Игры с пинцетом и пипеткой. Игры на развитие моторики и не только

Ваш ребенок уже гордо именуется дошкольником. И хотя до школы еще далеко, самое время подготавливать руку к письму. Что нам в этом поможет? Конечно же, игры для развития мелкой моторики. Они, наравне с различными печатными заданиями (проводилки, обводилки, прописи для малышей), будут способствовать развитию координации мелких мышц кисти. И все это в простой и увлекательной игре.

Говоря о развитии мелкой моторики, хотелось бы выделить различные занятия творчеством, которые так привлекают детей этого возраста. В дошкольном возрасте большинство творческих занятий направлены, в первую очередь, на развитие мелкой моторики малыша. А творческий процесс является второстепенным и зависит от того, как мама организовала занятие.

Аппликации

Если вы регулярно занимаетесь аппликацией, то малышу они уже могли порядком поднадоесть. Разнообразить ваши занятия поможет смена материалов. Вот несколько идей необычных аппликаций:

Макароны. Подойдут как цветные, так и неокрашенные.

Крупы. Использовать можно не только цветную манку, но и любые другие крупы, семечки, семена, сушеные ягоды.

Пенопласт (попросите ребенка сначала раскрошить пенопласт, а потом делать аппликацию). Хорош для «зимних» аппликаций в качестве снега.

Нитки . Одной из разновидностей таких аппликаций является ниткография, когда нитки не приклеиваются к основе, а из них выкладывается рисунок. Рисунок можно обозначать лишь контуром или полностью «закрасить» нитками. В качестве основы используют ворсистую поверхность (фетр, бархатная бумага) для того, чтобы нитки не сползали, и рисунок не деформировался.

Листья. Используют зеленые или осенние разноцветные.

Коктейльные трубочки. Хорошо клеятся на клей ПВА, или же концы фиксируются пластилином.

Салфетки . Используются столовые салфетки. Предварительно нужно попросить ребенка разрезать салфетку на 4 части по сгибам. Каждый кусочек скомкать и приклеить, заполняя контур аппликации.

Ткань . Резать и приклеивать ткань значительно сложнее, чем бумагу, поэтому ориентируйтесь на навыки ребенка. Чем тоньше ткань, тем сложнее с ней работать. Для начального этапа можете использовать тонкий жесткий фетр – он по сложности близок к картону. Также есть фетр на самоклеющейся основе. Варианты сложности таких аппликаций:

  • ткань нарезать на мелкие кусочки и делать аппликацию путем обильного насыпания обрезков на предварительно смазанный клеем контур;
  • мама вырезает детали аппликации, а ребенок приклеивает;
  • малыш самостоятельно вырезает и наклеивает.

Вата, ватные шарики, ватные диски и ушные палочки . Из них получаются отличные облака, снеговики, шерсть животных. А из палочек – домики, заборы, стволы деревьев и машины.

Карандашные стружки . Деревянные стружки с разноцветной канвой станут отличным платьем танцовщицы, хвостом павлина, иголками ежа.

Лепка

Ребенок уже отлично катает шарики и колбаски, делает лепешки и хорошо ориентируется в графических инструкциях. Самое время для книжек по лепке.

Малыши — любители делать только колбаски или только шарики, могут делать из них целые картины. Маме останется лишь подготовить контур будущего шедевра.

Одна из популярных у нас дома идей – делать еду из пластилина, которая выкладывается на игрушечную или нарисованную тарелку.

Первые уроки шитья

Самый простой вариант, чтобы познакомить ребенка с шитьем, – елочная игрушка из фетра. Вырезаете две одинаковые детали с простым контуром (например, шарик), складываете вместе и просите ребенка соединить их швом «вперед иголкой». Не забудьте вставить петельку для подвешивания на елку. Через несколько тренировок у вас будет мастер елочных игрушек.

Выкладывание фигур из счетных палочек и монет по образцу

Если раньше мы выкладывали фигуры методом накладывания, то теперь попросите ребенка делать такие же, но на столе. Чтобы не было соблазна накладывать сверху, распечатывайте задания в уменьшенном варианте.
Усложняется игра заданием брать счетные палочки не большим и указательным пальцами, а большим и средним/безымянным/мизинцем.

Счетные палочки можно заменить спичками, зубочистками или карандашами, а монеты — крышками или пуговицами. Также это задание развивает образное мышление.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Кроме того, зубочистками можно прокалывать контур рисунка и смотреть на свет.

