Половая идентичность в раннем возрасте. Особенности половой идентификации в дошкольном возрасте

Роль родителей в половой идентификации ребенка.

Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества и социально-психологическая ниша: ее отношения с обществом не лишены диалектических противоречий. Она может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсить жизнь и искалечить ее.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. “Мой дом – моя крепость” - в нее нелегко заглянуть, а тем более разглядеть во всех мелких подробностях и управлять ею со стороны. Но семьи вне общества нет. Мы привыкли говорить, что какова семья – таково общество. Не менее справедливо утверждать, что каково общество – такова семья.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако, семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. “Для этой “экологической системы” характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени). Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную “экологическую нишу”, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции”.

Семья служит своего рода преломляющим восприятие фильтром на путях вхождения ребенка в психосексуальную культуру. Половое воспита­ ние в семье - система медико-педагогических мер по формированию у де­тей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Безусловно, эф­ фективность воспитания зависит от педагогической культуры родителей. Поэтому родители, осознавая свою ответственность, должны сами подго­ товиться, получить элементарные сведения по физиологии детей, чтобы всегда суметь ответить правильно и уверенно.

Основные заблуждения родителей по поводу полового воспитания:

    пол и связанные с ним вопросы являются той сферой, где все с те­ чением времени, с возрастом познается и осознается само собой. В вос­питании само собой ничто не происходит, тем более что именно от взрос­ лых зависит воспитанность подрастающего поколения в вопросах пола;

    половое воспитание следует начинать с подросткового возраста. Половое воспитание не следует отождествлять с половым просвещением по вопросам пола, большинство которых действительно лучше обсуждать в подростковом возрасте. Но половое развитие детей начинается на более ранних этапах, и разделяя заблуждение, родители упускают время и воз­ можность для правильного успешного решения важных задач полового воспитания.

Решающее значение в половом воспитании детей обычно связывает­ ся с матерью. Но, как отмечают Д.Н. Исаев и В.Е. Каган, важна именно се­мья, а не просто каждый из родителей как воспитатель. Вклад матери и от­ ца не определяется количественной меркой «больше-меньше», а сущест­ венно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

Ведь психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее чле­нами очень важены в половом воспитании . Такая атмосфера важна для становления личности ребенка не только в половом отношении. Во взаимоотношениях с родителями он приобретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пыта­ется соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, ут­ вердившимся в семье его родителей.

Дети очень чутко улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Личный пример нравственности родителей стано­ вится одним из методов воспитания. Этот метод требует соблюдения ряда условий:

    родители обязаны создавать ситуации, в которых ребенок обратит внимание на их поведение;

    родители должны всегда поддерживать четкую связь между сво­им поведением и подходом к оценке поведения детей - снисходительность к себе и пристрастность к детям неизбежно создает в семье обстановку «двойной морали»;

    личный пример родителей должен быть частым, ясным и значи­ мым, т.е. ребенок должен понимать значение и последствия поступков.

Решающее значение в половой социализации в семье принадлежит отношениям между родителями, каждого из них и обоих вместе с ребен­ком. Особый канал здесь - сексуальное поведение. Даже самые сдержан­ные родители, так или иначе, демонстрируют своим поведением отноше­ ния мужчины и женщины и тем самым неизбежно влияют на психологиче­ ское и сексуальное развитие детей. Успешность влияний семьи существен­но зависит от степени согласованности их с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности - фемининности.

Взаимоотношения матери и отца становятся постепенно образцом для подражания, на основе которого у них формируются установки, поня­ тия о мужественности и женственности. Кроме того, они являются тем ос нованием, на котором чаше всего базируется у человека выбор его собст­ венного жизненного стиля.

И как отмечали Бозымбекова Д.Б, Кайролдаева А.Н. – действительными методами формирования женского и мужского стереотипа поведения у детей является пример - воздействие поступков и действий поведения взрослых на чувства, сознание и поведение ребенка. Известно, что примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия, что облегчает усвоение нравственных привычек и навыков народных традиций и обычаев. К тому же дошкольникам свойственна подражательность (во взаимоотношениях между взрослыми, их деятельности, перенос значения с одного предмета на другой, отношений взрослого с окружающими предметами и т.д.), эмоциональная отзывчивость, т.к. для них характерны недостаточный жизненный опыт, ограниченность знаний, конкретность мышления. Специфика и сила примера как метода формирования женского и мужского стереотипа поведения заключается в том, что использование его формируется в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных ситуациях.

Но чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе - мужественности и женственности, происходит наиболее успешно. Если у родителей отсутствуют должные установки мужественности и женствен­ ности и на фоне этого есть односторонние ожидания и претензии друг к другу, то в семье обостряются отношения, и она либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаше мате­ри) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние. Отец тогда ли­ бо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности стро­ го разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей име­ ет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враж­дебных лагеря.

При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем - отца девочки часто обнаруживают маскулинное поведение. Мальчики, воспитанные в таких условиях, впо следствии склонны к фемининному поведению. Нередко родители, желав шие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот - мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию. Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несо­ ответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, не­ уверенности, пассивности, зависимости и как следствие - детский невроз и лечение в клинике.

Так же, продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединенных людей ради ребенка часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия. Нерешенные супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, влияют на ребенка посредством психологических механизмов.

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно, если они скрыты от ребенка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Новорожденный, не понимающий языка, ни значения выражения лица, тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придает им своеобразный смысл. Однако, часто он просто воспринимает, что, когда мама и папа такие, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

Ребенок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением”.

Даже не понимая, что он делает, ребенок “ощупью” находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения. Не всегда эти средства и способы, интуитивно или случайно найденные ребенком, достигают продолжительного эффекта. Часто за минутное избавление от напряжения ребенок платит большую цену. Однако он этого не понимает и не видит, как не видят и не понимают этого его родители…

Заметим, что, как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживаний ребенка, не понимают, что они могут оказать или оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие. Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких-либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды трех-семи лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребенку. Если родители ведут себя естественно, то ребенка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело.

Ребенок может задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей.

Обсуждение с детьми половых вопросов приводит к ряду благопри­ ятных последствий:

    правильное половое воспитание помогает детям научиться отно­ ситься ко всем органам своего тела без стыда или неловкости;

    правильное половое воспитание позволяет избежать нездорового любопытства к сексуальным вопросам;

    половое воспитание, полученное дома в обстановке уважения и до- верия, снижает и даже сводит на нет вредное воздействие информации, по­ черпнутой из других источников;

    половое воспитание укрепляет доверие детей к своим родителям;

    правильное половое воспитание помогает детям серьезно, и ответ­ ственно подойти в будущем к выбору супруга и относиться к половой жизни как к драгоценному дару природы.

