Анатомо физиологические особенности женского организма кратко. Анатомо-физиологические возрастные особенности женского организма

Децилерация последнего десятилетия выразилась в более позднем половом созревании женского контингента . Среднее начало первой менструации в 1984 г. в крупных и столичных городах составляло, в среднем, 12 лет 3 месяца. В 2002 г. этот показатель равнялся 13 годам 2 месяцам. Также к 2002 г. увеличился возрастной размах начала менструации. Так, у 6,2% девушек отмечено начало первой менструации в возрасте 11 лет, у 18,8% - 12 лет; у 37,5% - 13 лет; у 25,0% - 14 лет; у 12,5% в 15 лет. Разность начала первой менструации в четыре года накладывает свой отпечаток на степень и скорость физического и функционального развития девушек и еще раз подчеркивает значимость индивидуально-дифференцированного подхода для эффективного проведения учебно-тренировочного процесса. Особенности женского организма должны учитываться на занятиях физическим воспитанием с использованием средств и методов для подготовки спортсменок, в первую очередь, к детородной функции. Поскольку в уровне физического развития и спортивной подготовленности между женщинами и мужчинами имеются различия, можно говорить о самостоятельной методике, направленной на формирование психофизического состояния девушек в процессе физического воспитания.

Особенности женского организма

Известно, что организм женщины существенно отличается от мужского. Прежде всего, эти различия отмечаются при сравнении внешних форм и размеров. В основном, мужчины превышают женщину в росте на 8-16 см. Больший рост мужчины обусловливает большую массу. Средняя масса мужчины составляет 65 кг, а женщины - 54 кг.

Средняя длина туловища у женщин составляет 37,8 % от общего роста, а у мужчин - 35,9 %. При этом поясничная область позвоночника у женщин длиннее, чем у мужчин, а грудная короче. Поясничный изгиб позвоночника у женщин выражен сильнее.

Наиболее существенное отличие в анатомическом строении женщины - в тазовой области: таз короче и шире. Выход малого таза по размерам больше, чем у мужчины.

Перечисленные особенности соотношений частей тела влияют на расположение общего центра тяжести. У женщин он расположен ниже. Это создает выгодные параметры равновесия при опоре на ноги, но немного ограничивает быстроту передвижения и высоту прыжка.

Несмотря на то, что руки у мужчин в целом длиннее, у женщин они оказывается большими по отношению к росту. Это является результатом более длинного плеча у женщин. При относительно длинном плече женщинам труднее выполнять движения в легкоатлетических метаниях.

Длина нижних конечностей относительно роста мужчин и женщин практически одинакова, однако длина бедра у женщин больше. Длинное бедро и недостаточная сила мышц значительно затрудняют выполнение важных элементов техники бега и прыжков.

Костная система у женщин развита слабее, чем у мужчин. Отдельные кости меньше и тоньше. Степень развития общей мускулатуры у женщин выражена слабее. Ее масса не превышает 34% от всего веса тела и составляет в среднем 14,7 кг, а у мужчин 42-47%, что равно 24,5-26,0 кг. Особенно большая разница наблюдается в развитии мышц спины и рук.

В женском организме больше жировой ткани , особенно в области живота, бедер и груди.

У женщин наиболее слабо развиты мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса. При недостаточной силе этих мышечных групп им труднее выполнять упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Сердце и легкие у женщин по своим размерам меньше , чем у мужчин, поэтому в деятельности ССС и дыхательной системы также имеются характерные особенности. Сердце у представительниц прекрасного пола на 12-17% легче, чем у мужчин, и, следовательно, меньше объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. На возрастающие запросы организма во время физической нагрузки сердечно-сосудистая система женщин отвечает увеличением ЧСС. В состоянии покоя ЧСС у женщин на 6-8 ударов больше.

Учитывая тесную взаимосвязь дыхательной и сердечнососудистой систем, коротко остановимся на характеристике дыхательного аппарата. Частота дыхания у женщин больше, поскольку вдох у них менее глубокий. Жизненная емкость (объем) легких у женщин составляет 2500-5000 см3, а у мужчин - 3200- 7200 см3. В стадии покоя поглощение кислорода у женщин 150-160 см3, у мужчин - 180-250 см3. Наибольшее различие наблюдается в максимальном поглощении кислорода при физических нагрузках максимальной интенсивности, так как оно отражает степень функционального развития СС и дыхательной систем. У хорошо тренированных женщин оно составляет 3-4 л в минуту, у сильного пола - 4-5 л и более.

Женский организм обладает биологической особенностью, непростой по своей нейрогуморальной регуляции. Наличие менструальной функции , цикличность которой осуществляет серьезное влияние на весь организм целиком и, в частности, на его работоспособность. Термин: менструальный цикл подразумевает одно из проявлений комплексного биологического процесса в организме женщины, отражающегося в соответствующих циклических изменениях функций половой системы с параллельным процессом циклических колебаний физического состояния женского организма. Нередко меняется состав крови, наблюдается повышенная возбудимость нервной системы, снижается тонус мышц. В эти дни мышечная сила и быстрота становятся меньше.

В течение менструального цикла отчетливые волнообразные физиологические колебания выявляются в сосудистой системе. Так, артериальное давление по ходу менструального цикла держится на постоянном уровне, а во время менструации снижается примерно на 10-16 мм рт. ст. В мелких сосудах перед менструацией отмечено спастическое состояние с заметным последующим снижением тонуса, а во время менструации происходит расширение их. Циклическим колебаниям подвергается также состав крови у женщин. Перед наступлением менструации в женском организме увеличивается уровень содержание кальция и, соответственно, уменьшается количество калия. Во 2-ой фазе менструального цикла наряду с понижением уровня меди увеличивается содержание йода. Щитовидная железа в период менструации немного увеличивается в размерах, а её функционирование (активность) повышается. В женском организме также происходят физиологические перемены в части водно-электролитного обмена, что обусловливает изменение веса тела у здоровых женщин в течение менструального цикла в диапазоне от 0,5 до 2 кг.

В менструальной фазе снижается работоспособность , иногда появляются повышенная нервозность, неуравновешенность, раздражительность, увеличивается утомляемость.

Все перечисленные анатомические и функциональные особенности обусловливаются рядом трудностей, ограничивающих работоспособность девушек и женщин. Есть все основания считать, что для женщин и мужчин преподаватели должны применять различные методики проведения учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию.

Учет особенностей женского организма, как фактор, влияющий на правильное физическое воспитание девушек

Учебно-тренировочный процесс девушек строится с учетом циклических перемен (колебания) состояния женского организма и соответственно его двигательных возможностей, тесно взаимосвязанных с протеканием овариально-менструального цикла (ОМЦ). Занятия женщин, в отличие от мужского контингента, строятся следующим образом. Подготовительная часть (разминка) включает общеразвивающие специфические элементы - выполнение упражнений, необходимых для детородной функции женщины, развития пластики и грациозности; основная часть состоит из упражнений, общих для всей группы и самостоятельного выполнение индивидуальных заданий в течение 15-20 мин, с учетом как индивидуального протекания ОМЦ, так и общих закономерностей изменения физической работоспособности организма и двигательных возможностей девушек по фазам овариального цикла. Заключительная часть проводится по единой схеме с целью приведения организма к функциональной норме и подготовке к дальнейшим лекционным и семинарским занятиям.