Помощь по дому

Отличный вариант, когда ребенок не только помогает маме и развивает самостоятельность, но и тренирует свои крупные и мелкие мышцы. Полезные идеи:

  • Развешивание кукольной и своей одежды на прищепки. Если нет сушилки, то натяните веревку между ножками обеденного стола – высота для малыша будет в самый раз;
  • Подметание и собирание мусора на совочек;
  • Стирка . В век автоматических стиральных машин, все же стоит научить малыша приводить вещи в порядок самостоятельно. Тем более что намыливание, оттирание, полоскание и выкручивание отлично тренируют мышцы кисти;
  • Поливание цветов ;
  • Мытье посуды (уже можно доверить мытье взрослой посуды, но на результат внимание не обращайте);
  • Помощь на кухне (замешивание теста, взбивание омлета венчиком, вытирание салфеткой со стола).

Шнуровки и другие тренажеры по застежкам

Подойдут различные шнуровки с прикреплением дополнительных элементов (пришнуровать яблоки к дереву, урожай к корзинке, игрушки к ёлке). Самое время учиться завязывать узлы и бантики.

Если малыш еще не освоил какие-то виды застежек, то актуальны будут соответствующие тренажеры с пуговицами, крючками, карабинами, фастексами и кнопками.

В этот же раздел можно отнести изготовление различных гирлянд и бус по принципу нанизывания. Что можно нанизывать:

  • полые макароны;
  • порезанные коктейльные трубочки;
  • подготовленные картинки с дырками от дырокола;
  • кольца из рулончиков от туалетной бумаги;
  • бусины;
  • ракушки;
  • пуговицы и т.д.

Игры с водой

Если есть партнер для игры, то устройте соревнования по переливанию воды из одной ёмкости в другую с помощью:

  • шприца (подойдет 10-кубовый без иглы);
  • резиновой груши;
  • пипетки;
  • губки.

Водяным пистолетом, грушей или пульверизатором можно смывать нарисованный на кафеле или асфальте рисунок. Также, распечатанную картинку можно заклеить в файл и испачкать краской, а малыша попросить «отмыть» специальными инструментами.

Самостоятельное переливание воды с помощью воронки требует достаточной координации и ловкости рук. Предложите малышу задание: пронумеруйте бутылки от 1 до 5 и попросите переливать воду по возрастанию/убыванию цифр. Сравните, сколько воды дошло до финальной емкости.

Игры с пинцетом

Помните игры на сортировку, которые мы предлагали малышам? Усложните это задание использованием пинцета или щипцов. Пинцет подойдет любой, главное чтобы он крепко держал предмет после захвата (пластмассовые из набора доктора могут прогибаться)

Театр теней

Будет полезен, если использовать не фигурки, а руки для демонстрации персонажей. Предварительно придется освоить несколько вариантов изображения зверей и обучить этому ребенка. Саму игру вы сможете проводить не только дома, но и на улице, показывая истории тенями на асфальте.

Как делать руками тени различных животных, вы увидите в этом видео:

Полезными будут и другие пальчиковые игры, которые любит ваш ребенок. Только помните: чтобы происходило развитие, необходимо подбирать игры из зоны ближайшего развития (которые немного сложны для ребенка и доступны ему с вашей незначительной помощью).

Вырезание ножницами

Все еще актуальны тренажеры по вырезанию из печатных изданий или изготовленные самостоятельно. Самое время учиться вырезать простые фигуры, подготавливать части аппликаций с простым контуром, отрезать нитки нужной длины и резать ткань различной толщины.

Клубок ниток

Наматывание ниток на катушку или сматывание их в клубок хорошо тренируют маленькие пальчики. Для игр вы можете купить специальные игрушки-моталки или использовать остатки пряжи. Лучше вводить такие задания как элементы игры:

  • Идти по дорожке и сматывать клубочек, который приведет в «волшебное царство»;
  • Если детей двое, то клубок разматывают – посередине вешают «приз» на прищепке. Игроки начинают мотать с двух сторон, кто первый домотает до приза, тот и выиграл.

Плетение

Учиться плести можно на кукле, на специальном тренажере (изготовить его можно самостоятельно, нашив несколько слоев длинной пряжи на силуэт головы), на маме или подружке. Интересным вариантом может быть заплетание гривы у лошади.

Еще интересный вариант — плетение дорожек из бумаги или ткачество (более долговечный вариант получится из фетра).

Игры с четками

Их можно купить или сделать самостоятельно. В такт стихотворения откладывают по одной бусине на четках той же рукой, что и держат. Таким образом задействованы все пальцы одной руки. Не забывайте выполнять упражнение и второй рукой.

Оригами

Точные движения по складыванию бумаги очень трудны для маленьких пальчиков, поэтому начинайте с простых схем и поделок. Полезным будет использование скрепок для украшения и соединения листов бумаги, стаканчиков, бумажных тарелок и поделок.

