – определенного человека, на принятие его таким, какой он есть. Любовь – это свобода, так как позволяет супругам быть самим собой: не играть роли и не носить «маски»
5. Влюбленность длится до первых испытаний, которые являются проверкой на прочность и истинность Любовь возрождается, укрепляется и развивается в испытаниях и трудностях
6. Влюбленность более направлена на себя, на удовлетворение личностных потребностей, личностных желаний Любовь ориентирована на супруга и на совместное духовное развитие, что включает такие качества, как: способность жертвовать личными интересами ради общих задач, поддержка, взаимопомощь, умение отдавать и делиться

Как вы уже, наверно, поняли, отсутствие зрелой любви нарушает равновесие в браке, приводит к неуверенности, обидам, раздражение, конфликтам. В зависимости от характера взаимоотношений – созависимых или партнерских – супруги по-разному понимают любовь. Для одних это привязанность, пристрастие, зависимость, переходящая в одержимость, для других – свобода, доверие и близость. Когда вы поймете, что именно вами движет, и начнете решать СВОИ ЛИЧНЫЕ проблемы, перемены к лучшему окажутся вполне реальными. Не случайно Господь Иисус Христос заповедал: «...вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф. 7, 5).

Первые годы супружеской жизни – важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи.

Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

Прохождение семьей данного этапа могут осложнить следующие факторы:

Брак как возможность восполнить дефицит. Наблюдается в случаях, когда один или оба супруга вступают в брак из-за желания перестать ощущать недостаток любви, общения, заботы, тепла, внимания, хотят избежать чувства одиночества и ненужности.

Брак как способ отделиться от родительской семьи. Стремление молодых супругов дистанцироваться от родителей является одним из наиболее частых неадекватных мотивов вступления в брак. В этом случае создание новой семьи становится специфическим коммуникативным посланием родителям о том, что их ребенок стал взрослым и имеет право на независимые решения и самостоятельную жизнь.

Брак как способ преодолеть какой-либо кризис :создание семьи как попытка справиться с утратой значимого человека, как способ пережить профессиональную несостоятельность и др.

Заключение брака с целью соответствовать нормам социального окружения, касающимся возраста вступления в брак и других аспектов брачного поведения. Данный брак является способом избежать давления социальной среды.

Брак как компенсация чувства неполноценности. Вступление в брак может быть способом восполнить личностные дефекты. В этом случае присоединение к идеализированному партнеру позволяет повысить чувство coбственной значимости и самоуважение.

Брак как достижение. Наблюдается в случае получения одним из партнеров материальной или социальной выгоды вследствие заключения брака.

Вынужденный брак. В данном случае вступление в брак является способом решить возникшие жизненные затруднения. К их числу можно отнести незапланированную беременность, жилищные или материальные проблемы одного из супругов и др.

При неадекватной мотивации вступления в брак личность партнера не представляет собой ценности, важно только его наличие либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей.

2. Значительные различия в семейных традициях, происхождении супругов и моделях их семейных отношений (например, в религиозных убеждениях, образовании, социальной и национальной принадлежности, возрасте и т. п.).

3. Материальная, физическая или эмоциональная зависимость пары от членов родителей.

4. Личностные особенности одного или обоих супругов, связанные с установлением отношений привязанности, прежде всего – наличие у супругов способности устанавливать близкие отношения, присоединяться и отделяться друг от друга, не испытывая при этом сильного дискомфорта.

5. Наличие дисфункциональных семейных отношений в родительских семьях супругов.

Перед тем как перейти к общей характеристике пути к настоящей, истинной и долговременной любви, я хотел бы очистить поле от классического элемента, вносящего неясность: влюблённости.

Почти все путают любовь с влюблённостью. Женские журналы, телепередачи, фильмы, литература (за исключением некоторых авторов) превозносят момент влюблённости, как будто в ней суть настоящей любви. А ведь достаточно иметь немного здравого смысла, чтобы понять, что переживание влюблённости сильно отличается от постоянной любви.

