Ситуации кризис 3 лет. Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.

Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис(10-11 лет). Хронологические границы кризисов достаточно условны. Форма, длительность, острота протекания зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей воспитания в семье.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности. Поэтому, если взрослые сможете достойным образом вести себя с капризным малышом, то кризисный период будет протекать менее болезненно.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:

  1. «негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Е сли взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»…

2) «упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».

Например, ребёнок просит в магазине купить очередную машинку, принёс домой, поиграл 10 минут и больше к ней не возвращается.

  1. «строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.

Например, «ребенок не дает маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее именно туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику». Он часто отказывается от любого предложения взрослого: «не хочу, не буду, не надо». Такая капризность ребенка – пока единственная для него возможность потребовать признания своей значимости, уважения от других.

4) «своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».

5) «протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».

6) «обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

7) «деспотизм» - редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.

Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.

Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность .

Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются в этот кризисный период у ребенка:

  • Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Т.е. должны быть четкие требования и правила к ребенку у всех членов семьи.
  • Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
  • Также плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, при этом советы могут быть противоположны – от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй делать всегда по-своему».
  • Неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
  • Также к совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то родители настаивают на чем упорно, то уступают во всем.
  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  • Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал .
  • Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

Если у ребенка началась истерика:

Общая позиция – как можно меньше обращать внимания. Не потакать капризам. Никто не устраивает истерику, если нет свидетелей, потому что пропадает смысл. Поэтому, если истерика началась в людном месте и нет возможности отвлечь внимание ребёнка, то следует просто взять и унести его. Наказание, как и объяснение, не подействуют, ребёнок просто не услышит вас. Он будет продолжать плакать. Приемы, которые можно использовать в данном случае:

1) задайте неожиданный вопрос;

2) не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать;

3) достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заитересовать.

5) предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);

6) если ребёнок требует что-либо надрывно, спокойно скажите: «Я дам тебе конфету, (сок и т.д.), как только ты успокоишься и попросишь красиво. Ты умеешь это делать».

Кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. - 2005. - № 10.
Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52 - 63.
Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. - 2010. - № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. - СПб.: Речь, 2003.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.
Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
Обухова Л. В. Возрастная психология. - М., 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996.


Ваш малыш начал скандалить, упрямиться и повторять, словно заведенный, одну и ту же фразу “я сам”. При всем этом он каждое ваше слово воспринимает “в штыки” с неким негативом. Ему около 3-х лет. Все это ваша ситуация? Поздравляем! У вашего ребенка проявляется кризис, так и называемый, кризис трех лет.

Конечно, он может прийти как немного раньше, так и немного позже. У одного ребенка он проявится очень бурно, а у другого будет еле заметным. Но пройти через эту ступень развития должен каждый ребенок. Пройти для того, чтобы перейти на новую ступень психологического развития. И это нормально. Правильно. Так задумано природой.

Тяжело, когда привычный уклад жизни резко перевернулся с ног на голову. Вы не понимаете, что происходит с вашим любимым и послушным малышом. Но хуже то, что сам ребенок не понимает того, что происходит внутри него. И вы должны помочь ему пройти этот этап его жизни с наименьшими потерями, с большей пользой и радостью взрасления.

  • Негативизм

Негативизм не равно непослушание. Когда ребенок не слушается вас, он не делает то, чего не хочет делать. А при негативизме он не будет делать то, что он хочет сделать лишь по той причине, что это что-то предложил взрослый.

Например, непослушание: ребенок рисует, его зовут ужинать. Ребенок отказывается, так как он еще хочет порисовать.

Негативизм: ребенок рисует, его зовут кушать. Ребенок отказывается, хотя видно, что он голодный. А отказался он, так как кушать ему предложил взрослый. В этом случае ребенок будет делать всегда наперекор взрослому.

  • Упрямство

Упрямство не равно настойчивость. Настойчивый ребенок хочет что-то определенное и целенаправленно этого добивается. Упрямый ребенок требует чего-то не потому, что ему это надо, а потому что он это уже потребовал.

Например, ребенок катается на велосипеде и ему это очень нравится, поэтому он не хочет идти домой. Это настойчивость.

Если же в этой ситуации мама разумно аргументировала свое предложение пойти домой (предложила замену) и ребенок согласен с доводами мамы, но все равно отказывается и только из-за того, что он уже отказался (потому что именно мама предложила замену, а не он сам так решил), — это упрямство.

  • Протест

Ребенок бунтует против всего своего предыдущего образа жизни, против норм и правил воспитания.

  • Своеволие, стремление к самостоятельности

Ребенок все хочет делать сам, независимо от того умеет он это или нет.