Существуют и другие интересные способы развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, раскрытые в отдельных разделах и статьях на сайте:

Какие игры вы используете для развития мелкой моторики у ваших деток? Расскажите в комментариях!
Понравились идеи игр? Поделитесь с другими мамами, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Приветствую всех родителей на страницах моего блога. Многие на сегодняшний день ведут разговоры о важности развития детских пальчиков, но не все четко понимают зачет их развивать, в чем это помогает ребенку. На самом же деле развитие моторики можно легко организовать дома. Для этого не понадобятся дорогие игрушки, только пять минут маминого времени, для организации игр, и хорошее настроение. В эти предновогодние дни я хочу вам показать очень интересные, познавательные и веселые игры для мелкой моторики рук, в которые мы играли с сыном.

  1. Игра с пинцетом
  2. Игра с магнитом

Каждому человеку нужны хорошо координированные движения чтобы одеваться, писать, выполнять различные бытовые действия. Всем нам известно выражение «у него все валится из рук» и порой сказанное имеет прямое значение. Мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются наблюдательность, внимание, мышление, координация, зрительная память, речь.

Именно из-за последнего многие родители задумываются о развитии данных навыков. Речь ребенка действительно зависит не только от , но и от движения рук. Следовательно, детские ручки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Поверьте мне, даже такой простой инструмент, как детский пинцет, можно интересно обыграть. А когда мама осознает, что ее ребенок в веселом времяпровождении развивает мелкую моторику — это вдвойне приятно.

Для первой игры нам понадобилось:

  • цветные водяные шарики;
  • пластмассовые новогодние украшения;
  • детский пинцет.

Сначала я рассказала Александру, ему сейчас 4 года 1 месяц, что Дед Мороз попросил его помочь ему. Детки ведь так любят помогать, а если сам Дед Мороз в этом нуждается! А суть заключается вот в чем: рассыпались украшения для елки и нужно отделить их от шариков. Но есть одно условие — их нельзя трогать руками. Дедушка будет наблюдать в свой волшебный шар. Елочные украшения нужно брать пинцетом и распределять по цвету в баночки. В конце работы, закрутить баночки и гномики ночью заберут их, чтобы отнести Деду Морозу.

Давайте посмотрим, что же произошло во время этой игры для мелкой моторики рук. Сначала сын брал инструмент двумя руками. Ребенку уже четыре года, сжимать пинцет не должно быть для него сложным делом. Но я подождала немного, прежде чем предложила попробовать сделать это одной рукой. Ведь елочные украшения обтекаемые и ребенку сначала нужно прочувствовать их форму.

Как ты думаешь, может быть держать пинцет одной рукой, будет удобней? — предположила я.

И Александр попробовал как себя чувствует его рука.

Процесс шел хорошо и тут на стол упала одна из игрушек! Вот и началось веселье, ведь Дед Мороз наблюдает и трогать руками игрушки нельзя .

Нам взрослым кажется очевидным, как можно вернуть игрушку не трогая ее руками. Ребенку нужно задействовать логику, ведь прямо мы ему не сказали, что это действие можно проделать с помощью пинцета. Александр пару раз порывался взять игрушку рукой, но затем догадался о применении инструмента.

Здесь я хочу напомнить, что соблюдение правил в играх важно для адаптации ребенка к правилам в жизни. Не ехать на красный свет, не бросать мусор на улице, не пытаться пройти без очереди, порой мы не задумываемся, что все эти вещи взаимосвязаны с детскими играми. Эти правила в социуме одни люди выполняют с легкостью, как нечто само собой разумеющееся, для других они как тяжкое бремя. У меня нет цели научить моего сына слепо выполнять все правила, я хочу, чтобы ему легче было адаптироваться к ним в жизни.

А тут вышла еще одна оказия, одно из украшений упало в баночку с другим цветом. Первое что предпринял Александр — засунул в нее пинцет . Но пинцет не раскрылся на должную ширину, чтобы достать елочную игрушку.

Что делать? Рукой нельзя…вот она тренировка в игре на смекалку. Мой ребенок не мешкая высыпал всё из баночки обратно в гидрогель и начал процесс раскладывания по цветам заново. Ведь это украшения рукой трогать нельзя, а о баночках никто ничего не говорил .

Если вам хочется больше игр с водяными шариками, у нас есть , которая не оставит детей равнодушными в любое время года. Также хочу обратить ваше внимание на очень оформления праздничного стола при помощи прозрачного гидрогеля.