Экспериментально установлено, что степени проявления силовой физической работоспособности, скоростных и скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости на протяжении некоторых фаз ОМЦ изменяются гетерохронно . Поэтому планирование специальных заданий (комплексов упражнений) для самостоятельных занятий каждой конкретной спортсменки следует осуществлять после определения у занимающейся индивидуальной динамики показателей двигательных возможностей в течение ОМЦ. Тестирование целесообразно по фазам ОМЦ: в менструальной фазе - на 3-й день после начала менструации; в постменструальной - на 7-й и 11-й день; в овулярной - на 17-й; в постовулярной - на 22-й; в предменструальной фазе - на 28-й день.

Наиболее низкий уровень проявления физической работоспособности отмечается в менструальной фазе (1-3-й дни после начала менструации), наивысший - в постменструальной и постовуляторной фазах (4-11-й и 17-22-й дни). Незначительное понижение уровня физической работоспособности приходится на овуляторную фазу; для предменструальной фазы характерно значительное снижение работоспособности.

Двигательные способности на протяжении ОМЦ проявляются неравномерно. Так, силовые способности постепенно возрастают, начиная с менструальной фазы, и достигают максимума в постменструальной и овуляторной фазах (5-13-й дни). Затем в постовуляторной фазе отмечается их снижение, а наименьший уровень проявления силы характерен для предменструальной фазы (23-28-й дни).

Скоростные способности проявляются примерно на одном уровне с 1-го до 5-го дня цикла, к 11-му дню наблюдается постепенное повышение показателей, затем к 14-му дню их уровень понижается, а начиная с 17-го, происходит повторное улучшение. Достигнутый уровень удерживается до 22-го дня цикла включительно, в последующие дни результаты ухудшаются.

Иная динамика характерна для показателей выносливости . Наивысший ее уровень отмечается в овуляторной фазе, незначительное ухудшение показателей наступает в постменструальной, а также в постовуляторной фазах. Выраженное ухудшение показателей характерно для предменструальной фазы, а наименьший в цикле показатель проявления выносливости отмечается в менструальной фазе.

Координационные способности находятся примерно на одном уровне на протяжении всего ОМЦ (с незначительным повышением в предменструальной и ухудшением в постменструальной фазах).

Проявления гибкости значительно увеличиваются в менструальной и постменструальной фазах, в остальных фазах показатели находятся на одном уровне.

Учет индивидуальных изменений в проявлении двигательных способностей девушек на протяжении ОМЦ в соответствии со стадиями цикла, каждая из которых отражается тем или иным состоянием менструальной функции и организма в целом, способствует оптимальному планированию физической подготовки занимающихся.

Как показали исследования, самостоятельные занятия по выполнению заданий (комплексов упражнений) в основной части урока целесообразно строить следующим образом: в постменструальной фазе - координация, общая выносливость; в овуляторной - беговая скорость, прыжковые упражнения; постовуляторной - специальная выносливость, бросковые упражнения; в предменструальной - сила, гибкость.

Нагрузка при самостоятельном выполнении заданий (комплексов упражнений) строится следующим образом: по интенсивности в постменструальной фазе - большая, в овуляторной - малая, в постовуляторной - средняя, в предменструальной - малая; по объему в постменструальной фазе - малый, овуляторной - большой, в постовуляторной - средний, в предменструальной - средний.

Особенности занятий физическими упражнениями в дни менструальной фазы

В научно-методической литературе по вопросу проведения занятий во время менструальной фазы имеются два противоположных мнения. Так, одни авторы категорически считают, что эти дни нельзя заниматься физическими упражнениями, другие - что выполнение типовой (привычной) физической работы в данный период оказывает позитивное влияние на общее состояния организма.

Исследования первого подхода показали, что, как правило, студентки пропускают два занятия физическим воспитанием в месяц независимо от продолжительности овариально-менструального цикла (ОМЦ) и количества критических дней. Перерыв между занятиями при таком подходе составляет 10-12 дней и влечет за собой то, что в возрасте 17-20 лет физическая подготовленность находится примерно на одном уровне или начинает постепенно снижаться, улучшения двигательных способностей не отмечается. Начиная с возраста 20-21 год при таком подходе, отмечается снижение физической подготовленности спортсменок.

Изучение протекания ОМЦ выявило, что у 39,4% девушек он составляет 26-28 дней; у 27,2% - 29-30 дней; у 17,3%- 32-34 дня; у 13,6%- 23-25 дней; у 2,5%- 19-21. По количеству критических дней в 36,6% случаев отмечено 5 дней; в 26,8% - 4 дня; в 21,1% - 6 дней; 8,5% - 7 дней; 7,0% - 2-3 дня. С учетом приведенных данных, расчеты показали, что (при проведении занятий физическим воспитанием через два дня на третий) в 92% случаев девушка может пропустить четыре, максимум пять занятий за 4 месяца по причине критических дней.

Сторонники второго подхода указывают на тот факт, что у достаточно развитых физически, сильных, здоровых и закаленных спортсменок менструальный цикл характеризуется устойчивостью, постоянством и ритмичностью, практически не напрягая их неприятными ощущениями. Уравновешенные и спокойные девушки без труда реагируют на менструальные боли и недомогания, а соответственно лица с повышенной возбудимостью их нервной системы с трудом переносят даже незначительную боль. Данный факт еще раз подтверждает острую необходимость и пользу закаливания, самовоспитания, следования гигиеническим нормам, физической подготовленности. Еще несколько примеров в пользу занятий в период менструальной фазы - в эти дни женщины в большинстве профессий не освобождаются от производственной деятельности, а также бытовых обязанностей - уборка, стирка, приготовление пищи и т. п.

Профессор Т.Н. Шестакова отмечает, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС наблюдаются резкие изменения в организме (в особенности в половой системе) женщин и девушек. Были проведены исследования в Чернобыльской зоне во многих школах. Отмечены изменения и нарушения в фазах ОМЦ, большое количество девушек страдает болевым синдромом, изменением длительности менструальной фазы до 7-9 дней. Это тоже необходимо учитывать в занятиях по физическому воспитанию. Большинство специалистов считают, что спорт и физические занятия способствуют улучшению психического состояния и кровообращения.

Специальные исследования показывают, что отрицательное влияние менструального цикла носит сугубо индивидуальный характер. Общих рекомендаций по проведению занятий во время менструальной фазы быть не может. Этот вопрос решается с каждой девушкой индивидуально. Все вышеизложенное обязывает инструктора учить спортсменок контролировать протекание менструального цикла. При этом следует объяснять, что независимо от фазы овариально-менструального цикла женщине приходится выполнять свою трудовую и бытовую деятельность. Это обстоятельство требует специальной подготовки в подростковом и молодежном возрасте.

Чтобы не возникало недоразумений и казусов при решении спорного вопроса о допуске к занятиям физическим воспитанием в менструальные дни, необходимо знать следующее. В первую очередь, имеет большое значение устойчивость и стабильность менструального цикла. Если все сроки менструационных фаз постоянны, одинакова их продолжительность, стабильны кровопотери, и занимающаяся чувствует себя вполне удовлетворительно, то нет никакой нужды стремиться к полному освобождению от занятий физическим воспитанием или типовых тренингов.

При устойчивом ритме циклов, но жалобах на плохое самочувствие, нагрузку стоит все-таки уменьшить, а также полностью исключить прыжковые формы упражнений. Тем же, у кого менструации протекают болезненно, следует посоветоваться с ведущим врачом по поводу тренировок в этот период.