Сегодня мы живём в таком обществе, в котором ценность всякой вещи зависит от рыночного спроса, имидж продукта важнее самого продукта, средства массовой информации стали настолько могущественными, что создают самые настоящие поведенческие модели. Любовь же, путь личностного роста, дух почти повсюду на земном шаре имеют мало значения, не ценятся. В этом обществе влюблённость переживается как любовь, потому что важен образ индивида, но не его зрелость. Средства массовой информации оказывают программирующее действие на мысли и чувства: теперь все люди одинаково думают и любят - или считают, что любят. Непохожесть - то, что отходит от общепринятой модели, - воспринимается как тревожный знак, отклонение. В таком обществе, в котором жизнь человека поглощается работой и другими обязанностями, ощущение одиночества и покинутости неудержимо распространяется, а общение между людьми почти совсем исчезло, секс нередко считается единственным актом, способным дать видимость общения, тепла, единения между человеческими существами. Современный человек уже не умеет общаться ни словами, ни жестами, и та форма общения, которая, по моему мнению, безусловно является самой последней и применимой только в строго определённом контексте - сексуальные отношения, - для многих становится первой и единственной. Ощущая сексуальное влечение к партнёру, человек верит, что нашёл большую любовь. Более того, это принимается за доказательство интенсивности и правильности отношений, в то время как на самом деле являет собой всего лишь доказательство глубокой неспособности общаться другими способами.

Итак, мы путаем влюблённость с любовью.

Я перечислю некоторые свойства и того и другого, чтобы читатель мог понять, переживает ли он моменты влюблённости или идёт по пути любви.

Влюблённость принадлежит к животной природе человека, любовь - к его зрелости. Для того чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить всё на самотёк и дать себе волю. Но я обращаюсь к людям, которые хотят использовать свой разум и способность к трансцендентности. А иначе, чем бы мы отличались от животных? Для влюблённости секс имеет решающее значение, в отношениях любви он необязателен. Многие люди считают себя "хитрыми", живя так, как они живут: больше во влюблённости, чем в любви. Но они ведут себя так только потому, что не хотят признать бедности своих эмоций и своей неспособности общаться каким-либо иным способом, кроме сексуального.

Во влюблённости человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая её к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их.

В состоянии влюблённости образ другого человека становится наваждением, без него жизнь кончена; в любви партнёр всегда присутствует, отношения с ним продолжаются всё время, потому что мы построили или строим вместе с ним замысел, саму жизнь.

Влюблённость - это не замысел, это лишь восторженность момента, даже если она продолжается месяцы или годы.

Влюблённость покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнёром для того, чтобы чувствовать себя живым; в любви наш духовный мир - автономный, независимый от партнёра - в результате свободного выбора соединяется с миром любимого человека, чтобы идти дальше вместе.

Влюблённость - это искра, принимаемая за огонь; любовь - это пламя, которое постоянно поддерживается.

Во влюблённости восторженное состояние возможно только в присутствии партнёра; в любви счастье составляет постоянную основу жизни.

Влюблённость создаёт иллюзию роста, будучи только остановкой, временным прекращением невроза; любовь по определению являет собой личностный и, как следствие, совместный рост.

По окончании влюблённости человек испытывает ощущение огромной пустоты: возможно, оно всего лишь открывает пустоту, которая была и прежде, а теперь стала ещё более горькой. Любовь же, о которой я говорю, не видит конца, потому что пустоты не было никогда, даже до её начала.

Влюблённость боится смерти; в любви переживается много смертей, но все они растворяются благодаря умению во всём видеть смысл, значение.

Во влюблённости отрицается предел; в любви предел ищут, признают, принимают и превозносят.

Во влюблённости благоразумие изгоняется; в любви оно играет важную роль.

Влюблённость по самой своей природе исключительна; любовь универсальна.