Игры для мелкой моторики рук с магнитом

Ну что ж, мой ребенок прекрасно справился с первым заданием и на этом можно было бы остановиться, что мы бы и сделали в возрасте двух-трех лет. Но в четыре года веселье только начинается и пока крышки не закручены, мама быстро осмотревшись по сторонам, как заправский фокусник достает новогодние бубенцы.

Я как раз, готовясь к праздникам, приобрела три упаковки разного размера: большие, средние и маленькие. Еще у нас имеется изумительный набор магнитов из Amazon, его нам хватит на многие годы игр и экспериментов. А сегодня мы объединим игры для мелкой моторики рук и познание свойств магнита.

Одни только бубенцы с магнитами могут привести любого ребенка в состояние эйфории , но не стоит ограничиваться этими предметами. В пластиковую бутылку или туб, как у нас, насыпьте звенящие шарики разных размеров и покажите ребенку как они могут «танцевать» по стенкам если подцепить их магнитным полем. Затем отдайте всё в детские руки и пусть малыш сам пробует «вести» металлические изделия вверх.

Обратите внимание на фото, я оставила в одной баночке наши пластмассовые игрушечки из первой игры. И добавила 3 баночки каждого размера бубенцов. Александр так старался поймать контакт между магнитом и бубенцами, чтобы довести их до верха, что только это вызывало умиление!

Не всегда это получалось и металлические шарики со звоном падали вниз, вызывая смех моего сыночка .

И вот он момент победы .

И тут мама задает каверзный вопрос:

— Как ты думаешь, если мы положим в туб елочные игрушки и бубенцы, ты сможешь все достать магнитом?
— Конечно, — почти не задумываясь отвечает Александр.
— Ну что же, давай попробуем, — и я кладу три звенящих шарика и три пластмассовых фигурки в туб.

Должна оговориться, что свойства магнитов в играх мы изучали чуть позже, подборка наших занятий и экспериментов на эту тему, находится .

Металл конечно же оказался наверху очень быстро, а вот с украшениями сыночек действительно попотел. Ему так хотелось доказать свою правоту! Он крутил, наклонял туб, тряс магнит как будто проверяя если тот сломался. Но как вы понимаете, пластмассовые украшения остались на дне , а мой ребенок в игре познал влияние магнита на пластмассу.

Вторая познавательная игра

А мама всё не успокаивается:

— Туб у нас из тонкого пластика, а как ты думаешь, если мы бубенцы положим в стеклянную банку, ты сможешь их вытащить притягивая?
— Да, — не сдается юный экспериментатор.
— А если в нее налить воды?
Тут мой ребенок задумался и уже менее уверенно ответил:
— Наверное смогу.

Я взяла стеклянную тару из под кофе, налила в нее воды, насыпала щепотку сухих блесток, Новый год как-никак на носу . Александр сам добавил желаемое количество бубенцов.

Бубенцы прекрасно поддавались магниту, даже лучше чем в высоком тубе. А может быть ребенок уже натренировал руку и у него получалось это легко. Как бы там ни было, но вид перемещения блесток при падении шариков, заворожил Александра надолго.

Игра третья — чудесная коробочка

Пригодилась нам для игры и металлическая коробка из под недавно съеденного печенья.

Я положила бубенцы на крышку и показала Александру как они бегают по ней если направлять их снизу магнитом. Конечно, они сразу стали машинками участвующими в гонках, которые ездили по кругу минут двадцать . Какое замечательное занятие для координации движений!

И под занавес мой музыкант развлек всех соседей веселенькой музыкой, тряся наполненную коробку и прыгая одновременно. Я абсолютно не против в любом их проявлении .

Надеюсь, мы навеяли на вас предвкушение новогодних праздников и мне удалось показать, что игры для мелкой моторики рук могут быть достаточно интересны, нести дополнительную развивающую информацию, а главное они увлекают ребенка. Буду очень благодарна если вы поделитесь статьей в соц. сетях, только пожалуйста не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.

Краткое содержание: Мелкая моторика и подготовка руки ребенка к письму. Методика проведения занятий по развитию мелкой моторики. Игры для развития мелкой моторики.

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

12. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.

18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

19. Переливание жидкостей и не только


Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.


2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4. Помпоны и пинцет
Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

12. Рисунок из фасоли


На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.

18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

20. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке).
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

"Путаница"

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет... голубой.

Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака... мяукает.

Как на нашей улице
Крякали две... курицы.

Известно каждому ребенку -
Корова - мама жеребёнка.

"Чудесная коробка"

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений .

Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша. "Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?". Достаём предметы по одному, кратко описывая. "Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье.".

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнивое ."
После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

Прятки-догадки"

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в "прятки-догадки". "Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить".
"Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!"
Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т. д.