Исследования доказывают, что у активных спортсменок значительно реже фиксируются предменструальные и менструальные симптомы, чем у девушек, ведущих, как правило, сидячий образ жизни. Ряд специалистов отмечают, что комплексы упражнений, индивидуально подобранные для каждой спортсменки (при учете ее всех физиологических возможностей, уровня силовой подготовки, возраста, здоровья), сглаживают проявления этих симптомов и облегчают протекание менструации.

Рассмотрим, какие же средства полезно и необходимо выполнять при занятиях физическими упражнениями во время менструальной фазы. Основными средствами являются - ускоренная ходьба в течении 35-40 мин со скоростью 7,30- 8,00 мин на 1 км; медленный бег 2-3 км со скоростью 6,30- 7,00 мин на 1 км, а также различные упражнения. Это, в первую очередь, - дыхательные. Необходимо овладеть навыками грамотного, ритмичного дыхания. (Умение выполнять глубокий вдох, а также задерживать дыхание, когда это необходимо, в значительной степени облегчает роды.) Очень полезны и специальные тренинги для мышц тазового дна. Все дело в том, что в течение родов эти мышцы зачастую так напрягаются, что могут мешать продвижению малыша. Это в свою очередь грозит тяжелыми последствиями – всевозможными осложнениями как для него, так и для его мамы. Поэтому тазовое дно необходимо «растянуть», сделать податливым, а также более эластичным.

Будущая мать обязана иметь крепкий брюшной пресс. Он способствует успешной и продуктивной родовой деятельности. Также хорошо развитая мускулатура живота предупреждает его дряхлость и отвисание уже после родов, как и другие неприятности, взаимосвязанные с опущением внутренних органов.

Помимо этого, нужно овладеть умениями полноценного мускульного расслабления. Как показывает практика: женщины придают слишком большее значение навыкам напрягания мышцы, рассчитывая, что расслабляться они будут сами по себе, так сказать, пассивно. Но напряжение и расслабление обязаны быть равнозначными, гармонично уравновешивая друг друга.

Приведем конкретные упражнения специфической направленности для разработки индивидуальных комплексов, выполняемых во время менструальной фазы.

Упражнения для глубокого ритмичного дыхания
  1. Упражнение доступно для выполнения: лежа или стоя. Выдохнуть. Затем выполнить продолжительный вдох, в течение которого сперва выпятить живот, а потом только наполнять грудную клетку. Соответственно при выдохе: сперва уменьшать объем грудной клетки, а затем уже втягивать живот.
  2. Так называемое, «Грудное» дыхание. Осуществить выдох. Сделать продолжительный вдох и, одновременно с этим расширяя грудную клетку, втягивать живот. При выдохе уменьшается объем грудной клетки и втягивается живот.
  3. «Брюшное» дыхание. Выдохнуть. Затем следует продолжительный вдох, при этом одновременно выпячивая живот. Соответственно, при вдохе втягивать живот. С целью проконтролировать правильность выполнения упражнения, нужно положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот.
  4. Так называемое, «Боковое» дыхание. Кисть левой руки положить сбоку на грудную клетку, размещая ее ближе к подмышечной впадине, при этом правую руку - опустить вниз. Выдохнуть. Одновременно с наклоном влево, удерживать правую руку на голове, глубоко вдохнуть. Вернуться в первоначальное положение и выдохнуть. Затем проделать упражнение в противоположную сторону.
  5. Выполнить пару раз максимально глубокий длинный вдох.
  6. Походить в среднем темпе пару минут. На 3 шага вдох, на 4 - выдох. Медленно увеличивать продолжительность вдоха на один шаг и спустя 4-6 недель занятий делать выдох на 9-12 шагов.
  7. Выдохнуть. Поднять выпрямленные руки вперед-вверх – сделать вдох. Далее медленно выполняем прогиб в грудном и поясничном участках позвоночника, опускаем руки через стороны вниз - выдохнуть.
  8. Сделать выдох. Поднимаясь на носки, руки положить за голову, при этом лопатки свести – делаем вдох, затем опуститься на полную ступню, расслабить руки, опустить их вниз, далее наклон вперед и выдох.
  9. Техника воздушного массажа носа (слизистой оболочки):
  • а) Осуществить выдох, рот закрыть, делать медленные поочередные вдохи то правой ноздрей, то левой, одновременно прижимая пальцем противоположную;
  • б) Осуществить выдох, зажать нос рукой, медленно громко вслух досчитать до 10, а после этого, сняв пальцы с носа, выполните глубокий вдох и выдох через нос (держать рот все время плотно закрытым).
Упражнения для тренинга полноценного мышечного расслабления
  1. Из положения стоя, наклониться вперед и свободно раскачивать выпрямленными руками влево и вправо.
  2. Лечь на мат, ноги согнуть, руки поднять. На счет один-три поочередно расслабить кисти, предплечье, плечи; 4 - расслабить правое колено; 5 - расслабить соответственно левое колено; 6 - добиться комплексного расслабления. Дышать ритмично.
  3. Встать. На счет 1 - наклонить голову вправо - вдохнуть, на 2 - 3 - перекатить плавно голову на левое плечо - выдохнуть. 4 - принять исходное положение. Аналогично выполнить в другую сторону.
  4. Сесть на гимнастическую скамейку, полностью расслабить мышцы бедер. Быстро перемещая бедра вправо- влево, встряхнуть расслабленные мышцы.

25156 0

Функциональное состояние репродуктивной системы женщины во многом определяется периодами жизни, среди которых принято различать следующие:

1) антенатальный (внутриутробный) период;

2) период новорожденности (до 10 дней после рождения);

3) период детства (до 8 лет);

4) период полового созревания, или пубертатный (от 8 до 16 лет);

5) период половой зрелости, или репродуктивный (от 17 до 40 лет);

6) пременопаузальный период (от 41 года до наступления менопаузы);

7) постменопаузальный период (с момента стойкого прекращения менструаций).

Антенатальный период

Яичники . В процессе эмбрионального развития первыми закладываются половые железы (начиная с 3—4 недель внутриутробной жизни).

К 6-7 неделе развития эмбриона заканчивается индиф-ферентная стадия формирования гонад.

С 8-10 недели - начинается образование женского типа гонад.

На 20 неделе - в яичниках плода формируются примордиальные фолликулы, которые представляют овоцит, окруженный уплотненными клетками эпителия.

На 25 неделе - появляется белочная оболочка яичника.

На 31-32 неделе - дифференцируются зернистые клетки внутренней оболочки фолликула.

На 37-38 неделе - возрастает количество полостных и зреющих фолликулов.

К моменту рождения яичники морфологически сформированы.

Внутренние половые органы . Маточные трубы, матка и верхняя треть влагалища берут начало из парамезонефральных протоков.

С 5-6 недели развития эмбриона - начинается развитие маточных труб.

На 13-14 неделе - образуется матка путем сливания дистальных отделов парамезонефральных протоков: первоначально матка двурога, в дальнейшем приобретает седловидную конфигурацию, которая нередко сохраняется к моменту рождения.

На 16-20 неделе - дифференцируется шейка матки, ее длина к 40 неделе составляет 2/3 общей длины матки.

На 18 неделе - выявляется недифференцированный эндометрий, закладки трубчатых желез появляются к 24й неделе антенатального развития плода.

Наружные половые органы с 4 по 7 неделю жизни эмбриона имеют индифферентный характер и до 16 недели практически не изменяются.

С 17 недели развиваются половые губы.