  • Обесценивание

Все, что ребенок ценил ранее, уже не имеет никакой ценности. Это этап исследовательской деятельности. Ребенку интересно наблюдать реакцию на “а что будет, если…”. В будущем он поймет, что может своим поведением обидеть взрослого.

  • Деспотизм и ревность

Деспотизм проявляется в семьях с одним ребенком в желании ребенка властвовать над окружающими его взрослыми. Ревность проявляется в семьях с несколькими детьми по отношению к братьям и сестрам в желании ребенка властвовать над взрослыми и не делить эту власть с другими. Как научить ребенка делиться .

Суть кризиса 3-х лет

Чтобы понять суть кризиса 3-х лет давайте на минуту закроем глаза и вспомним то время, когда мы получили свои водительские права.

Некоторое время я учился, тренировался. Далее были экзамены. И все. Права в кармане. Я – водитель! Сперва я очень аккуратно езжу, медленно, спокойно. Проверяю, не забыл ли включить ближний свет или указатель поворота. Боюсь наехать на бордюр или не увидеть дорожный знак. Я еще не чувствую машину. Но постепенно я учусь. И понимаю, вот оно. Машина меня слушается. Я контролирую ситуацию. Мне это нравится! Я начинаю носиться. Пока не случилось ДТП. Еще неприятная ситуация на дороге. И еще… И только теперь я замечаю недоуменные взгляды других водителей и их немые возгласы. Я смотрю на себя со стороны. И становлюсь аккуратным водителем со стажем. Мой стиль вождения меняется.

Так и ребенок. Первые три года жизни ребенок познает мир, узнает большое количество информации. В физическом и психологическом плане он зависит от мамы. Через некоторое время малыш понимает, что он может не только смотреть, но и переворачиваться, сидеть, ходить. Он исследует этот мир, он получает от этого огромное удовольствие.

«Ура! Я могу сам! У меня получается! Я как папа и мама! Я взрослый!» Ваш ребенок стал настолько уверенным в себе, что начал осознавать, что он отдельная личность. И он начинает “носиться по дорогам”, причем, с такой скоростью… И он не понимает ваших “взглядов и возгласов”.

Кризис – это внутреннее противоречие “хочу-могу”. Внутренний конфликт заключается в несоответствии реальных возможностей ребенка его желаниям. Внешний конфликт – опека взрослых. Ребенок сопротивляется. Он хочет принимать решения сам! Но решения не только что делать, но и решать делать ли вообще что-то.

Во время данного кризиса у ребенка меняется отношение к себе, к окружающим его людям. Меняется взгляд на авторитет родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, он хочет, чтобы его независимость признали, но вместе с тем, он к этому еще не готов. Происходит бунт против всех норм и правил, которые были приняты ранее. Ребенок познает различие между такими понятиями как “должен” и “хочу”.

Чего дела ть нельзя!

  • Настаивать на своем НЕЛЬЗЯ
  • Приказывать НЕЛЬЗЯ
  • Ломать упрямство НЕЛЬЗЯ
  • Не давать проявлять самостоятельность НЕЛЬЗЯ
  • Не считаться с его мнением НЕЛЬЗЯ
  • Ругать НЕЛЬЗЯ
  • Выполнять требования ребенка во время его истерики НЕЛЬЗЯ

Подробнее про детские истерики, их причины и методы успокоения .

  • Дайте ребенку быть самостоятельным.

То, что ребенок может сделать сам, пусть сделает сам. Пусть пытается. Да, теперь нужно будет потратить больше времени на одевание, раздевание, умывание и т.д. Запланируйте заранее это время, чтоб потом не нервничать и не ругаться. Не забывайте поощрять его самостоятельность. Если у ребенка что-то получается не до конца, помогите ему. И совсем скоро он научится делать это сам.

  • Всегда предлагайте возможность выбора.

Так вы займете ребенка тем, что выбрать из предложенного вами вместо того, чтобы слушать его нежелание делать что-то. Например, “Мы пойдем в лес или в парк”. В этом случае ребенок занят выбором места прогулки, а не на решении вообще никуда не идти. Никогда не приказывайте, всегда просите что-то сделать.

  • Только после того, как ребенок успокоился, возвращайтесь к вашему разговору.

Ребенок должен понимать, что он криками, истериками и капризами ничего не добьется. Не срывайтесь, не ругайте, ведите себя спокойно, не замечайте истерики, занимайтесь своим делом. Конечно, некоторых деток нужно отвлечь, пообнимать или пожалеть. Но не выполнять требование ребенка, находящегося в таком состоянии.

  • Просите ребенка о помощи.