"Угадай-ка"

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот." Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.
После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние(дикие) животные. "К нам пришло письмо"

Цель: развитие связной речи, воображения.

Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.
Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть.
После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

Мелкая моторика - важная составляющая роста ребенка. Ученые доказали, что формирование некоторых мозговых центров тесно связано с ее развитием.

Держит ли ваш ребенок карандаш, ножницы или надевает платье на куклу - все это требует точного движения мелких мышц, чтобы удовлетворительно выполнить свою задачу. Когда ребенок улучшает мелкую моторику, он развивает мелкие мышцы рук. Если повторять движения снова и снова, мышцы запоминают движения (так называемая «мышечная память») и движения становятся автоматическими.

Даже в наш век высоких технологий важно с легкостью манипулировать карандашом и ручкой. Ребенку необходима хорошо развитая мелкая моторика, чтобы правильно держать карандаш и перемещать его всеми сложными способами, нужными для рисования. Другой важный навык - пользование ножницами. Для этого нужно иметь хорошо развитые мышцы большого, указательного, среднего пальца и запястья.

Ярким примером тренировки мелких мышц является процесс обучения игре на пианино. Сначала человек медленно и хаотично перебирает клавиши, но при продолжении практики начинает играть плавно, не задумываясь, на какую клавишу нажать.

Поощряете ли вы развитие мелкой моторики?

Малыши любознательны, поэтому их не нужно подталкивать, чтобы испытывать новые вещи и навыки. Однако быстро у ребенка ничего не получится. Но, если его поощрять, поддерживать и уделять много времени для обучения - он вас может удивить. Сначала нужно дать ему попробовать свои силы в простых задачах, таких, как: одевание (он может начать занятия с продевания пуговиц через петли), и готовки завтрака (намазывать ложкой с вареньем кусочек хлеба). Больше интереса занятиям придаст разнообразие, поэтому нужно менять занятия и поощрять новые.

Простые упражнения для улучшения мелкой моторики

Вам не нужны сложные игрушки или приспособления, чтобы помочь ребенку развить мелкую моторику. Большинство вещей, которые потребуются, вероятно, уже есть в вашем доме в шкафу или столе.

Если у вас выпадет несколько свободных минут, пробуйте заниматься с ребенком этими простыми упражнениями. Чем чаще, тем лучше. Практика поможет ребенку развить сильную мелкую моторику:

Игра с губкой в ванной

Бросьте в ванну игрушки, чашки, мерные кружки, губки и пусть ребенок, принимая ванну, наливает и выливает воду, выживает мочалку. Процедура купания станет намного интереснее.

«Работа» с зеленым горошком

Купите зеленый горошек. Покажите ребенку, как горох скрывается внутри стручков. Малыш может выбрать все горошины в тарелку, ополоснуть их и съесть.

Игры с пряжей

Попросите ребенка удержать кончик пряжи в руках тогда, как вы пытаетесь вытащить эту нитку из его пальцев.

Игра с пипеткой

Пусть ребенок использует пипетку для переливания воды из одной небольшой тарелочки в другую. Сделать эту деятельность более увлекательной поможет добавление в воду пищевых красок. Малыш может сочетать цвета, переливая жидкость с двух разных чашек в третью, экспериментировать с колером.

Пинцет в развитии мелкой моторики

Пластмассовый пинцет является прекрасным инструментов для того, чтобы помочь укрепить мышцы пальцев и рук. Ребенку нужно подавать или носить им мелкие предметы. Попросите его переложить ватные шарики из одной небольшой тарелки в другую. Можно использовать пинцет для разделения двух видов зерновых в разные емкости или попросить малыша, чтобы он подбирал мягкие кусочки зефира из чашки сухих овсяных хлопьев.

Бумажные куклы

Игра с бумажными куклами обеспечат ребенку фантастическую возможность наработать несколько важных навыков. Вырезание и складывание частей могут увлечь детей на несколько часов. Начинайте вырезать кукол и наряды большого размера и постепенно переходите к меньшим.

Есть ли зависимость между состоянием мелкой моторики и всесторонним развитием ребенка? Да. Чем лучше он работает пальчиками - тем лучше думает и говорит.

Расстройства в развитии моторики могут быть результатом более серьезного неврологического расстройства. Здесь, конечно, нужна консультация врача. Однако, терпеливая и длительная работа в развитии моторики с любым ребенком может предотвратить возникновение проблем.

В продолжение темы:
Психология

Ползание младенцев часто считается необязательным промежуточным этапом развития, и некоторые родители даже гордятся, что их карапуз не ползал, а сразу начал ходить. Среди...

Новые статьи
/
Популярные