Влюблённость - это обладание; любовь - дар.

Влюблённость господствует над людьми, переживающими её; идущие по пути любви вместе управляют своей любовью, а не управляются ею.

Как часто мы не умеем различить эти два понятия – любовь и влюбленность. Каждый раз забившееся чаще сердечко мы считаем признаком той большой и единственной любви навеки, и каждый раз ошибаемся. Как же различить влюбленность и любовь?

Любовь и влюбленность – какая между ними разница?

Циники говорят, что влюбленность и любовь – это одинаковые чувства, основанные на сексуальном притяжении. То есть сначала пара общается исключительно из-за секса, а дальше наступает привыкание, людям комфортно рядом, вот они и женятся и живут бок о бок долгие годы. И любовь здесь не играет никакой роли, потому что ее не существует.

Романтики на такие заявления только недоуменно пожимают плечами, как можно отрицать очевидное? Оба этих чувства совершенно реальны, и естественно между любовью и влюбленностью есть различие. Если бы его не существовало, то люди не могли бы найти причины, чтобы создавать семьи, все заканчивалось бы через пару месяцев, как только спадут розовые очки и влюбленность испарится.

Чем отличается любовь от влюбленности?

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что любовь чувство более развитое и зрелое, чем влюбленность, а значит, с годами любовь будет становиться только лучше, время ей не страшно.

Психология любви Ильин Евгений Павлович

4.8. Эротическая любовь-дружба , или Во что перерастает влюбленность

4.8. Эротическая любовь-дружба, или Во что перерастает влюбленность

В отличие от любви-страсти с ее необузданными эмоциями эротическая любовь-дружба - менее бравурная, но более глубокая связь. Если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна. Грузинский поэт Н. Бараташвили так написал об этом:

Мужское отрезвленье - не измена.

Красавицы, как вы ни хороши,

Очарованье внешности мгновенно,

Краса лица - не красота души.

Печать красы, как всякий отпечаток,

Когда-нибудь сотрется и сойдет,

Со стороны мужчины недостаток:

Любить не сущность, а ее налет.

Природа красоты - иного корня

И вся насквозь божественна до дна,

И к этой красоте, как к силе горней,

В нас вечная любовь заронена.

Та красота сквозит в душевном строе

И никогда не может быть стара.

Навек блаженны любящие двое,

Кто живы силами ее добра.

Лишь между ними чувством все согрето,

И если есть на свете рай земной,

Он во взаимной преданности этой,

В бессмертной этой красоте двойной.

Г. Чепмен пишет, что основной эмоциональной потребностью людей является не влюбленность, а «истинная любовь» со стороны другого человека, любовь, произрастающая из причины и выбора, а не из инстинкта. Карл Минненгер, выдающийся христианский психиатр, выразил эту мысль такими словами: «Любовь не вспыхивает в нас, она в нас вырастает». Об этом же, по сути, говорит и Рей Шорт, профессор социологии Университета Висконсин в Платтевилле: «Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь зреет по мере того, как пара постигает принципы любви в повседневной жизни. Итак, подлинная любовь поднимается над влюбленностью и нам следует не только ожидать любви и внимания от других, но самим относиться с любовью и вниманием к другим». Эта любовь по природе эмоциональна, но не является наваждением. Поэтому есть доля правды в суждении Р. Шорта, что любви (не влюбленности!) с первого взгляда не бывает. А если и бывают такие случаи счастливой любви, то этот будет относиться к исключению из правила.

Влюбленности не хватает дружеской привязанности и прочности. Поэтому одна влюбленность, как правило, легко сменяется и вытесняется другой. Любовь захватывает человека куда глубже влюбленности. Она проникает в душевные глубины человека, во все уголки психики. Влюбленность часто эгоистична, а то и эгоцентрична - тут коренится, пожалуй, главное отличие от ее подлинной любви.