К 24-25 неделе отчетливо определяется девственная плева.

Гипоталамо-гипофизарная система. С 8-9 недели антенатального периода активизируется секреторная деятельность аденогипофиза: ФСГ и ЛГ определяются в гипофизе, крови плода и в незначительном количестве в амниотической жидкости; в этот же период идентифицируется ГТРФ.

На 10-13 неделе - обнаруживаются нейротрансмиттеры.

С 19 недели - начинается выделение пролактина адено- цитами.

Период новорожденности

Морфологические особенности репродуктивной системы, наблюдаемые в течение 10 дней после рождения, являются основанием для выделения периода новорожденности.

В половых органах и молочных железах новорожденной обнаруживаются признаки эстрогенного воздействия:

1) эпителий слизистой оболочки влагалища состоит из 30-40 слоев и содержит клетки с относительно высоким кариопикнотическим индексом;

2) шеечный канал заполнен густой слизью;

3) в эндометрии определяются пролиферативные и даже секреторные преобразования;

4) у 3% новорожденных девочек происходит десквамация эндометрия, у 25% - во влагалищных мазках определяются неизмененные эритроциты;

5) нередко имеет место увеличение молочных желез.

Согласно современным представлениям происхождение эстрогенного влияния в указанный период объясняется с нижеизложенных позиций: в конце внутриутробного развития плода высокий уровень материнских эстрогенов тормозит секрецию гонадотропинов фетального гипофиза; резкое снижение содержания эстрогенов матери в организме новорожденной стимулирует выброс ФСГ и ЛГ аденогипофизом девочки, что обеспечивает кратковременное усиление функции ее яичников.

К 10 дню жизни новорожденной проявления эстрогенного воздействия ликвидируются. Период детства характеризуется низкой функциональной активностью репродуктивной системы: секреция эстрадиола незначительна, созревание фолликулов до антральных происходит редко и бессистемно, выделение ГТРФ непостоянно; рецепторные связи между подсистемами не-развиты, секреция нейротрансмиттеров скудная.

Период полового созревания

В течение этого периода (от 8 до 16 лет) происходит не только созревание репродуктивной системы, но и завершается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, окостенение зон роста трубчатых костей, формируется телосложение и распределение жировой и мышечной тканей по женскому типу.

В настоящее время в соответствии со степенью зрелости гипоталамических структур выделяют три периода созревания гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы.

Первый период - препубертатный (8-9 лет) - характеризуется усилением секреции гонадотропинов в виде отдельных ациклических выбросов, синтез эстрогенов - низкий; отмечается «скачок» роста тела в длину, появляются первые признаки феминизации телосложения: округляются бедра за счет увеличения количества и перераспределения жировой ткани, начинается формирование женского таза, увеличивается число слоев эпителия во влагалище с появлением клеток промежуточного типа.

Второй период - первая фаза пубертатного периода (10-13 лет) - отличается формированием суточной цикличности и повышением секреции ГТРФ, ФСГ и ЛГ, под влиянием которых возрастает синтез гормонов яичников. Повышается чувствительность рецепторного аппарата всех звеньев репродуктивной системы. При достижении определенного высокого уровня эстрогенов обеспечивается мощный выброс гонадотропинов, который, в свою очередь, завершает процесс созревания фолликула и стимулирует овуляцию. Начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка, изменяется флора влагалища - появляются лактобациллы. Этот период заканчивается появлением первой менструации - менархе, которая по времени совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину.

Третий период - вторая фаза пубертатного периода (14- 16 лет) - характеризуется установлением стабильного ритма выделения ГТРФ, высоким (овуляторным) выбросом ФСГ и ЛГ на фоне их базальной монотонной секреции (наряду с существовавшим механизмом отрицательной обратной связи формируется положительная обратная связь). Завершается развитие молочных желез и полового оволосения, рост тела в длину, окончательно формируется женский таз; менструальный цикл приобретает овуляторный характер.

Первая овуляция представляет кульминацию периода полового созревания, однако не означает половую зрелость, которая наступает к 16-17 годам. Под половой зрелостью понимают завершение формирования не только репродуктивной системы, но и всего организма женщины, подготовленного к зачатию, вынашиванию беременности, родам и вскармливанию новорожденного.

Период половой зрелости (от 17 до 40 лет)

Особенности этого периода проявляются в специфических морфофункциональных преобразованиях репродуктивной системы.

Пременопаузалъный (климактерический) период и постменопауза

Пременопаузальный период длится от 41 года до наступления менопаузы - последней менструации в жизни женщины, которая в среднем наступает в возрасте 50,8 лет. В указанный период происходит угасание деятельности половых желез, основу которого составляют нарушения рецепторных связей в системе гипоталамус-гипофиз-яичники. Отличительный признак наступления пременопаузального периода - изменение ритма и продолжительности менструаций, а также объема менструальной кровопотери: менструации становятся менее обильными (гипоменорея), длительность их укорачивается (олигоменорея), увеличиваются промежутки между ними (опсоменорея).

Условно выделяют следующие фазы пременопаузального периода:

1) гиполютеиновую - клинические симптомы отсутствуют, отмечается незначительное снижение аденогипофизом лютропина и яичниками - прогестерона;

2) гиперэстрогеновую - характеризуется отсутствием овуляции (ановуляторный менструальный цикл), цикличности секреции ФСГ и ЛГ, увеличением содержания эстрогенов, следствием этих процессов являются задержки менструации на 2-3 месяца, часто с последующим кровотечением; так как лютеинизации клеток зернистого слоя внутренней оболочки фолликула не происходит - концентрация гестагенов минимальная;

3) гипоэстрогеновую - наблюдается аменорея (отсутствие менструации в течение 6 месяцев и более), значительное снижение уровня эстрогенов - фолликул не созревает и рано атрофируется, секреция гонадотропинов возрастает;

4) агормональную - функциональная деятельность яичников прекращается, эстрогены синтезируются в малых количествах только корковым веществом надпочечников (компенсаторная гипертрофия коркового вещества), продукция гонадотропинов усиливается; клинически характеризуется стойкой аменореей.

Следует отметить, что фазы физиологии климактерического периода выделены достаточно условно, так как в норме четкого разграничения между ними не происходит.

Агормональная фаза совпадает с началом постменопаузального периода. Постменопауза характеризуется атрофией внутренних половых органов (масса матки уменьшается, мышечные элементы ее замещаются соединительнотканными, эпителий влагалища истончается за счет уменьшения его слоистости), уретры, мочевого пузыря, мышц тазового дна. В постменопаузе нарушается обмен веществ, формируются патологические состояния сердечно-сосудистой, костной и других систем.

Избранные лекции по акушерству и гинекологии

Под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова, Л.Д. Белоцерковцевой

Организм женщины идеально сделан, чтобы рожать. Все функции женщины направлены на выполнение этого главного предназначения. Именно это обусловливает ряд анатомических, физических и физиологических особенностей.

Во-первых, центр тяжести у женщины расположен существенно выше, чем у мужчины. Центр тяжести это точка, которая практически неподвижна (или наименее неподвижна) при любых движениях. У женщины он расположен на уровне центра матки, чтобы ее плод был максимально защищен от вибраций при ходьбе и от любых других внешних воздействий. Из курса физики известно, что тело тем устойчивее, чем ниже его центр тяжести. Именно поэтому женщины менее устойчивы, чем мужчины. Даже в обуви без каблуков.