Поубирать, полить цветок, раскатать тесто. Так он учится самостоятельности и ответственности. Всегда благодарите за помощь.

  • Ролевая игра – важная составляющая взросления ребенка.

Используйте этот факт для выхода из конфликтных ситуаций. Если ребенок отказывается кушать. Посадите за стол мишку, угостите его супом и от имени мишки попросите ребенка покормить его. Таким образом, в игре, ребенок незаметно сам для себя покушает.

  • При появлении истерики у ребенка в людном месте просто избавьте ребенка от зрителей.

Можно перенести его в менее людное место, бесполезно что-то в это время объяснять. Нужно дождаться конца истерии, не реагируя на нее. А уже потом объясните как нужно себя вести и почему.

  • Всегда следите за своими словами и действиями.

Их то и копирует ребенок. Также возьмите себе за правило проговаривать чувства, переживания и эмоции ребенка. Так он помет, что вы его понимаете, и научится сам различать свои чувства. Например, если ребенок ударился и начал плакать, скажите: “Ты ударился о стол, тебе больно, из-за этого ты начал плакать”.

  • Есть одно “нет”, которое не обсуждается.

И связано оно с техникой безопасности и здоровьем вашего ребенка. Конечно, объяснять, почему «нельзя», нужно. Иногда даже по десять раз. Но этот запрет неприкосновенен. В “мелочах” уступайте. Давайте совершать ошибки. Пусть у ребенка появится собственный опыт под вашим наблюдением

  • Творите. Рисуйте, лепите, разукрашивайте. Так можно легче справится с эмоциями.
  • Если ребенок не хочет что-то делать, попробуйте использовать фразу: “давай вместе”.
  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Если ему хочется рвать книгу, предложите порвать старый журнал.

Если «впадаться в крайности» — все разрешать ребенку либо все запрещать – кризис может затянуться надолго.

От того, каким образом вы будете взаимодействовать со своим ребенком, зависит то, каким он станет в будущем. Будет ли он с упорством добиваться поставленных целей, стремится к самостоятельности и ответственности либо будет зависимым послушным и безвольным человеком.

Ребенок воспитывается на вашем примере, а не на замечаниях с вашей стороны. Ведите себя с ним так, как хотели бы, чтобы он вел себя с вами и с окружающим миром.

О кризисе 3 лет наслышаны многие родители, но при столкновении с данной ситуацией в семье не все осведомлены, как себя правильно вести. Согласно утверждениям психологов и педиатров, каждый ребенок по мере взросления переживает несколько переломных моментов в своей жизни. По этой причине родителям не стоит пытаться противостоять естественным процессам формирования личности, а научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризис 3 лет у ребенка

Что такое кризис трехлетнего возраста?

Кризис трех лет возникает в момент психологической перестройки организма при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту. Ребенок начинает понимать, что он способен выполнять многие задачи без помощи близких, т.е. в этот период происходит формирование автономной личности. Но, т.к. не все намеченные задачи имеют удовлетворительный финал, возникает необходимость обращения за помощью к взрослому человеку. Недостаток компетентности в выполнении поставленной цели формирует противоречие внутри сознания ребенка, что проявляется в изменении его поведения.

Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, кризис трехлетнего возраста формирует независимость и волевые качества человека.

7 основных признаков кризиса

Первые признаки кризиса 3 лет у ребенка ощущают на себе его близкие люди, т.е. человек, который берет на себя ответственность за воспитание и все время находится в тесном контакте (чаще всего — мама). С остальными окружающими дети могут вести себя без изменений в поведении.

Чтобы отличить избалованность от кризиса трехлетнего возраста, психологи выделяют 7 признаков данного состояния:

  1. Негативизм — характеризуется поведением, которое противоречит просьбам, исходящих со стороны окружающих. Негативизм от непослушания отличается тем, что требования родителей, даже если они совпадают с собственными желаниями, не выполняются. Например, когда ребенок устал играть во дворе с друзьями и проголодался, но не хочет идти домой обедать и отдыхать только по той причине, что его позвала мама. В большинстве случаев не выполняются просьбы одного человека. Ребенок прислушивается к словам другого взрослого, например, папы.
  2. Строптивость. Отличительный признак строптивости от негативизма заключается в том, что ребенок протестует против всех установленных порядков. Все просьбы он отрицает, независимо от того, от кого они исходят. Чаще всего симптомы строптивости ярко проявляются у тех детей, в семьях которых родители имеют разные взгляды на способы воспитания.
  3. Упрямство — ребенок отстаивает свое желание всеми возможными способами. Он игнорирует мнение окружающих. Упрямство не следует путать с настойчивостью. Например, если ребенок отказывается идти обедать до тех пор, пока не закончит разукрашивать картинку, — это желание достичь поставленной цели, т.е. настойчивость. В момент упрямства индивид не желает выполнять требования других.
  4. Деспотизм — возникает необходимость управлять другими. Если родители не выполняют желания ребенка, он начинает кричать, драться, плакать, забирать игрушки у других детей (братьев или сестер) и пр.
  5. Обесценивание — равнодушие возникает к предметам и людям. Ранее любимые игрушки или книжки могут быть разорваны. Детский словарный запас расширяется, поэтому в момент кризиса трех лет родители часто слышат в свою сторону грубости и оскорбления.
  6. Своеволие — ребенок отказывается от родительской помощи. Такое поведение развивает умственные способности (завязывание шнурков), но и может быть опасным для жизни. Например, отказ от помощи родителей перейти через дорогу за руку или самостоятельное использование электрического прибора.
  7. Несогласие или протест — постоянное давление со стороны родителей по отношению к выполнению установленных норм (не ломать, не кричать, не бить и пр.) вызывает ответную протестующую реакцию у ребенка. В большинстве случаев поставленные запреты ранее были разрешенными действиями, например, родители ранее не обращали внимание на сломанную игрушку, а сейчас — ругают.

Признаки кризиса трехлетнего возраста

Когда у ребенка наступает кризис трехлетнего возраста, родителям необходимо запастись терпением и относиться ко всему происходящему с пониманием. Избежать конфликтов не получится, но следует научиться с ними справляться.

Ребенку необходимо давать возможность принимать решения, делать выбор и выполнять некоторые задачи самостоятельно. Нельзя отказываться от помощи. Если ребенок хочет вымыть пол или посуду, рекомендуется доверить ему эту работу. Правила поведения не должны выходить за рамки социальных норм, но и устанавливать большое количество запретов тоже нельзя.

Чтобы пережить кризис трех лет без ущерба для психики, нельзя реагировать на изменения в поведении ребенка с агрессией. Повышение голоса или другие дисциплинарные взыскания со стороны родителей могут усугубить ситуацию. Рекомендуется искать компромиссы. Если ребенок не хочет идти на прогулку, следует предложить ему посетить новую детскую площадку.

Право самостоятельного выбора — это важный этап формирования личности. Нужно предоставлять возможность самому решить, в каком платье или костюме пойти в детский сад.

Кризис 3 лет у детей, проживающих в семье, в которой более 1 ребенка, часто сопровождается выраженной агрессией по отношению к братьям и сестрам. Чтобы избавиться от такого поведения, родителям следует одинаково распределять свое внимание между детьми.

Желание самостоятельно выполнить какую-либо работу должно поощряться. Похвала не обязательно выражается в форме покупки игрушки или сладостей. Достаточно похвалить словесно. В случае неудачи следует поддержать дочку или сына и попытаться объяснить, что он только учится и в следующий раз все получится.

Ребенка не рекомендуется сравнивать с другими детьми и важно придерживаться одной системы воспитания. Бабушкам и дедушкам, которые часто балуют внуков, следует объяснить, что существуют рамки дозволенного. Если родители не дают детям конфеты до обеда, то и другие родственники должны придерживаться таких правил.

Как вести себя родителям при кризисе детей

Мнение доктора Комаровского

Кризис 3 лет психология объясняет, как движущую силу детского развития, которая свидетельствует о начале нового этапа формирования личности. По мнению доктора Комаровского, в этот период жизни родители должны соблюдать 3 правила педагогики:

  1. Все запреты должны быть обоснованными и не подлежать обсуждению. Например, брать иголки нельзя, т.к. это может стать причиной проблем со здоровьем.
  2. Решение родителей, которое принимает и выполняет ребенок, должно быть одинаковым. Если мама запретила идти гулять, то ее должны поддержать все члены семьи.
  3. Игнорирование капризов. Если ребенок пытается добиться своей цели с помощью криков, плача и прочего, родителям не рекомендуется идти на уступки. Необходимо находить компромисс.

Кризис 3 лет

Все дети индивидуальны, поэтому кризис трех лет у каждого ребенка может проявляться с различной интенсивностью. Если родители не могут самостоятельно найти правильный выход из ситуации, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу.

Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ - нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик - не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет - явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка - это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается - закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

  • Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

  • Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет - тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем - месяц или год - предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

В продолжение темы:
Новости

Здравствуйте коллеги, Этим вопросом я уже несколько лет как задаюсь, а сейчас пошло обострение. Первый год на рынке не задавался таким вопросом, так как был под впечатлением...

Новые статьи
/
Популярные