Самыгин С. Любовь глазами мужчины // По материалам Интернета

Более того, Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» пишет, что необходимо учиться любви. Поэтому «первый шаг, который необходимо сделать, - это осознать, что любовь - искусство, такое же, как искусство жить». Люди, полагающие, что любовь - это нечто само собой разумеющееся, проявляют легкомысленность и беспечность.

В результате пренебрежения необходимыми знаниями берет верх животная любовь, человеку всю жизнь приходится испытывать неудачи и приобретать свой, часто горький и трагический, опыт ошибок в любви, разрушающих его судьбу.

Рациональная, волевая любовь - вот та любовь, к которой нас всегда призывали мудрецы, пишет Чепмен. Это любовь, которая объединяет причину и эмоции и включает в себя акт воли, требует дисциплины, а также признает необходимость роста личности. Мы не можем ставить себе в заслугу все те добрые и великодушные поступки, которые совершали под влиянием этого «наваждения». Нас увлекает и несет сила, рожденная инстинктом. Но если мы, вернувшись в реальный мир выбора, выбираем доброту и великодушие - то это и есть истинная любовь. Это решение расходовать энергию на усилия, которые принесут пользу другому человеку, знание того, что если его или ее жизнь благодаря вашим усилиям станет богаче, то вы тоже получите удовлетворение, суть которого в том, что вы искренне кого-то любили. Для этого не нужна эйфория состояния влюбленности. Вообще-то, полагает Г. Чепмен, настоящая любовь и не может начаться до того, как влюбленность исчерпает себя. Очевидно, говоря о «настоящей любви», Г. Чепмен имеет в виду любовь-дружбу.

Жаркое чувство любви не надолго в душе остается:

Только что вспыхнет оно и угасает сейчас же. Но пепел

Этого чувства души возрождает в нас новое чувство:

Дружбу, которая нам никогда и ни в чем не изменит, -

Так из простого цветка образуется осенью поздней

Плод, услаждающий вкус, обонянье и взгляд человека.

С. Ф. Дуров, поэт середины XIX в.

Среди сил, удерживающих двух людей вместе, важное место занимают воспоминания о периоде романтической любви - состоянии необычном и незабываемом.

Воспоминания эти порождают мысль, что если я испытывал(а) к супругу(е) столь яркое и необычное чувство, которое не испытывал(а) ни к одному человеку противоположного пола, значит, мы с ним(ней) предназначены друг другу, мы подходим друг другу. Воспоминания о времени влюбленности согревают супругов в долгой будничной жизни.

В любви-дружбе возрастает роль других факторов, в частности - общности нравственных ценностей, забота о потомстве и прочее. Чем менее родители поглощены друг другом, тем больше у детей шансов вырасти здоровыми и психически развитыми (Kenrick, Trost, 1987). Поэтому ослабление влюбленности можно рассматривать как естественный адаптивный процесс.

Однако к супругам, прожившим вместе более двадцати лет, романтическое чувство может снова возвратиться после того, как подросшие дети разлетаются из семейного гнезда и у родителей появляется возможность снова сосредоточить свое внимание друг на друге (Hatfield, Sprecher, 1986).

Только прожив в браке четверть века, мужчина и женщина поймут, что такое любовь.

Марк Твен

В одном исследовании, проведенном индийскими учеными, обнаружен парадоксальный факт: супруги, поженившиеся по любви, после пяти лет совместной жизни стали меньше испытывать романтическую любовь, в то время как супруги, состоящие в «договорном» браке, с течением времени начинают любить друг друга все сильнее (Gupta, Singh, 1982). Как здесь не вспомнить наше отечественное утверждение: «Стерпится - слюбится» про тех, кого выдавали замуж или женили насильно, по расчету.

Эрих Фромм считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Поэтому любовь Фромм определял как союз, при котором сохраняются цельность и индивидуальность человека, и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми. Э. Фромм считал, что любовь между мужчиной и женщиной может быть только взаимной. Если любовное чувство без взаимности - это влюбленность. Вряд ли с последним утверждением можно согласиться.