Во-вторых, резервы кровоснабжения у женщины сосредоточены на женских органах, на растущем младенце, на эту часть ее организма, в отличие от мужчины, у которого эти резервы идут на кровоснабжение мозга. Поэтому, мужчины способны переносить физические перегрузки в среднем в 4-6 раз большие, чем женщины. Именно поэтому совершенно отсутствуют женщины-пилоты современных истребителей, поскольку на них летают на предельных перегрузках, которые женщины не в состоянии перенести. Возможно, есть такие женщины, которые могут вынести эти перегрузки, но их считанные единицы. Космические полеты протекают с гораздо меньшими перегрузками, поэтому женщины все-таки летают в космос, однако, их полеты, в общем-то, экскурсионные, поскольку работоспособность женщин в экстремальных условиях (в отличие от обычных земных) гораздо ниже, чем у мужчин. К тому же всегда есть опасность внештатных ситуаций, аварий, когда перегрузки могут быть запредельными.

В-третьих, мозг женщины решает любую задачу обоими полушариями, тогда как мозг мужчины узко специализирован. Именно поэтому женщины более внимательны, в частности, за рулем и существенно меньше создают аварийные ситуации.

Так же у женщин обычно меньше рост и масса, более развит подкожно-жировой слой живота, ягодиц и бедер. Тело взрослой женщины шире в области таза, мужчины -- в плечах. Женский таз шире, чем мужской, полость его объемистее, вход и выход больших размеров, а кости тоньше и соединены более подвижно. Грудная клетка шире и короче, что обеспечивает грудной тип дыхания, более благоприятный во время беременности. У мужчин преобладает грудобрюшный тип дыхания.

Согласно статистическим данным, у женщин стрессовые расстройства встречаются в три раза чаще, чем у мужчин.

Парадоксальным кажется то, что, будучи эволюционно сформировавшимся приспособительным явлением, направленным на выживание вида в неблагоприятных условиях окружающей среды, стресс все больше ассоциируется с негативными последствиями для здоровья человека. На сегодня насчитывается около 1000 стресс-индуцированных заболеваний.

Дело в том, что человек как биологический вид эволюционирует намного медленнее, чем создаваемые им внешние условия. С изменением условий жизни и окружающей среды изменились структура и характер стресс-факторов: на смену сильным физическим стрессорам пришло обилие психических и эмоциональных низкой и средней интенсивности стресс-факторов, действующих практически непрерывно, наслаивающихся один на другой.

Связь нарушений репродуктивной функции со стрессом была отмечена задолго до возникновения самого термина «стресс». Исследования последних десятилетий позволили проникнуть в суть физиологических механизмов нарушения репродуктивной функции при стрессе.

Психический стресс является распространенной причиной нарушения гомеостаза беременной женщины, приводящей к отдаленным негативным последствиям здоровья потомства, что должно учитываться не только в медицинском, но и социодемографическом контексте.

Таким образом, хронический стресс, представляющий собой распространенное явление в современном обществе, наряду с другими факторами оказывает существенное прямое и/или опосредованное влияние на развитие нарушений репродуктивной функции женщины. Этот факт указывает на необходимость уделять соответствующее внимание уровню стресса в процессе диагностики акушерско-гинекологической патологии, а также необходимость введения анти стрессовой терапии и коррекции системных стрессиндуцированных нарушений в схемы лечения.

  • 2) Биопсия шейки матки: прицельная, конусовидная. Показания, техника.
  • 3) Цитологическое исследование
  • 4) Определение гормонов и метоболитов
  • 4. Инструментальные методы
  • 2) Рентгенологические методы исследования:
  • 3) Ультразвуковая диагностика в гинекологии.
  • 4) Эндоскопические методы:
  • 4. Гормоны яичников. Биологические эффекты в различных органах и тканях.
  • 5. Тесты функциональной диагностики для определения гормональной функции яичников.
  • 6. Ультрозвуковые и рентгенологические методы исследования в гинекологии. Показания, информативность, противопоказания.
  • 7. Эндоскопические методы исследования в гинекологии. Показания, информативность, противопоказания.
  • 8. Современные методы исследования в гинекологии: Рентгеновские, эндоскопические ультрозвуковые
  • 9. Современные методы исследования состояния половой системы женщины (гипоталамус-гипофиз-яичники-матка).
  • 10. Острые воспалительные процессы внутренних половых органов. Клиника, диагностика, лечение.
  • II. Воспаление половых органов верхнего отдела:
  • 11. Особенности течения хронических воспалительных процессов женских половых органов в современных условиях.
  • 12. Хронические эндометрит и сальпингооофорит. Клиника, диагностика, лечение.
  • 13. Пельвиоперитонит. Этиология, клиника, диагностика. Методы лечения, показания к хирургическому лечению.
  • 14. Гинекологический перитонит. Этиология, клиника, диагностика, лечение.
  • 15. Острый живот при воспалительных процессах внутренних половых органах. Диф. Диагностика с хирургическими урологическими заболеваниями.
  • 16. Современные принципы лечения больных с воспалительными процессами гениталий. Осложнения антибактериальной терапии.
  • 17. Особенности современного течения гонореи. Диагностика, принципы терапии. Реабилитация.
  • 18. Зппп. Определение понятия. Классификация. Роль зппп для гинекологического и репродуктивного здоровья женщины.
  • 19. Основные нозологические формы зппп. Методы диагностики и лечения.
  • 20. Гонорея нижнего отдела половых путей. Клиника, диагностика. Методы провокации, лечение.
  • 21. Кандидамикоз женских половых органов как первичное заболевание и как осложнения антибактериальной терапии.
  • 22. Вагиниты специфической этиологии. Диагностика, лечение.
  • 23. Миома матки
  • 24.Миома матки и ее осложнения. Показания к оперативному лечению. Виды операций.
  • 25. Эндометриоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика лечение внутреннего и наружного генитального эндометриоза.
  • 26. Клинические формы нарушений менструального цикла.
  • II. Циклические изменения менструации
  • III. Маточные кровотечения (метроррагии)
  • 1. Аменорея гипоталамического генеза:
  • 2. Аменорея гипофизарного генеза
  • 3. Аменорея яичникового генеза
  • 4) Маточные формы аменореи
  • 5) Ложная аменорея
  • 27.Кровотечения в периоде полового созревания. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика. Методы гемостаза и регуляции менструального цикла.
  • 28. Маточные кровотечения в репродуктивном периоде. Дифференциальная диагностика. Методы лечения.
  • 29. Маточные кровотечения в период пременопаузы. Дифференциальная диагностика. Методы лечения.
  • 30. Кровотечение в постменопаузе. Причины, диф диагностика, лечение.
  • 31. Гиперпластические процессы эндометрия. Эт, пат, кл, диаг, лечение, профилактика
  • Вопрос 32. «Острый живот» в гинекологии. Причины, дифференциальная диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 33. Трубная беременность. Клиническая картина трубного аборта. Диагностика, диф. Диагностика, лечение.
  • 34. Трубная беременность. Этиология, патогенез, классификация. Клиника разрыва маточной трубы. Методы оперативного лечения.
  • 35. Апоплексия яичников. Этиология, клиника, диагностика, лечение.
  • 36. Современные методы диагностики и лечения внематочной беременности и апоплексии яичников.
  • 37. Острый живот в гинекологии! Причины. Диф.Диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 38.Острый живот при нарушении кровообращения органов и опухолей внутренних половых органов.
  • 39. Гинекологический перитонит. Этиология, клиника, диагностика, лечение
  • 40. «Острый живот» при воспалительных процессах внутренних половых органов. Дифференциальная диагностика с хирургическими и урологическими заболеваниями.
  • 1. Аменорея гипоталамического генеза:
  • 2. Аменорея гипофизарного генеза
  • 3. Аменорея яичникового генеза
  • 4) Маточные формы аменореи
  • 5) Ложная аменорея
  • 43. Предменструальный, климактерический и посткастрационные синдромы. Патогенез, классификация, диагностика, лечение.
  • 44. Факторы и группы риска злокачественных новообразований женских половых органов. Методы обследования.
  • 45. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
  • 46. Рак шейки матки. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение.
  • 47. Факторы и группы риска злокачественных новообразовании женских половых органов. Методы обследования.
  • 48. Рак эндометрия
  • 49. Опухоли яичников. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Группы риска.
  • 50. Осложнение опухолей яичников. Клиника, диагностика, лечение.
  • 51. Рак яичников, классификация, клиника, диагностика, методы лечения, профилактика рака яичников.
  • 53. Инфицированные аборты. Классификация, клиника, диагностика, лечение.
  • 54. Методы контрацепции. Классификация. Принципы индивидуального подбора.
  • 55. Барьерные методы контрацепции. Их преимущества и недостатки.
  • 56. Внутриматочные контрацептивные средства. Механизм действия. Противопоказания. Осложнения.
  • 57. Гормональные методы контрацепции. Механизм действия. Классификация по составу и способам применения. Противопоказания. Осложнения.
  • 58. Послеоперационные осложнения. Клиника, диагностика,терапия,профилактика.
  • 2. Анатомо-физиологические особенности женского организма в различные возрастные периоды