Если родители осознают это, то им необходимо заметить, что не только они воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, воспитывает их, и тогда родители смогут найти удовольствие и удовлетворение в этих взаимозависимых отношениях. Ведь, к сожалению, не существует универсальной “технологии” воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полным научным знанием о семье.

Сейчас традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Согласно традиционному стереотипу - стандарту мужественности мужчина должен быть активным, сильным, уверенным, властным, эмоционально сдержанным, предприимчивым. От женщины ожидают мягкости, слабости, пассивности, зависимости, эмоциональности, подчиненности. Однако, эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, все более широкое участие женщины в общественном труде привели к угнетению женственных качеств и усилению у женщин мужественных, сильных сторон – деловитости, целеустремленности, воли. Рядом с такими мужественными женщинами изменились и мужчины, частично утратившие свои традиционные черты, но приобретшие способность в определенной мере делить с женщиной ее домашние заботы.

Это смешение половых ролей отражает реалии современного общества. Если раньше распределение ролей и набор желательных качеств мужчин и женщин были полярными, то в настоящее время все большую роль играют взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимодействие. Такое положение привело к гибкому распределению ролей и появлению более разнообразного набора качеств, что отнюдь не означает полного стирания граней между полами.

Материнство – вот единственная область, где женщина незаменима, и это главное ее предназначение в жизни. Основные добродетели женщины – нежность, заботливость, ласковость, трудолюбие. Мужской была и останется роль воина – защитника Родины, защитника жизни женщин и детей. В семейной жизни никогда не обесценится авторитет мужчины, основанный на уме, эрудиции, способности хладнокровно взвесить обстоятельства и принять решение в трудной ситуации. В воспитании детей он определяет “генеральную линию”, так как меньше, чем мать поддается колебаниям чувств и смене настроений, более беспристрастен и требователен. Если женщина эмоциональный лидер в семье, то мужчина – волевой. Он уверен в себе, и это обеспечивается ответственностью во всех делах, самостоятельностью в жизни, умением взять на себя трудности. Он закален, у него умелые руки, способные справиться с любым делом.

Считается, что отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка, и, следовательно, играют большую роль в формировании половой идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя и в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования половой идентичности у ребенка того же пола.

Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении половых качеств своих детей. Малмквист , останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывает на вредность для развития половой идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и “открыто обольстительного” поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине.

Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике – мужественность.

Эмоциональные отношения между ребенком и отцом – результата частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное – отношения между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью.

Для отца ребенок обычно представляет довольно большую психическую нагрузку: ночью от него плач, беспокойство, днем и вечером из-за младенца того и гляди, лишишься любимой спортивной передачи, смотреть которую было его священным правом. Иногда муж с трудом может смириться с тем, что он больше не центр внимания, вокруг которого вращается вся жизнь семьи.

У каждого отца есть, разумеется, любопытство, интерес к малышу, и здесь жене необходимо умело это использовать, поручая ему все более сложные и ответственные дела.

О том, чем отличается материнское и отцовское воздействие на детей, интересно и тонко написал писатель Симон Соловейчик. “Материнское отношение, - говорит он, - означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он нужен, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше”.

Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается отношений, любви. Отцовская критика – просто критика, материнская – отказ в любви (так кажется ребенку). Если отец отвернется – проживу, если мать – пропал.

Со стороны отца нужна сексуальная ориентация, пусть он покупает сыну игрушечные машины, пистолеты, приглашает помогать во дворе, гараже, а дочери покупает куклы и делает ей комплименты по поводу нового платья или приготовленного блюда. Правильно ориентировать девочку – это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, а также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (к ней особенно чувствительны девочки), восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому: помочь накрыть стол к приходу гостей, помыть посуду, испечь пироги. С удовольствием девочки приобщаются к шитью, вышиванию, учатся вязать. Не остается без внимания внешний вид детей, аккуратность прически, ведь, если люди опрятно одеты, с ними приятно общаться.

Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.

В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.

Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, где ребенок мог бы проявить себя как представитель “сильного” пола, приучался бы брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Так, следует приучать мальчиков уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку, тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: “Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!” воспримутся сыном как настоящая награда.

Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.

Достаточно часто встречаются и особые случаи, когда родители, мечтавшие о рождении сына и получившие желаемое, в данном случае отец, посчитали мальчика развивающимся недостаточно маскулинным. Он начал усиленно тренировать сына, заставляя лазать его по деревьям, драться и выполнять то, что отец считал подходящим для своего мальчугана, таким образом постоянно подчеркивая его недостаток. А такие сверхмаскулинные требования и трудности общения с отцом могут оказаться мальчику не по силам и привести к невротическому срыву.

Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими все то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и самим родителям, как воспитателям.

Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.

Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть блокирую проявление формирующегося “Я”, в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми. В личном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской половой роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения считать грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально, в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.

Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребенка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!

Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.

Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.

То есть “появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, как раз, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны”.

Обобщая все сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь, как чувство, не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей, Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь матери и отца помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит. Но уже в роддоме его гендерную принадлежность обозначают традиционным способом – розовой или голубой ленточкой вокруг конверта, в котором ребенка впервые «представят обществу». Этот первый выход «в свет» человек не помнит, но уже в младенческом возрасте его приучают осознавать себя мальчиком или девочкой.

Одной из слагаемых личностной идентичности является половая идентичность. Половая или сексуальная идентичность – это осознание личностью своей сексуальной принадлежности. Человек осознает особенности своего пола, которые можно описать как:

  • физиологические особенности (особенности телосложения, половых органов),
  • психологические (качества и черты, которые присущи мужчинам/женщинам и другие психологические особенности),
  • социальные (социальные роли и паттерны поведения).

Если в семье социальные роли и поведение родителей являются традиционными, мальчик/девочка автоматически, неосознанно, идентифицирует себя с папой/мамой, то есть с представителем своего пола. В таком случае психосексуальное развитие малыша проходит благополучно.

На то кем будет осознавать себя малыш, влияют и многие другие факторы (генетические, психологические и социальные). Иногда человек может идентифицировать себя с другим полом или иметь неопределенную гендерную идентичность. В таком случае биологический пол не совпадает с полом, к которому человек относит себя сам.

Этапы формированию сексуальной идентичности

Сексуальная идентичность формируется в три этапа:

  1. От рождения до двух лет . К какому полу будет относить себя человек, зависит, прежде всего, от того как к ребенку будут обращаться взрослые. В период от рождения до трех лет ребенок еще не осознает своего «Я», он называет себя так, как называют его родители, в том числе он знает, что он мальчик или девочка, но это еще не самосознание.
  2. От двух до четырех лет . Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года. Ребенок начинает замечать, что люди делятся на мужчин и женщин, у него возникает потребность понять, к какому из этих полов принадлежит он. В этом возрасте формируется Я-концепция человека и отношение к себе как к мальчику или девочке. Но критерием для такого осознания выступает обычно одежда, поведение и другие, социально обусловленные особенности полов. Ребенок знает, что человек с бородой всегда мужчина, а человек в юбке – женщина.
  3. От четырех до семи лет. Это чудесный возраст, в котором ведущая и формирующая психические новообразования деятельность – ролевая игра. Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола.