Кстати, и некоторые другие ученые и практики дифференцируют любовь и влюбленность неадекватно. В качестве примера я рассмотрю фрагмент из книги психотерапевта Валерио Альбисетти, который является одной из наиболее значительных фигур в современном психоанализе.

Справедливо считая, что в обыденном сознании постоянно путается влюбленность с любовью, он перечисляет некоторые свойства и того и другого, чтобы читатель мог понять, переживает ли он моменты влюбленности или идет по пути любви.

С некоторыми его сопоставлениями спорить не приходится, например с такими: «Во влюбленности благоразумие изгоняется; в любви оно играет важную роль. Во влюбленности человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая ее к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их. Влюбленность по существу созвучна психологии ребенка, который в своем детском стремлении ко “всемогуществу” желает получить все и сразу; любовь - удел зрелых людей, которые не боятся времени, но, напротив, принимают его в расчет».

Или: «Во влюбленности отрицается предел; в любви предел ищут, признают, принимают и превозносят. Влюбленность господствует над людьми, переживающими ее; идущие по пути любви вместе управляют своей любовью, а не управляются ею. Влюбленность поверхностна и довольствуется наружностью; любовь черпает силы из глубины личности партнера. Любовь никогда не бывает поверхностной. Влюбленность состоит в основном из ощущений; любовь, помимо этого, включает в себя волю.

Однако другие его сопоставления вызывают сомнения в их корректности.

«Влюбленность, - пишет В. Альбисетти, - принадлежит к животной природе человека, любовь - к его зрелости. Для того чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить все на самотек и дать себе волю. Для влюбленности секс имеет решающее значение, в отношениях любви он не обязателен». Остановимся на этом фрагменте. Весьма спорно положение, что влюбленность принадлежит к животной природе человека, а любовь - нет. Как это, например, согласуется с родительской любовью? И разве его утверждение, что для того, чтобы влюбиться, надо дать себе волю, не означает, что влюбленность находится под контролем человека, а следовательно, не только природна, но и, как у нас любят писать, социальна? А как быть с первой любовью (влюбленностью), для которой секс не имеет не только решающего значения, но и вообще никакого? И зачем путать сексуальное влечение и влюбленность?

В. Альбисетти пишет, что влюбленность покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнером для того, чтобы чувствовать себя живым. Согласно мнению этого автора, влюбленность только остановка, временное прекращение невроза. Но разве влюбляются только испытывающие одиночество или невроз? Выходит, что любовь с первого взгляда касается только этих людей?

«Влюбленность, - пишет далее В. Альбисетти, - это искра, принимаемая за огонь; любовь - это пламя, которое постоянно поддерживается». Единственно, что верно в этом сравнении, - это различие в длительности того и другого феномена. Что же касается силы того и другого, то думается, что сравнение с пламенем больше подходит к влюбленности.

А такое противопоставление влюбленности любви: «Во влюбленности восторженное состояние возможно только в присутствии партнера; в любви счастье составляет постоянную основу жизни» - из категории «в огороде бузина». Восторженность и счастье - разные эмоциональные явления; можно любить и страдать, чувствовать себя несчастным, да и при ответной любви нельзя быть все время счастливым. Переживание счастья - это тоже кратковременное состояние человека.

Другие его тезисы звучат красиво, но они голословны: «Влюбленность боится смерти; в любви переживается много смертей, но все они растворяются благодаря умению во всем видеть смысл, значение <…> Влюбленность - это обладание; любовь - дар <…> Сомнения ранят влюбленность, но укрепляют любовь <…> Влюбленности присуща потребительская логика; любви - логика бытия, познания <…> Страдание убивает влюбленность; любовь включает его в себя <…> Во влюбленности двое превращаются в ничто; в любви они умножаются <…> Влюбленность легка, но она опустошает; любовь трудна, но она наполняет».