    Период полового созревания девочки. Период полового созревания занимает около 10 лет. Его возрастными границами являются 7(8)-17(18) лет. В течение этого времени, помимо созревания репродуктивной системы, заканчивается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, формирование телосложение и распределение жировой и мышечной ткани по женскому типу. Физиологический период полового созревания протекает в строго определенной последовательности. В препубертатном периоде (7-9 лет) отмечается скачок роста, появляются первые признаки женской фигуры: округляются бедра, начинает формироваться женский таз, утолщается слизистая оболочка влагалища. В 1-ю фазу пубертатного периода (10-13 лет) начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка. Этот период завершается первой менструацией - менархе (в возрасте около 13 лет), которая совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину. Во 2-ю фазу пубертатного периода (14-17 лет) молочные железы и половое оволосение завершают развитие, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начинается в 13 лет. Менструальный цикл становится нормальным (двухфазным), прекращается рост тела в длину и окончательно формируется женский таз.

    Половая зрелость наступает к 16-18 годам, когда весь организм женщины окончательно сформирован и готов к зачатию, вынашиванию беременности, родам и вскармливанию новорожденного.

    Период половой зрелости. Период половой зрелости, или репродуктивный период, занимает около 30 лет -с 16-18 до 45 лет. В этот период у женщины функционирует двухфазный менструальный цикл. Его физиологический механизм очень сложен. В упрощенном виде его можно представить следующим образом. В подкорковой зоне головного мозга происходит пульсирующая секреция специальных химических веществ (нейросекретов), которые по кровеносной системе попадают в переднюю долю гипофиза. вырабатываются два вида так называемых гонадотропных гормонов: лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Эти гормоны, попадая в кровь, действуют на яичник, стимулируют рост фолликула, в котором начинают вырабатываться половые гормоны (эстрогены) и происходит созревание яйцеклетки. Повышение продукции ЛГ и ФСГ в середине менструального цикла (II-15-и день) приводит к разрыву фолликула и выходу яйцеклетки в брюшную полость (1-я фаза цикла). На месте фолликула; возникает желтое тело, в котором начинается продукция гормона желтого тела прогестерона (2-я фаза цикла). Под действием эстрогенных гормонов в слизистой оболочке матки происходят восстановление и рост клеток эпителия функционального слоя слизистой оболочки матки (1-я фаза цикла). После овуляции и начала продукции гормона желтого тела (прогестерона) в слизистой оболочке матки появляются железы, которые заполняются секретом (2-я фаза цикла, 15-28-й день).

    Если оплодотворение не наступило, то происходит увядание желтого тела, уменьшается, а затем прекращается выработка прогестерона. Это приводит к омертвению функционального слоя слизистой оболочки матки, и она начинает отторгаться - начинается менструация. В это время в результате изменения концентрации в крови половых гормонов яичников вновь начинаются очередной процесс выработки нейросекретов в передней доле гипофиза, развитие нового фолликула и созревание очередной яйцеклетки в яичнике. Все эти сложные процессы регулярно происходят в организме здоровой женщины в течение всего периода половой зрелости. Менструальный цикл - циклические изменения в репродуктивной системе женщины от 1-го дня предыдущей менструации до 1-го дня очередной менструации. Нормальная продолжительность менструального цикла 21-35 дней.

    Климактерический период . В настоящее время взамен терминов "климакс" и "менопауза" приняты следующие:

      пременопаузальный период - от 45 лет до наступления менопаузы;

      менопауза - период отсутствия менструаций. Последняя менструация в среднем наступает в возрасте 50,8 года;

      перименопаузальный период - постменопаузальный период и 2 года после менопаузы;

      постменопаузальный период начинается после менопаузы и длится до конца жизни.

    К 45 годам у женщины угасает детородная, а к 55 годам - гормональная функция репродуктивной системы.

    Пременопаузальный перио д жизни характеризуется высокой социальной активностью женщины, обусловленной накопленным жизненным опытом, знаниями и т.д. Вместе с тем в этом возрасте снижаются защитные силы организма, повышается неинфекционная заболеваемость, постепенно нарастает масса тела на фоне выраженных изменений в репродуктивной системе. Начинается постепенное уменьшение гормональной функции яичников, которое характеризуется наступлением менопаузы. В результате нарушения функции яичников возникают кровотечения из измененной слизистой оболочки матки.

    В постменопаузе продолжается прогрессивное снижение гормональной функции яичников. При этом идут процессы инволюции не только в органах репродуктивной системы, но и во всех других органах и системах. Уменьшается матка, слизистая оболочка влагалища истончается, складчатость уменьшается, появляется сухость влагалища. Происходят атрофические изменения в мочевом пузыре, мочеисдускательном канале, мышцах тазового дна. Это ведет к недержанию мочи при напряжении, опущении стенок влагалища и матки. Существенно изменяется обмен веществ с избыточным отложением подкожного жира. Повышается свертываемость крови вследствие снижения выработки эстрогенных гормонов, начинаются потеря костями кальция, уменьшение костного вещества. Все это ведет к тяжелым последствиям: остеохондрозу, переломам трубчатых костей и наиболее опасному из них ~ перелому шейки бедра.

    "
    Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

    14.1. Анатомо-физиологические особенности женского организма

    Разбирая различия показателей мужского и женского физического развития, в первую очередь телосложения, вновь необходимо подчеркнуть, что они связаны с детородной функцией женщин, которая и определяется группой женских половых гормонов – эстрогенов и прогестерона. У мужчин физическое развитие формируется под влиянием мужских половых гормонов – андрогенов. Именно эти гормоны и влияют на различие морфологических полозависимых характеристик. Так, у женщин все показатели физического развития на 10–12 % ниже, чем у мужчин. У «усредненной» женщины (независимо от типа конституции) по сравнению с мужчинами скелет более тонкий и легкий, несколько короче ноги и руки, длиннее туловище, более узкие плечи, шире таз и более выражен его наклон. Плечевой пояс по сравнению с мужским развит более слабо, а нижний пояс – шире и тяжелее. Это приводит к тому, что центр тяжести тела у женщин расположен ниже (для большей устойчивости при беременности), чем у мужчин.

    Если разбирать биомеханические предпосылки женского организма для занятий спортом, например легкой атлетикой, то у обычной, нетренированной женщины их очень мало. Так, для прыжков в высоту и длину именно ее короткие ноги являются морфологическим препятствием для высоких спортивных результатов. Скорость бега на короткие дистанции тормозится широким женским тазом. Непроизвольные боковые качания таза при беге именно на короткие дистанции в итоге приводят к меньшей скорости по сравнению с мужчинами.

    Женщины имеют большую, чем мужчины, подвижность в суставах, которая очень важна в родовом процессе. Высокая подвижность в суставах связана с эластичностью и растяжимостью связок, что определено положительным влиянием женских половых гормонов (эстрогенов) на соединительную ткань всех суставных связок. Именно этим и определяется лучшее развитие у женщин такого физического качества, как гибкость, которое в то же время затрудняет длительное нахождение их в упоре, а в случае неправильного подбора физических упражнений может привести к травмам суставно-связочного аппарата.

    Большая физическая активность, подвижность мальчиков и мужчин, безусловно, связаны с их значительной мышечной массой по сравнению с обычной нетренированной женщиной. Так, масса скелетной мускулатуры у женщины составляет всего 30–35 % от общей массы тела, тогда как у мужчин – 40–45 %. В связи с этим и мышечная сила женщин составляет 60–70 % от таковой у мужчин. Предполагается, что меньшая масса мышечной ткани у женщин зависит от большего содержания в ней воды. Мало того, у не занимающихся спортом мужчин и женщин мышцы различаются и морфологическим составом. У мужчин превалируют быстрые (скоростные) мышцы, тогда как у женщин-неспортсменок – медленные (выносливые) мышцы. Мышцы у неспортсменок характеризуются малой тренируемостью таких физических качеств, как сила и скорость. Так, гипертрофия скелетной мускулатуры даже при тренировке почти никогда не достигает таких размеров, как у мужчин. А связано это с тем, что у не занимающихся спортом женщин эстрогены обладают меньшим анаболическим эффектом по сравнению с андрогенами. Анаболический эффект андрогенов – это выраженная стимуляция синтеза белка в мышцах, в первую очередь у мужчин. Этим определяется природное превосходство мужчин по количеству мышечной массы, что и определяет их большую мышечную силу, особенно верхних конечностей. Именно в целях наращивания мышечной массы в спорте и применяют анаболические стероиды (мужские половые гормоны) в качестве допингов у спортсменов и спортсменок.

    Известно, что у нетренированных женщин слабее, чем у мужчин, развиты мышцы плечевого пояса, спины и шеи. Это служит предпосылкой для более частого развития у них по сравнению с мужчинами нарушений осанки. Также у женщин более слабо развиты мышцы брюшной стенки и тазового дна, что приводит к их большой растяжимости. Это дает основание сравнивать живот женщины с эластичным мешком, а живот мужчины – с деревянным ящиком.

    В то же время содержание жировой ткани имеет противоположную полозависимую тенденцию развития. Так, жировой ткани у нетренированной женщины содержится в общей массе тела существенно больше, чем у мужчин (до 18 % у мужчин, до 28 % у женщин). При этом у женщин жировая ткань располагается преимущественно на задней поверхности плеч, животе и бедрах. Именно округление бедер и связанное с этим увеличение размеров таза являются первой характеристикой полового созревания девочки. У мужчин максимальная локализация жира в основном под лопатками и на голенях. Столь значительное различие в содержании жировой массы тела опять же определяется детородной функцией женщины. Длительный процесс родов и еще более длительный процесс вскармливания ребенка требует большого количества энергии. Жировое депо является непосредственным источником энергии в женском организме. Известно, что первая менструация у девочки начинается при условии содержания жировой фракции не менее 22 % в общей массе тела. А связано это с тем, что в организме должно быть достаточно энергетических запасов для осуществления детородной функции. Слабая, истощенная женщина не может быть матерью здорового ребенка!

    У женщин по сравнению с мужчинами меньше вес и объем сердца, толщина миокарда, конечно-систолический и конечно-диастолический объемы левого желудочка, систолический и минутный объемы крови, длительность диастолы, а фаза изгнания крови у них более продолжительная, чем у мужчин. Рост минутного объема крови у них идет преимущественно за счет учащения сердечных сокращений, а не за счет увеличения систолического объема крови. Этот механизм увеличения минутного объема крови является неэкономным и указывает на меньшие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у женщин по сравнению с мужчинами. Значительные морфофункциональные различия в функции сердечно-сосудистой системы связаны с особенностями морфологического формирования сердца у мужчин, определяемыми андрогенами. Анаболический эффект андрогенов приводит у мужчин к стимуляции синтеза белка в миокарде (мышце сердца).

    Масса циркулирующей крови, количество эритроцитов и их суммарная площадь, содержание гемоглобина в крови у женщин меньше, чем у мужчин. У женщин абсолютно и относительно меньше вес легких, меньше жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхательный объем, а частота дыхания больше, чем у мужчин. У женщин по сравнению с мужчинами более низкий основной обмен, а в процессе мышечной деятельности происходит более быстрое накопление молочной кислоты. Максимальное поглощение кислорода (МПК) у женщин составляет, как правило, не более 70 % от такового у мужчин. Именно андрогены формируют полозависимые отличия данных морфофункциональных характеристик.

    Показательны различия и в физической работоспособности (ФР): у женщин она на 20–40 % меньше, чем у мужчин. В частности, ФР, определенная по тесту PWC170, у нетренированных женщин равна 640 кгм/мин, а у мужчин – 1027 кгм/мин. У женщин также меньше экскреция катехоламинов и меньше содержание в крови и моче их предшественников и метаболитов. Безусловно, это является причиной того, что адаптация к физическим нагрузкам у женщин сопровождается большим, чем у мужчин, напряжением функций организма. Предпосылкой таких отличий (более низкая ФР) у женщин по сравнению с мужчинами являются анатомо-физиологические особенности их сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы крови, системы обмена веществ из-за различий в эндокринной регуляции организма мужчины и женщины (мужские половые гормоны отличаются большей активностью по сравнению с женскими).

    Хотя в отношении ФР женщин существует и другой взгляд. Так, полагают, что она у женщин не меньше, чем у мужчин, она просто другая и обладает в известной мере иным уровнем и по-иному проявляется. При определении относительного показателя ФР (на кг мышечной массы) нередко происходит не только сравнивание. Например, максимальные силовые нагрузки у женщин, конечно, меньше, чем у мужчин. Однако если физические нагрузки будут не максимальными, а умеренными или средней интенсивности, то женщины могут выполнять их длительное время нисколько не меньше, чем мужчины.

    Иное соотношение имеет место у спортсменок. Так, сравнение функциональных показателей (в частности, ФР) у спортсменок с мужчинами-неспортсменами выявило, что у женщин имеет место даже некоторое превышение показателей. Но все же женщины-спортсменки в большинстве случаев не достигают свойственного спортсменам-мужчинам уровня развития основных двигательных качеств. Исключением здесь могут быть упражнения на выносливость, в которых женщины нередко имеют такие же результаты, как и мужчины. Мало того, в смешанном суточном беге в Польше выиграла женщина, опередив мужчин по результату.

    Повышение работоспособности в процессе тренировки у женщин протекает иначе, чем у мужчин. Так, гипертрофия скелетной мускулатуры сердца у них развивается меньше, чем у мужчин. Однако мускулатура женщин обладает большей работоспособностью при меньшем объеме, но только при нагрузках на выносливость. Дело в том, что вегетативные и гормональные реакции, в значительной мере определяющие ФР, у женщин несколько иные, чем у мужчин. Хотя есть доказательства того, что женский спорт является сферой деятельности, в которой выживают лишь женщины определенных соматотипов, считать эту проблему полностью изученной в настоящее время, к сожалению, нельзя.

    Учитывая то, что морфофункциональные различия женского и мужского организма регулируются половыми гормонами, необходимо подчеркнуть, что в период беременности и родов формируется отличный от обычного состояния гормональный ансамбль, так как увеличивается содержание прогестерона, который также является анаболическим стероидом, повышая функциональные возможности беременной женщины, готовя ее к длительной родовой нагрузке. Именно этим и объясняется то, что женский организм обладает способностью резко повышать работоспособность в период беременности и родов. Повышенная работоспособность может сохраняться еще длительное время после родов (1–2 года).

    Характерная для женщин эмоциональность, в основе которой лежит повышенная возбудимость и реактивность нервной системы, объясняется половой дифференцировкой мозга, которая происходит во внутриутробный период. Этим и объясняется, видимо, тот факт, что женщины чаще увлекаются видами спорта, где больше выражена эстетическая сторона, а именно: художественной гимнастикой, фигурным катанием на коньках.

    Женщины намного меньше интересуются теми видами спорта, в которых требуется развитие силовых качеств или большой выносливости. Однако виды спорта, развивающие в основном ловкость и в меньшей степени силу (спортивная гимнастика, акробатика), также привлекают женщин. Они для них являются весьма полезными.

    Особенно необходимо подчеркнуть новые направления в развитии женского спорта, которые произошли в течение последних 20 лет. В начале возрождения современных Олимпийских игр даже их организатор Пьер де Кубертен противился участию в них женщин. Мало того, женщинам запрещались занятия футболом, хоккеем, штангой, борьбой, боксом, прыжками на лыжах с трамплина. В фехтовании это была только рапира. В легкой атлетике прыжки с шестом, тройной прыжок были привилегией мужчин; женщины бегали дистанцию до 1500 м, а в кроссе – до 3 км; на лыжах проходили дистанцию до 10 км и в плавании – до 800 м.

    Чем же объяснялось такое положение женщин-спортсменок? Противники (врачи, тренеры, педагоги) объясняли это как анатомо-физиологическими особенностями женского организма, так и эстетической стороной вопроса. Считалось, что большое развитие скелетной мускулатуры женщине не нужно и даже вредно для правильного функционирования ее полового аппарата; чрезмерные сотрясения тела, резкие движения, сильные удары также отрицательно будут воздействовать на функцию полового аппарата женщины. И тогда в связи со слабостью мышц брюшной стенки и тазового дна могут возникнуть нефизиологические изменения положения матки, ведущие за собой нарушение ОМЦ. Удары же в область грудных желез могут оказаться фактором, провоцирующим развитие заболеваний (мастит, новообразования).

    Однако в литературе имеются работы, появившиеся в большом количестве в последние годы, которые убедительно показывают, что женщины могут освоить все эти виды спорта. Они основываются на многочисленных исследованиях и наблюдениях. В частности, было показано, что особенностями женской моторики являются относительно высокая выносливость и активная гибкость. Это способствует осуществлению скоростно-силовой подготовки и тренировке, развивающей выносливость. Более того, уровень женских рекордов непрерывно повышается и в ряде видов спорта он равен уровню мужских рекордов.

    Что же должен делать в этой ситуации спортивный врач? Какую тактику он должен выбрать? Факт налицо! Врачи приняли новые веяния женского спорта. Именно поэтому спортивный врач при наличии у женщин хорошего здоровья, функциональной готовности организма, высокой работоспособности имеет все основания допускать их к занятиям вышеупомянутыми видами спорта и физическими упражнениями, конечно, при углубленном врачебном контроле и врачебно-педагогических наблюдениях.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

    Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

    Глава 2 Возрастные особенности развития организма детей и

    Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 1. автора Кадочников Алексей Алексеевич

    4.1. Анатомо-биомеханические основы рукопашного боя

    Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

    4.1.1. Анатомо-функциональные особенности опорно-двигательного аппарата Как уже говорилось, все жизненные явления реализуются во времени и пространстве. Перемещения человека в пространстве и исполнение двигательных функций обеспечивается опорно-двигательной системой

    Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО ФИТНЕСА Каждому виду спорта присущи свои особенности выполнения двигательного действия, обусловленные его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований, которые

    Из книги Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу автора Молчанова Наталья Вадимовна

    1.4.4. Особенности женского тхэквондо Конечно же, единоборства не идеальная система физического развития и сохранения физических и функциональных кондиций для женщины. Однако этот факт имеет место, и прятаться от него не имеет смысла. Гораздо лучше вникнуть в эту проблему

    Из книги Стиль спецназа. Система боевого выживания автора Крылов Анатолий

    Из книги Шаг-маятник [Искусство уклонения от выстрелов, методы скоростной стрельбы и техника обезоруживания] автора Иванов-Катанский Сергей Анатольевич

    Приложение 5. Критерии оценок (физиологические тесты) 1. Тесты на работоспособностьФизиологические тесты на работоспособность - это диагностические процедуры для определения физической работоспособности; подобно многим диагностическим процедурам, они несут

    Из книги Пилатес автора Кановская Мария Борисовна

    Из книги Футбольная семья Чертаново автора Матвеев Алексей

    Упражнение для женского здоровья Достаточно часто у женщин встречается неправильное расположение половых органов. При медицинских обследованиях основное внимание уделяется положению матки и несколько меньшее – влагалища. Однако и первое, и второе нарушения могут

    Из книги Жены шахматных королей автора Гик Евгений Яковлевич

    Асы женского футбола Отнюдь не секрет, что школа «Чертаново» не менее известна (если не более) своим замечательным женским отделением. Здесь работают потрясающие специалисты. Впечатление сложилось такое: профессией владеют досконально, дело изучили до мельчайших

    Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

    Записки женского тренера Быть тренером трудно, но стократ труднее быть тренером шахматистки, ибо никогда невозможно предвидеть, какой сюрприз, верная своей природе, она тебе преподнесет. А каково быть тренером девушки, трепещущего и пытливого создания, только-только

    Из книги Аэробика для груди автора Гаткин Евгений Яковлевич

    Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

    Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

    Приложение. Анатомо-физиологические основы самозащиты без

    Из книги автора

    Физиологические основы тренировки лошадей Все процессы, происходящие в организме животного, в том числе его связь с внешней средой, регулируются нервной системой.Функциональная деятельность организма и его взаимодействие с внешней средой слагаются из различных

    В продолжение темы:
    Психология

    Страсть к сладкому знакома каждому из нас и знаменитости здесь не являются исключением. Предлагаем вашему вниманию высказывания известных людей о любимых лакомствах,...

    Новые статьи
    /
    Популярные