Все девочки становятся «мамами» и нянчатся с куклами, которые производители игрушек научились делать максимально реалистичными, очень похожими на младенцев. Для мальчиков в магазинах игрушек можно выбрать строительные инструменты вроде перфоратора или болгарки, которые с первого взгляда и не отличишь от настоящих инструментов.

Особенностью современного мира является универсальная свобода в выборе быть тем, кем захочешь, в том числе, выбирать к какому полу себя относить и кем являться. Раньше роли мужчин и женщин четко определялись и ограничивались социальными устоями и самим устройством общества. Мужчина-добытчик, женщина-хранительница домашнего очага. Равноправие полов, феминизм и научный прогресс, подтолкнули мир к смене представлений о ролях мужчин и женщин.

Может быть, поэтому сегодня в детских отделах супермаркетов можно встретить игрушки, которые ломают стереотипы: кукла-пупсик в одежде розового цвета ассоциируется с куклой-девочкой, но имеет мужские гениталии, а кукла-пупсик в одежде голубого цвета – женские…

Не трудно ли будет малышу сориентироваться в столь неоднозначном мире?

  1. Доступным и понятным языком объяснить ребенку, чем отличаются мальчики от девочек.
  2. Сопровождать малыша в его познании окружающего мира, отвечать на все вопросы о сексе в мягкой, не травмирующей детскую психику, форме.
  3. Спокойно реагировать на проявления детской сексуальности, интереса к своим гениталиям.
  4. Подавать пример правильного социально-ролевого поведения.

Ответственность за детей несут родители. То, кем станет ребенок, во многом зависит от воспитания!

Малафеева Екатерина Николаевна

Никитина Анна Андреевна

студенты 4 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

Смирнова Светлана Андреевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация - отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой .

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту .

Если дети 4-5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) .

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 116», а также на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9» г. Череповца, в котором приняли участие 30 детей трёх разных возрастных групп.

В первую группу опрашиваемых входили 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4х лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, вторая группа респондентов - 10 детей средней группы детского сада (4-5 лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, третья группа - 10 детей старшего дошкольного возраста - 5 мальчиков и 5 девочек.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Полученные эмпирические данные позволили нам выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знают о своей половой принадлежности и чётко различают пол окружающих их людей. Это говорит о том, что половая идентификация у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста сформирована, однако, в её основе чаще всего лежат случайные внешние признаки (причёска, тип одежды).

Мальчики младшего дошкольного возраста увидели, что девочки отличаются от них наличием косичек (50 %), 30 % детей (девочки) сказали, что «видели себя в зеркале» и 20 % данный вопрос оставили без ответа.

Дети среднего дошкольного возраста выделили следующие отличительные признаки между полами: длина волос - 80 % детей (из них 30 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек), причём один мальчик отметил, что у девочек растут волосы вниз, а у мальчиков - вверх; одежда - 90 % детей (из них 70 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек); красоту девочек как внешний признак выделяют 20 % детей (девочки); голос как отличие между мальчиками и девочками выделил один мальчик - это 10 %; мальчики - как защитники (10 %); способность женщины к рождению ребёнка (10 %). Из всех опрошенных 40 % не выделили отличий мальчиков от девочек и характерных для них признаков без наводящих вопросов.

100 % детей старшего дошкольного возраста видят отличия в причёске, в одежде - 80 % детей (из них 40 % - мальчиков и 40 % - девочек). Одна девочка видит отличие в цветах одежды мальчиков и девочек (10 %). 20 % детей (мальчики) считают, что девочки и мальчики играют в разные игрушки, 1 мальчик заметил, что только девочки красят губы (это 10 %), другой мальчик видит отличие в именах (10 %). Ещё один мальчик считает, что только девочки носят серёжки в ушах, поэтому выделяет данный признак как отличие между полами (10 %). Только один ребёнок (мальчик) считает, что мальчики никогда не плачут и защищают девочек - это 10 %. И одна девочка выделяет как внешний признак - красоту девочек, умение «наводить» красоту (10 %).

Такие половые признаки как эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности в большинстве случаев дети не выделяют.

Следует отметить, что некоторые младшие дошкольницы (20 % детей) отметили качества, характерные женщине - это доброта, ум, красота, в отличие от мальчиков, которые не смогли привести никаких аргументов (50 %).

Дети среднего дошкольного возраста отмечают качества не в соответствии с полом, а в соответствии с возрастом. Например, в будущем 70 % детей видят себя большими (из них 30 % мальчиков и 40% девочек) и высокими - 20 % (из них 10 % девочек и 10 % мальчиков); 20 % детей (мальчики) не смогли «увидеть» себя взрослыми; один мальчик видит себя сильным (это 10 % детей); другой мальчик дал такое описание своего образа в будущем: «Я буду умным, буду зарабатывать денежки, чтобы мама покупала моему брату сладости» (10 %).

Дети старшего дошкольного возраста отмечают качества в соответствии со своим полом: мальчики в будущем хотят быть сильными, смелыми, храбрыми, ловкими, а девочки - хорошими, красивыми, любимыми, милыми, умными, добрыми и ухоженными.

Анализ результатов показал, что дети не только среднего и старшего, но и младшего дошкольного возраста идентифицируют в соответствии с полом понятия «дядя» - «тетя», супружеские понятия («муж» - «жена»), и родительские понятия («папа» - «мама»).

Все диагностируемые дети эмоционально положительно относятся к себе как к носителю пола. Некоторые дети среднего (20 %) дошкольного возраста верят в возможность смены пола, в отличие от младших и старших дошкольников, которые полностью осознают необратимость пола.

Практически все дети среднего дошкольного возраста не хотят менять свой пол - это 90 % детей. Только один мальчик не смог дать однозначного ответа на вопрос, хотел бы он проснуться девочкой или нет (10 %).

В проведенном исследовании дети старшего дошкольного возраста не хотят менять свой пол и очень огорчились, если бы это произошло, за исключением одного мальчика (это 10 % детей), который, не огорчился, но, при этом, не приспосабливался к новой роли, а пытался бы изменить то, что с ним произошло («конечно, пытался бы изменить», - говорит Ваня с задорной ухмылкой).

Данная ситуация имеет свои отличительные особенности: в случае смены пола большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста не огорчились бы, в отличие от детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», позволила проследить различные предпочтения детей, в зависимости от пола и возраста. В ходе исследования детям предлагалось 2 неоконченные ситуации, в которых они выбирали между мужским и женским образцами поведения.

Так, в ситуации выбора подарка на день рождения для представителя своего пола большинство детей младшего дошкольного возраста (70 %) выбрали вариант ответа адекватно своему полу: мальчики (30 %) - «машинку» и «конструктор»; девочки (40 %) - «игрушечный дом». Соответственно 30 % детей - выбрали неправильный вариант ответа. Мальчики (20 %) объяснили свой выбор тем, что в игрушечном доме можно «играть человечками» и это для них является более интересным. Только одна девочка (10 %) выбрала подарок неадекватно полу - «конструктор», затрудняясь объяснить свой выбор.

Это объясняется тем, что в данном возрасте оценка ребёнком степени своей маскулинности/феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений.

Следует отметить, что все дети среднего (100 %) и старшего (100 %) дошкольного возраста в предложенной ситуации выбирали тип поведения в соответствии с полом.

Другая ситуация предполагала описание того, как мальчик может поиграть с куклой и как девочка может поиграть с машиной.

Все дети младшего и среднего дошкольного возраста полностью исключили возможность мальчика играть с куклой, а девочки с машинкой.

Но два ребёнка старшего дошкольного возраста - мальчик и девочка, что составляет 20 %, допускают иной вариант ответа. Они считают, что мальчик, например, может играть куклой, инсценируя её похищение монстрами, а девочка вполне может играть машинкой, катая в ней кукол или другие игрушки.

При выявлении половозрастной идентификации половина испытуемых детей среднего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя с полом и возрастом - это 50 % детей (30 % мальчиков и 20 % девочек), из них один мальчик идентифицировал себя с образом настоящего и как дошкольника и как школьника (10 %), 30 % детей идентифицируют себя с образом школьника (это 20 % мальчиков и 10 % девочек), 2 девочки идентифицируют себя с образом девушки (это 20 %).

Один мальчик не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, а значит, идентификация с образом настоящего у ребёнка сформирована не в полной мере. Большинство детей среднего дошкольного возраста (90 %) свой предыдущий статус идентифицируют правильно; одна девочка (которая идентифицирует себя в настоящем с образом девушки) не смогла идентифицировать себя с образом младенца (10 %), но стоит обратить внимание, что она правильно определила «предыдущие» свои роли школьника и дошкольника. С образом будущего правильно идентифицировали себя 80 % детей, остальные 20 % не справились с выбором. Один мальчик (это 10 %), как говорилось выше, не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, поэтому эксперимент далее не продолжался. Другой мальчик считает, что школьником он был раньше (10 % детей).

Половозрастную хронологию в правильном порядке выстраивает небольшое количество детей среднего дошкольного возраста - это 30 %. Почти половина испытуемых карточку с пожилым человеком не включает в половозрастную хронологию (40 % детей), хотя узнаёт бабушку и дедушку (30 % детей). Это ещё одна отличительная особенность половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.

Но следует отметить интересную особенность, что все дети как старшего, так и младшего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя, свой предыдущий статус и образ будущего с соответствующим полом и возрастом, в правильном порядке выстраивают половозрастную хронологию.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей младшего дошкольного возраста - предпочтение было отдано образам младенца и мужчины/женщины. Младенец оказался наиболее привлекательным для 50 % детей, объяснялось это большой симпатией дошкольников к малышам. Остальные девочки и мальчики младшей возрастной (50 %) группы, посчитавшие привлекательными образы мужчины и женщины, пояснили, что эти образы особенно нравятся им тем, что напоминают своих маму и папу.

Самыми непривлекательными образами для детей младшего дошкольного возраста являются образы бабушки и дедушки - 50 % (40 % девочек и 10 % мальчиков). Один мальчик (10 %) посчитал непривлекательным образ школьника, отметив, что совсем не хочет учиться в школе. Ещё 20 % детей (мальчики) не выделили какого-либо непривлекательного для них персонажа.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей среднего дошкольного возраста проявились половые особенности, поэтому полученные данные проинтерпретированы отдельно по мальчикам и девочкам.

Самыми привлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ школьника - это 60 % («как я»; «как брат»; «потому что я в школу хожу») и образ мужчины - 60 % («как папа, он меня на ручках носит»; «я буду таким»; «нравится цвет одежды»). Образ юноши привлекает одного мальчика - это 20 % («как брат»). Образ дошкольника считает привлекательным 20 % мальчиков («как я») и один мальчик считает привлекательным образ дедушки - 20 % («нравится цвет одежды»).

Самыми непривлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ младенца (20 %) и образ мужчины (20 %). Следует отметить, что большинство мальчиков (60 %) не выделяли непривлекательного персонажа, относя к нему все оставшиеся образы.

Самым привлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ девушки - 80 % («как мама»; «как я с бантиком»; «красивая как я»; «большая»). Образ младенца выбрала одна девочка - это 20 % и объяснила свой выбор тем, что сама хотела бы быть похожа на девочку с картинки.

Самым непривлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ бабушки - это 40 %. Свой выбор девочки объясняли по-разному, - «не очень красивая, старенькая»; «не бабушка это». 20 % девочек непривлекательным образом считают дошкольника и школьника, объясняя свой выбор тем, что у них волосы короткие. Для одной девочки непривлекательным является образ дедушки - 20 % («дедушка ругается»). Другая девочка не выделила непривлекательный образ, относя к нему все оставшиеся (20 %).

Самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ девушки/юноши - 60 % детей (из них 20 % мальчиков и 40 % девочек). Мальчики, выбирая образ юноши, объясняли это тем, что он сильный и взрослый. Девочки объясняли выбор образа девушки тем, что она взрослая, большая и красивая. Также дети отдают предпочтение образу школьника, потому что хотят пойти в школу, как они и объясняют свой выбор - 40% детей (из них 20 % мальчиков и 20 % девочек). Образ дошкольника считает привлекательным один мальчик - это 10 % детей («я сейчас такой»), и образ младенца выбрала одна девочка - это 10 % («красивый малыш»).

Самым непривлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ пожилого человека (дедушки и бабушки) - 50 % детей (из них 30 % мальчиков и 20 % девочек). Дети однозначно объяснили свой выбор, - «Он(-а) старый(-ая). Я таким(-ой) быть не хочу». Образ младенца считают непривлекательным 20 % детей (из них 10 % мальчиков и 10 % девочек). Одна девочка объяснила свой выбор так, - «Маленькие всегда плачут». Один мальчик считает самым непривлекательным образом - картинку с изображением мужчины - это 10 % («просто не нравится»). 20 % детей (2 девочки) не выделили непривлекательного образа («все нравятся»).

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

Перспективу нашего исследования составляет разработка методических рекомендаций по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Раздел для педагогов предполагает рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Список литературы:

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

2.Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. - 237 с.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. Снакоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

(Другой источник) Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды, многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик - должен терпеть», «ты девочка - должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Обычно в половой идентификации выделяется две взаимосвязанные линии: развитие половой роли и половой идентичности. Под половой ролью понимаются поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.

Первичные половые роли начинают развиваться уже в дошкольном детстве, когда взрослые начинают предъявлять ребенку требования проявлять поведение, соответствующее его полу. Понятно, что взрослые основывают свои требования на имеющихся представлениях о желательном для определенного пола поведении. Например, многие родители требуют от мальчиков не плакать, не бояться, от девочек – проявлять особую чистоплотность и т.п. В младшем школьном возрасте процесс освоения половых ролей активизируется в основном за счет присвоения детьми ролей родителей своего пола. Можно сказать, что основным источником развития репертуара половых ролей в это время становится семья.

Важнейшим этапом развития половой идентификации является подростковый возраст, когда половые роли начинают связываться с ценностными ориентациями, интересами, наклонностями, становятся значимыми в процессе профессионального самоопределения. Кроме того, в этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым им хотелось бы стремиться. Иными словами, формируются эталоны женственности и мужественности, которые определяют сознательное стремление подростков к их достижению. Сравнивая себя с имеющимися у них эталонами, подростки определяют степень своего соответствия последним, т.е. оценивают, насколько полноценно в них воплощены черты мужественности или женственности, что во многом сказывается на общем самоотношении.

Эталоны также влияют на выбор конкретных образцов полового поведения, которые служат источником подражания: ориентируясь на них, подросток строит свою модель ролевого поведения. В связи с этим повышается сензитивность к гендерным технологиям – способам, механизмам, каналам формирования половых ролей.

Гендер как технология присутствует во всей жизни человека: в языке, образовании, воспитании, искусстве, моде, средствах массовой информации. В особенности восприимчивы подростки к транслируемым через СМИ общественным стереотипам мужественности, женственности. Однако современная российская массовая культура является во многом противоречивой. "Настоящий мужчина" предстает в большинстве фильмов, рекламных роликах личностью физически сильной, сексуально привлекательной, творческой, профессиональной. В то же время в СМИ часто обсуждается неполноценность российских мужчин, их сниженные стрессоустойчивость и жизнеспособность. "Настоящая женщина" также представлена дуально: либо как "секс-символ", либо как "бизнес-леди".

Таким образом, во многом благодаря СМИ процесс поиска половых эталонов у подростков может существенно затрудняться. Разумеется, на выбор эталонов влияют не только СМИ, но и существующие в обществе стереотипы мужественности, женственности, а также значимые взрослые и сверстники. Однако представления о мужественности и женственности, сформировавшиеся только на основе некритичного впитывания эталонов, транслируемых СМИ и присутствующих в общественных стереотипах, могут существенно осложнить развитие подростка.

В качестве примера можно вспомнить достаточно распространенный стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин. В связи с его усвоением мальчики могут испытывать большие трудности. Например, у них может наблюдаться склонность к игнорированию собственных чувств. Имеется в виду, что они не всегда умеют определить и описать собственные переживания. Кроме того, мальчики нередко вынуждены скрывать свои чувства; они не допускают их внешнего проявления и не дают себе возможности эмоциональной разрядки. Все это затрудняет проживание ими любой трудной ситуации, в том числе прохождение нормативных возрастных кризисов.

Следующий стереотип – "сильный мужчина" и "слабая женщина" – негативно воздействует на оба пола. У мальчиков не формируется понимания того, что истинной является внутренняя, а не внешняя сила и что она неотделима от слабости. Сильный человек может внешне не демонстрировать силу и позволит себе в некоторых ситуациях выглядеть и действительно быть слабым. В результате непонимания этого многие подростки формируют у себя так называемую маску силы, т.е. демонстрируют сверхуверенное поведение различными способами: через грубость, драки и т.п. Тем самым они прячут от окружающих и самих себя свое слабое "Я".

У девочек существующий общественный стереотип фемининности может сформировать своеобразную иждивенческую позицию, в которой женщина будет стараться ответственность за свою жизнь переложить на мужчину. По выражению Э. Берна, у нее формируется сценарий "если б не он...", т.е. во всех жизненных бедах женщины ответственным оказывается мужчина.

Таким образом, в подростковый период, который является актуальным этапом формирования половых ролей, очень важно избежать некритичного усвоения противоречивых эталонов женственности и мужественности, существующих в обществе.

Формирование половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. Сложность обсуждения этой проблемы обусловлена тем, что ее можно рассматривать только в широком культурно-историческом контексте и долгосрочной перспективе (И. С. Кон). Имеется в виду, что подростковая сексуальность является элементом сексуальной культуры общества, которая за последнее столетие, особенно начиная со второй половины XX в., претерпела существенные изменения. Рассмотрим основные сдвиги в сексуальной культуре общества, влияющие на формирование половой идентификации подростков.

Прежде всего это изменение социальной роли семьи : снижение значимости социально-экономической ее функции и повышение эмоционально-психологической, из чего вытекают признание сексуальной удовлетворенности в качестве одного из главных факторов успешности и прочности брака и, как следствие, отделение сексуального поведения от репродуктивного. Может быть, поэтому оно постепенно отделяется и от самого брака, и в результате становятся возможными так называемые свободные отношения, в которых длительные сексуальные контакты осуществляются без заключения брачных отношений. Понятно, что свободные отношения можно устанавливать в более раннем возрасте, чем браки, поскольку они не требуют экономической самостоятельности. И действительно, сегодня наблюдается более раннее начало сексуальной жизни, чем 10–20 лет назад. Таким образом, многие современные подростки включают в свою половую идентичность зрелые формы сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Следующее важнейшее изменение – сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Появляются многочисленные издания, в частности и для подростков, отражающие сексуальную тематику. Информированность общества в сексуальных вопросах резко возрастает.

Следствием указанных изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, ценностях и поведении между детьми и родителями, т.е. внутри семьи, – с другой. Соответственно, подростки, обладающие избытками сексуальных знаний и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

"Она уже обращает внимание на мальчиков, а мне бы хотелось, чтобы у нее были совсем другие увлечения: ходила бы на какой-нибудь кружок, рисовала, шила".

Инна Георгиевна, мама 14-летней Полины

Таким образом, социально-культурные факторы могут существенно влиять на развитие половой идентичности подростков.

Помимо противоречивого социально-культурного влияния осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, или юношеская гиперсексуальность. Нередко она приводит к некоторым формам сексуального поведения, подросткам ранее неизвестным, таким как гомосексуальные действия, т.е. возникновение сексуального возбуждения при соприкосновении с партнером своего пола, мастурбации, непроизвольные поллюции у мальчиков. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также нередко получают неверные сведения. В результате возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения – от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.

"Когда мне было 12 лет, в Новый год меня положили спать с подругой. Я нечаянно прикоснулась к ней и вдруг... Мне до сих пор стыдно. А вдруг у меня теперь с мальчиками не получится?"

Александра, 15 лет

"Я живу в поселке и до сих пор сплю с братом. У нас на двоих широкий диван. Три года назад я потянулся к нему, а он грубо насмеялся надо мной. Мы до сих пор не разговариваем".

Марк, 16 лет

"Очень беспокоит непроизвольная эрекция. Боюсь опозориться. Боюсь, когда занимаюсь онанизмом, что потом будут большие проблемы с потенцией. И вообще я облысею – так друзья говорят".

Денис, 14 лет

Очень важно, чтобы подростки имели необходимый объем знаний в сексуальной сфере, не превышающий при этом их уровня развития, а окружающие их взрослые относились бережно и с уважением к возникающим у подростков сексуальным проблемам. Такого рода трудности могут послужить источником не только серьезных нарушений сексуального поведения впоследствии, но и глубоких личностных проблем, а в особо сложных ситуациях и асоциального поведения.

"У меня есть такой знакомый Дима. Он всегда чувствовал себя каким-то слабым, никчемным. Учился кое-как. Особых друзей у него не было. Поэтому-то он и стал ловить девчонок и делать с ними все это, чтобы почувствовать себя крутым".

Антон, 16 лет

Помимо внешних факторов, необходимо рассмотреть и внутренние индивидуально-личностные характеристики подростка, влияющие на его сексуальное поведение. В частности, затянувшиеся поиски идентичности могут в некоторых ситуациях привести подростка к включению в более зрелые, чем соответствует его возрасту, формы сексуального поведения. Здесь необходимо учитывать растянутость во времени подросткового периода, отсутствие установленных обществом "меток" перехода во взрослое состояние, имеющих функции инициации. Достаточно часто подросток рассматривает начало сексуальной активности как своеобразное посвящение во взрослость и стремится к нему, следуя не сексуальным импульсам, а желанию быть "как все" или "круче всех". При этом нередко выбирается партнер – носитель личностных качеств, которые хотелось бы иметь самому подростку. Если к этому добавляется резкое отторжение подростками родительских моделей поведения, то возможно стремление к партнерам с полностью противоположными родителям характеристиками.

"Мне всегда нравятся парни, которые находятся в центре внимания. Может быть это потому, что я сама хочу быть лидером, но у меня не получается".

Света, 16 лет

"Мне не нравится, что моя мать только работает, но совсем не умеет одеваться, краситься и вообще подать себя. Вот моя Танька – та полчаса перед зеркалом будет стоять перед тем, как на улицу выйти. Зато я рядом с ней себя королем чувствую".

Миша, 16 лет

Подростки с неуверенной идентичностью, имеющие сниженную самооценку, общую неуверенность в себе могут обратиться к тем формам полового поведения, которые обеспечат им получение признания сверстников, подтвердят их мужественность или женственность. Как правило, это открытое демонстрирование сексуального поведения (например, поцелуи в общественных местах), частая смена партнеров, обращение к более зрелым формам полового поведения. Подросткам с сильно выраженной неуверенностью для подтверждения собственной значимости иногда хватает только наличия сексуальных контактов без внешней демонстрации.

"Моя первая любовь очень неудачная. Я вынесла из этого только одно – никогда не следует воспринимать любовь слишком серьезно. Зацикливание вызывает только травмы. Мое поведение тогда было глупым и нелепым. Мальчик был сам очень худым, некрасивым, тихим и воспитанным. Объект был выбран потому, что казался доступным. И еще он выказал интерес в мою сторону. Для меня его взаимность была большим открытием, но зато я поняла, что меня тоже можно любить. Даже такую".

Лена, 15 лет

Некоторые подростки с сильной неуверенностью могут избегать полового поведения из страха потерпеть неудачу.

"Мне трудно общаться с мальчиками. Я все время чувствую себя неудобно. Думаю о своем внешнем виде. А главное, мне кажется, что я все время говорю глупости. Хочу научиться нормально говорить. Мне все время кажется, что шутки у меня плоские. Конечно, я мечтаю о любви. Главное, чтобы я кому-то нравилась, меня любили. А насчет себя я не думала".

Марьяна, 16 лет

Отсутствие желаемых половых контактов у подростка может привести к конфликтам в семье, внешне никак не связываемых родителями с их действительной причиной.

"Я никому не нравлюсь. И знаете почему? Потому что я плохо одета. Как они могут на меня обратить внимание, когда все в классе одеваются за границей или в модных магазинах. Как они могут меня заметить по сравнению с одноклассницами, если я выгляжу просто убого. И поэтому я все время сижу дома, когда мои подруги встречаются с молодыми людьми. Поэтому я злюсь на всех дома, очень часто на сестру накидываюсь".

Ира, 15 лет

Таким образом, сексуальное поведение у подростков нередко становится средством удовлетворения несексуальных потребностей.

Трудности в процессе развития половой идентичности

Для того чтобы иметь возможность обсуждать сложности в процессе развития половой идентичности подростка, необходимо определить линию ее нормального развития , а точнее – выделить некие условные этапы.

Первый этап, характерный для младшего подросткового возраста (10–11 лет), можно назвать этапом воображения, поскольку основной формой полового поведения являются сексуальные фантазии. Как правило, они носят нереальный характер и не соответствуют действительным возрастным возможностям и потребностям подростков. Например, придумываются в различных вариантах сцены полового акта, хотя влечение к таким действиям еще отсутствует. При этом некоторые подростки не только эмоционально проживают свои фантазии, но и рассказывают о них сверстникам, выдавая за реально существующие. В то же время случайно услышанные родителями разговоры подростков о своих фантазиях могут привести к конфликтам, ошибочному приписыванию подросткам сексуальной распущенности.

"Ты знаешь, что мне Юлька рассказала Она как-то пошла гулять и решила полежать на траве. Нечаянно уснула, а во сне ею овладел кто-то. Проснулась, а она уже не девушка".

Валя, 10 лет

Второй этап можно назвать этапом дружбы, когда становятся возможны первые гетеросексуальные действия, вызванные появлением влюбленности, суть которых заключается в предложении друг другу дружбы. Что будет происходить после согласия дружить, мальчики и девочки еще плохо представляют. Героями дружбы, как правило, становятся так называемые коллективные кумиры, т.е. девочка, которая нравится многим мальчикам, или наоборот.

"Мне очень нравится Саня. Он всем девчонкам во дворе нравится. Не знаю, что делать. Девчонки сказали, чтобы я предложила ему дружить. Я так и сделала, а он обещан подумать. Как ты думаешь, он согласится?"

Лена, 11 лет

"В нашу школу пришел новенький. Он в девятом классе, высокий, умный, смешной, кареглазый и хорошо играет в футбол. Если б вы знали, сколько проблем у меня сразу появилось! Весь мой день проходит так. Встаю, делаю хорошую прическу, одеваюсь просто, но стильно и думаю, продумываю, как мне обратить внимание на себя. Я не знаю, как привлечь его внимание. Вы знаете, что у нас в школе дискотеки только с седьмого класса, а я в шестом. Но я найду выход! Как вы думаете, мне пригласить его на танец? И вообще, как можно больше постарайтесь дать советов насчет упрочения наших связей. Это пока единственный вопрос, который меня волнует".

Арина, 11 лет

На третьем этапе, который можно назвать этапом экспериментов, основным мотивом полового поведения становится стремление познакомиться с его различными формами, узнать, что это такое. Имеющийся "богатый" опыт служит предметом хвастовства друг перед другом. Подросток, не имеющий такого опыта, может чувствовать себя в чем-то неполноценным, опоздавшим.

"Они говорят, что я задаюсь, возвышаюсь над ними, хочу, чтобы смотрели на меня. Да, я крашусь ярко, с мальчиками общаюсь, с мужиками. У меня всяких знакомых много. Недавно тут в школу за мной приехали на джипе. Все смотрели, а мне нравится, что они пялились на меня".

Вика, 13 лет

"Мне как-то неудобно, что все уже... А я еще не попробовал. Чувствую себя почти ущербным. Может, они тоже не все попробовали, а врут? Но мне от этого не легче".

Артем, 15 лет

Становятся возможны различного рода конкурентные отношения за право "обладания" престижным половым партнером. Этот этап можно считать своеобразной сексуальной школой подростков. Интересно, что многие из них сами интуитивно рассматривают сексуальное поведение в таком же ключе. Например, поцелуи обсуждаются в терминах обучения: "Ты плохо умеешь целоваться, знаешь мало видов поцелуев", "Тебе надо учиться целоваться" и т.п.

"Я все время одна. Скучно. Депрессия. Скучные, грустные мысли. Все себя с подругой сравниваю – у нее есть парень.

Я не понимаю, что во мне не так, как в ней. Я думаю, что это не только из-за внешности. Может манера общения? Она с ребятами всегда может найти контакт, умеет себя вести, посмеяться, пошутить. Я же более закомплексованная. Она сама может проявить инициативу, если парень нравится.

А я сижу и жду, пока ко мне подойдут: боюсь, что отошьют, стесняюсь. В результате остаюсь в стороне. Обидно..."

Лена, 16 лет

"Конфликт, существующий во мне, – это что Мурка активно приобщается к Серому. Кто такой Серый? Это романтическое увлечение двух последних лет. А Мурка? Про Мурку давай ни слова, а то она меня и так бесит. Почему? Потому что крутится вокруг Серого. Она умеет играть на гитаре, знает нотную грамоту и у нее постоянно свободная фэт. Основная проблема – я хочу ее отвадить и поэтому мы на ножах. Не замечаем друг друга, пока одна из нас беседует с Серым. Удивительно, ведь это не должно меня волновать!

Я это знаю. Я за этим козлом ухлестываю уже столько времени, а реакции – ноль. Все нормальные люди давно бы уже плюнули".

Настя, 16 лет

Таким образом, главной потребностью подростка на этом этапе можно назвать возможность привлечения внимания лиц противоположного пола, или, как они сами говорят, чтобы на них "обращали внимание".

"Я же все-таки тоже девчонка. Такой же возраст. У меня друзей, подруг много, а вот чтобы обращали внимание... Такого нет. Вот и возникают проблемы".

Маша, 16 лет

Наконец, на последнем, четвертом, этапе становится актуальным сексуальное поведение, основывающееся на сексуальном влечении. Поцелуи "просто так" уже невозможны, целоваться можно только с тем партнером, который действительно нравится. Именно в это время происходит формирование половой идентичности подростка, т.е. определяется основная структура его индивидуального полового поведения. Здесь, как и ранее, возможна смена сексуальных партнеров, но уже с опорой на появившиеся к ним, а затем исчезнувшие чувства. При внимательном анализе поведения подростка в нескольких сексуальных ситуациях, т.е. "романах", иногда можно выявить некий сценарий его сексуального поведения.

"Странно, у меня со всеми парнями получается одинаково. Сначала я влюбляюсь так, что не могу без них, кажется, жить. Потом я как-нибудь делаю так, чтобы он на меня внимание обратил, например, через подруг передам, что он мне нравится. Потом у нас любовь такая страстная, но дня два или три, потому что на третий раз он мне надоедает. Может быть, со мной что-то не в порядке?"

Галя, 16 лет

В это время можно впервые увидеть те или иные нарушения в половой идентичности подростка , например выбор поведения по образцу противоположного пола. Наиболее вероятные причины такого выбора – нарушения в ролевой структуре семьи.

"У меня есть старший брат Ромка. Он мягче меня.

Я привыкла о нем заботиться, хотя он и старший. Так вот, я ко всем молодым людям отношусь как к братьям. По идее я должна бы заигрывать с ними, а я готова все сделать для них, куда-то сходить... Получается, что у меня есть потребность ухаживать за ними, найти какую-то черту, ситуацию, в которой я хотела бы помочь, обогреть и пожалеть. Я чувствую, что не я их сильнее, а они меня слабее. Мне трудно вести себя по-другому, но это не так, как надо, в отношениях между мужчиной и женщиной.

Какие у меня отношения с отцом? Хорошие. Ведь вообще-то мужчины – слабый пол. Для них любой насморк – это смертельный грипп. Папа, когда лежит с насморком на кровати, то делает вид, что ему так плохо, так плохо..."

Эльвира, 17 лет

Ранее говорилось о возможной трансляции подростками семейных сценариев родителей. Частный вариант этого – трансляция сексуального сценария родителя своего пола, когда девушка или юноша осознано или неосознанно повторяют принципы сексуального поведения, присущие родителям. При этом открытое отвержение родительского образца, своего рода антиповедение, на самом деле приводит только к различию форм поведения, но не обеспечивает сущностных изменений.

"В своих проблемах она винит мужчин. Может она их ненавидит, потому что зависит от них. Она говорит: “Все мужчины – кобели”. Даже когда старшая сестра ходила беременная, мама сказала: “Чтобы была девочка – мальчики нам не нужны”. У нас даже собаки и то девочки. Я не хочу, чтобы это отношение перешло на меня".

Оля, 17 лет

В период формирования половой идентичности обычно пропадает стремление к интимной близости как обязательному компоненту межполовых отношений. С одной стороны, подросток понимает ценность таких отношений и не желает "размениваться" на случайного партнера. С другой стороны, появляется некоторый нормальный страх, заставляющий подростка удержаться от необдуманных поступков.

"Лет до 16 я этого делать точно не собираюсь. Я иногда общаюсь с девочками, которые уже спали с парнями лет в 13.

У меня к ним пренебрежительное отношение. Они говорят мне, когда я им рассказываю, что я встречаюсь с парнем, что я должна переспать с ним. Но я к этому отношусь с сомнением. Вообще, я должна очень доверять этому человеку, знать, что он ничего такого не сделает, да я и боюсь немного. Ну, даже если я это сделаю, далыше-то что изменится? Со своим парнем я говорила об этом. Он меня понимает. Мы, конечно, целуемся, но чтобы так – нет".

Алина, 14 лет

"Наши все только и твердят: секс, секс. А для меня в слове “секс" есть что-то животное. Мне претит спать с той, которая хочет твое тело и которой плевать твое чувство. Я хочу разделить радость любви с девушкой, к которой испытываю настоящие чувства".

Игорь, 16 лет

Возможна ситуация, когда подростка сильно беспокоит его девственность, что в особенности характерно для мальчиков, для которых раннее начало половой жизни во многом связывается с позицией лидера.

"Да, я – девственник. Но не хочу распространяться об этом среди друзей. Ведь в их глазах я – “половой гигант”, и на моем счету много побед. Поэтому и стесняюсь общаться с девчонками в компании, так как эта проблема может всплыть. А мама запугивает венерическими заболеваниями, а я-то даже не пробовал..."

Дима, 16 лет

Встает вопрос: насколько переход от этапа к этапу определяется календарным возрастом подростка? Безусловно, между ними есть определенная корреляция, но не всегда. Получив полноценный и позитивный опыт на одной стадии, подросток переходит к другой, однако возможно и застревание его на той или иной стадии в силу каких-либо внутренних или внешних трудностей на неопределенно долгое время.

Представление современных подростков о любви

В подростковом возрасте наблюдается достаточно широкий спектр представлений о любви. Исследование старших подростков, проведенное среди московских школьников, показало, что любовь может рассматриваться ими как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами. В большинстве случаев феномен любви ассоциируется с положительными эмоциями, однако возможно появление амбивалентных переживаний, что, вероятно, связано с особенностями возраста. Отождествление чувства любви с негативными эмоциями практически отсутствует.

Для современных подростков любовь может выступать как действенное отношение к другому и связываться с такими явлениями, как понимание, уважение, самопожертвование. Большое значение подростками придается эмоциональным отношениям (привязанность, доверие). Феномен любви может ассоциироваться и с определенным поведением (ухаживание, дружба, сексуальные отношения). Большинством современных подростков любовь не рассматривается как исключительно сексуальные отношения, хотя допускается их наличие.

Исследования показывают, что уже в подростковом возрасте прослеживается тенденция к формированию своеобразных личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, рассматривается как преобразующая сила. Однако в основном представления о любви носят стереотипный характер, заимствованный из традиционной культуры.

Таким образом, представления о любви у современных подростков соответствуют канону романтической любви, принятому в обществе, а пресловутая сексуализация любви является одним из распространенных мифов.

"Для меня любовь означает не только чувства, но и действие, и в это входит не только секс. Например, подарить цветы любимой или сводить ее в кино. Важно, чтобы ей это было по душе. Но главное, чтобы она не изменяла своему любимому".

Слава, 14 лет

"Мне нравится один мальчик из класса. И я ему нравлюсь. Он мне каждый день звонит. Он очень хороший и добрый. Я один раз заболела и не ходила в школу три дня, а он из-за меня школу прогулял и пришел ко мне в гости. Шоколадку подарил. Говорил, чтобы я быстрее выздоровела".

Марина, 13 лет

"Мечтаю о большой любви... Взаимной... Мы качаемся на качелях под луной по ночам, гуляем и говорим о высоком!"

Инна, 15 лет

Однако если подростки придерживаются романтического представления о любви, то почему в их поведении в основном проявляется восприятие любви как секса? Почему подростки говорят преимущественно о сексуальных ее аспектах, стремятся подчеркнуть свою сексуальную раскованность, рассказывают о несуществующих сексуальных похождениях? Оказывается, подростки полагают, что в своем восприятии любви они уникальны, а все остальные, в том числе окружающие их сверстники, имеют чисто сексуальные представления о любви. Поэтому открытая демонстрация своей сексуальности позволяет подросткам, с одной стороны, быть как все и, соответственно, примкнуть к группе, а с другой – является попыткой самоутверждения среди сверстников через признание ими своей особой сексуальной "продвинутости". Вот почему, например, достаточно скромная и романтичная девушка постоянно рассказывает о частой смене партнеров, глубокой интимности контактов и возможности заполучить всех парней. Таким образом, за преувеличенно бурной демонстрацией сексуальности часто прячется глубокая внутренняя неуверенность.

В заключение необходимо коснуться вопроса о влиянии романтического представления о любви на возможные трудности построения сексуальных отношений у подростков. Достаточно часто подросток видит перед собой не реального партнера, а собирательный образ некоторого идеального "другого", собирательный портрет, вынесенный из фильмов и художественной литературы. Понятно, что первоначальные отношения характеризуются восторженностью, но вскоре наступает этан разочарования, когда выясняется отличие партнера от идеального образа. Слишком быстрое разворачивание и углубление межполовых связей может привести к травматизации подростка и переносу негативных чувств в последующие варианты межполового общения.

Влияние темпов полового созревания на развитие личности подростка

Темпы полового созревания оказывают огромное влияние на самооценку, социальную адаптированность и даже будущую жизненную успешность. В частности, на развитии девочек может негативно сказаться слишком раннее созревание, когда половые признаки начинают явно проявляться уже в пятом-шестом классе. Некоторые девочки начинают стесняться своей изменившейся внешности, прятать ее от окружающих под свободной одеждой, сутулиться; их самооценка существенно снижается. В свою очередь, девочки с поздним развитием чувствуют себя достаточно комфортно, тем более что подростковая мода "унисекс" позволяет им избрать соответствующую одежду.

"Ужас, что со мной происходит! Грудь уже всем видна. Все нормальные, одна я как дура!"

Эльвира, 11 лет

Мальчикам раннее половое созревание, наоборот, предоставляет значительные преимущества, влияет на повышение их самооценки. Именно такие мальчики часто становятся лидерами. Исследования показали, что в молодости они склонны к хорошей социальной адаптации. Соответственно, позднее созревание может остро переживаться мальчиками, восприниматься ими как показатель собственной несостоятельности и слабости.

"Мне стыдно, что у меня еще нет волос на лице, а на физкультуре я стараюсь раздеваться, чтобы другие не видели, что у меня так в трусах еще мало. Поэтому я даже и не мечтаю подойти к какой-нибудь девочке".

Илья, 16 лет

Как видно из приведенного, процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется непросто, сопровождается острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности подростка, а потому требует внимания и поддержки со стороны окружающих взрослых.

Итак, в подростковом возрасте самосознание развивается очень активно. Оно должно находиться в сфере внимания взрослых, поскольку те или иные трудности во внутреннем мире подростком переживаются очень остро.

В продолжение темы:
Мода и красота

Здравствуйте, господа бодибилдеры! Знаю, вас интересует сушка тела для мужчин. Вопрос назрел давно. Поговорим об этом. Рассмотрим детально как правильно подсушиться, какой...

Новые статьи
/
Популярные