Остановлюсь еще на категоричной позиции Е. Пушкарева в отношении различий между влюбленностью и любовью: «То, что является укоренившимся понятием - сначала возникает влюбленность, которая перерастает в любовь, - оказалось совершенно не так <…> Любовь возникает совершенно независимо от того, была влюбленность или нет», - считает он. Это утверждение было бы верным, если бы автор не употребил слово «совершенно», а написал бы «может быть независимой». И то, что влюбляться можно несколько раз и что влюбленность может не перерастать в любовь, не отрицает варианта, что влюбленность может перерастать в любовь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

12. ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА Неудивительно, что великая любовь в истории - всегда любовь между людьми противоположного пола. Любопыт­но отметить, что великая дружба - всегда между людьми одного и того же пола. Присутствие или отсутствие секса в отношениях, конечно, важная

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

ВЛЮБЛЕННОСТЬ ИЛИ ЛЮБОВЬ? Каждый хотя бы однажды был влюблен. Все мы знаем, что это такое. Влюбленному кажется, что избранница его безупречна, он не замечает недостатков, не зря говорят: «Любовь - слепа». Влюбленные верят, что это навсегда, что никто и никогда не любил так

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Часть 1. Любовь, влюбленность и семья (закономерности и

Из книги Занимательная физика отношений автора Гагин Тимур Владимирович

Любовь, влюбленность, дружба Наверняка к этому моменту вы уже задались вопросом: а когда же будет про любовь? И что она, по мнению авторов, такое? Что ж, мы готовы дать определение. Как всегда логичное и сухое.ЛЮБОВЬ - это отсутствие поиска лучшего в том же сегменте рынка при

автора Ильин Евгений Павлович

Раздел первый ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

4.9. Любовь - это не просто дружба Изучение массового сознания в отношении сходства или различий любви и дружбы дает неоднозначные результаты. По данным Форгоса и Добоца (Forgos, Dobosz, 1980), большинство респондентов отличают в собственном опыте любовь от дружбы, хотя возможно их

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Раздел четвертый ЭРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Любовь, влюбленность, страсть… Первая любовь… У каждого она протекает по-своему, но мало у кого - легко и просто. Иногда первую любовь называют влюбленностью, иногда - увлечением.Между этими понятиями разница, по-моему, не только в том, что влюбляться и увлекаться

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Глава 11 Дружба и любовь Когда иллюзорное эго уступает необъятности, Не остается ничего, кроме Святости, святости, святости! Руми Соединяйте людей с глубокими принципами Рассказывая историю, используйте метафоры, чтобы познакомить людей с глубокими принципами,

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Глава 4 Увлечение, влюбленность, любовь Способные и не способные на любовь Подростковый возраст – это время сильных и разнообразных эмоций. Немногие проявления в этом периоде жизни мальчика столь точно отражают силу его эйфории или глубину отчаяния, как романтическая

Из книги Психология любви. Какого цвета ваша личность? автора Слотина Татьяна В.

Знакомьтесь: это – любовь, а это – влюбленность Влюбленность слепа, а любовь начеку. Г. Вебер Единственное реальное отличие любви от влюбленности заключается в глубине испытываемого чувства и степени увлеченности другим человеком. Уолстер и Уолстер Одна из самых

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

Эротическая любовь: биологическое совпадение и разумный расчет Когда человек получил все виды родительской любви, то он самостоятельно может создать фундамент своей личности. У него возникнет чувство безопасности, чувство автономии, он овладеет навыками и творческим

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Любовь и дружба Стиль жизни предполагает наличие баланса. А одно из главных условий баланса – это человек, которого любишь ты и который любит тебя. Нет ничего ценнее, чем забота двух людей друг о друге. Она делает жизнь насыщенной до предела.Защищайте свою любовь всеми

В продолжение темы:
Новости

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной...