Функции психолога, психотерапевта, психиатра. Функции психолога в организации Выделяют несколько этапов психологического консультирования

Различные виды психологической помощи призваны устранить психологические проблемы, скорректировать нарушения поведения. Психологическая помощь может быть представлена в виде психологической коррекции, консультирования, тренинга или психотерапии.

Психологическая коррекция

С 70-х годов прошлого века психологической коррекцией называют определенное воздействие на элементы психологической структуры личности. Роль психолога сводится к достижению клиентом эффективной жизнедеятельности и стремления к развитию. Термин «психологическая коррекция» широко распространен в России и иногда употребляется, как синоним слова «психотерапия».

Специалисты, принимающие идентичность терминов, аргументируют свою точку зрения тем, что психологическая коррекция проявляется в разных отраслях деятельности человека. Например, в педагогике или в обычных житейских ситуациях. То есть, на бытовом уровне роль психолога , по сути, может выполнять преподаватель.

С другой стороны, психологическая коррекция широко применяется в медицине и требует от практикующего специалиста наличие высшего медицинского образования.

При лечении неврозов приводят к выводам от том, что оба термина являются этапами лечения пациента.

Сегодня особая роль отводится восстановительной медицине. Это своего рода комплекс мер, построенный на системе знаний из разных отраслей, который мобилизует внутренние ресурсы человека и улучшает качество его жизни. Применяются, как правило, приемы немедикаментозного лечения. в этом случае будет направлена на определение доли психологического фактора индивидуально для каждого случая. Методы психологической коррекции будут рассматриваться, как составляющие части психотерапии. Таким образом, психологическая коррекция представляет собой один из методов психологической профилактики и идентична понятию психологического вмешательства.

Психологическое консультирование

При психологическом консультировании основная деятельность психолога направленна на выявление незадействованных ресурсов, достижение состояния психологического комфорта преодоление тревожных состояний и помощь в самоорганизации. Обычно применяют проблемно-ориентированный или личностно-ориентированный подход, а также метод поиска скрытых ресурсов.

Роль психолога состоит в достижении следующих задач:

  • эмоциональная поддержка;
  • внимание к переживаниям;
  • расширение сознания;
  • выход тупика и решение проблем;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • творческий подход к освоению мира.

Выделяют несколько этапов психологического консультирования:

  1. Наличие проблемы, которая не осознается клиентом. Этап имеет место быть, когда на посещении психолога настаивает кто-то из окружения консультируемого.
  2. Появилось осознание проблемы. При этом нет желания проблему решать.
  3. Осознание необходимости посторонней профессиональной помощи.
  4. Активные действия пациента для решения проблемы.
  5. Сохранение результатов.

Особенности психологической помощи напрямую зависят от того, как именно протекают перечисленные выше этапы. Пациент может подолгу отрабатывать каждый этап или продвигаться быстро и целеустремленно. А может возвращаться к более ранним этапам.

Основная деятельность психолога технически проявляется следующим образом:
1) установить контакт;
2) дать возможность выговориться;
3) эмоционально поддержать;
4) отработать проблему совместно;
5) обозначить зоны ответственности каждой стороны;
6) сформулировать возможные решения;
7) выбрать оптимальный вариант;

8) подкрепить решение мотивацией.

Психологический тренинг

Тренинг открывает новые возможности личностного роста клиента, позволяет отработать новые навыки и схемы поведения. В ходе работы формируются навыки саморазвития и самокоррекции. Момент непосредственно лечения в тренинге отсутствует, поэтому его может проводить психолог или психотерапевт. Основная деятельность психолога на протяжении нескольких сеансов состоит в том, чтобы ускорить навыки саморазвития участников в комфортной и безопасной обстановке.

В основе тренинга лежит ряд общих принципов, таких как определение предмета анализа «здесь и сейчас»; искренности участников и их работы над самопознанием; активного участия; определенных форм обращения к членам группы. Роль психолога заключается в достижении клиентами взаимопонимания с окружающим миром, улучшения субъективного самочувствия и получения успеха.

Психотерапия

Психотерапевтическое воздействие при поэтапном рассмотрении во многом схоже с психологическим консультированием.

Особенности психологической помощи в психотерапии продиктованы общими факторами воздействия на клиента:
-сотрудничеством между обеими сторонами;
-уверенностью в реальности решения проблемы;
-применением информативных обучающих элементов;
-коррекцией поведения посредством одобрения врача;
-социализацией клиента;
-использованием методов убеждения.

Психотерапия за счет комплексного подхода имеет широкий спектр показаний и различается только объемом и направленностью. Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий определяется тем, насколько сильно выражен психогенный элемент в природе заболевания. Важным элементом основной деятельности психолога является недопущение повторной невротизации, то есть прогнозирование результатов болезни.

Неадекватная реакция клиента на болезнь также может быть показанием для психотерапии. Особенно, если заболевание усугубляется. В этом случае важно улучшить настроение больного и содействовать позитивному восприятию окружающей среды. Важно наблюдать за социально-психологическими последствиями болезни. Длительная болезнь может негативно повлиять на социальный статус и сделать невозможной реализацию определенных потребностей.

Это может привести к занижению самооценки, мнительности, снижению работоспособности. Как следствие, могут проявляться неадекватные поведенческие элементы. Ключ к решению проблем заключается в индивидуальном подходе с учетом психологических особенностей личности.

Психология в переводе с греческого означает "наука о человеческой душе", а поэтому изучает деятельность человека с психологической точки зрения. Психолог - человек, имеющий высшее психологическое образование, основной работой которого является помочь другому человеку разобраться в себе и решить свои проблемы самостоятельно. В наш век психология весьма востребована. Этот предмет включен в обучающую программу ВУЗов, а также, многие пользуются услугами психологов для решения своих личностных проблем. В результате чего сложились противоречивые мнения, как о самой науке, так и о работе психологов. Рассмотрим некоторые из них.

Психолог, психиатр, психотерапевт - термины, обозначающие одно и то же. Да, эти термины созвучны, но разница все же есть.
Психолог - специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование - не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция - психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях (например, трудности в общении, взаимоотношениях в семье, принятии решений, при стрессах различного рода).
Психиатр - это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Его пациенты - люди, имеющие серьёзные отклонения в психике (например, маниакально-депрессивный психоз). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.
Психотерапевт - специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез), помогающие решить проблему клиента.

Психологи всегда навязывают свое мнение. Это не совсем так. На самом деле, психолог, выслушав человека, старается найти для него наиболее оптимальное решение проблемы, помогает избавиться от старых прототипов и "открывает глаза" на новые перспективы. А человек уже сам должен решить, как именно ему поступить в той или иной ситуации.

Психологи никогда не ошибаются. С этим можно поспорить. Психолог - это такой же человек, как и все остальные люди, а поэтому ему свойственно ошибаться. Единственное, что свойственно психологам - это сохранять спокойствие в любой непредвиденной обстановке, а поэтому им не присуще нервничать и испытывать эмоциональный негатив.

Психолог всегда знает, как помочь. Это далеко не так. В обязанности психолога не входит решать проблему за самого человека. Единственное, чем он может помочь, так это выслушать и помочь разобраться в своих чувствах. Психолог - это, грубо говоря, "жилетка", в которую можно поплакаться. Ведь человеку иногда достаточно просто выговориться - и ему делается значительно лучше.

Психолог с первого взгляда может понять, "чем человек дышит". Это не совсем так. Действительно, психолог способен прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Может определить характер и темперамент человека, однако для этого ему потребуется некоторое время пообщаться с клиентом, возможно, предложить ему пройти ряд тестов, по результатам которых специалист может сделать определенные выводы о направленности личности клиента.

Каждый психолог знаком с магией. Полный абсурд. Психолог и маг - это совершенно разные понятия. Маг - это человек, который не афиширует свое занятие, как правило, учиться магии тайно, и ничего не сможет сделать без своих заклинаний и подручных средств. Психолог же в своей работе применяет только знания, полученные им в профессиональном учебном заведении.

К психологам обращаются лишь слабаки! На самом деле так думают те, кто как раз очень нуждается в душевной помощи. Такие люди ни за что не признаются, что им тяжело. Они, обычно, глушат свои проблемы спиртным, а бывает, что некоторые доводят себя до суицида . Нет ничего плохого в том, что человек прибегает к помощи психолога. В наше сегодняшнее время стало даже модным посещать этого специалиста.

Здоровые люди к психологам не ходят! Отнюдь. Именно здоровый человек потому и здоров, что у него есть, кому выговориться. Ведь, как известно, держать все в себе, весьма и весьма вредно. Поэтому, наверное, женщины живут дольше мужчин - они поплачут и на душе становиться легче, мужчины же плакать не привыкли.

К психологу обращаются только психически больные люди. Это мнение совершенно неправильно. Как уже было сказано, психологи работают со здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке и помощи со стороны.

Не стоит посвящать чужого в свои проблемы. По-другому это называется "выносить сор из избы". Однако же, на то он и "чужой", чтобы выслушать человека, подсказать, что делать и как быть, и забыть про него, а не бежать рассказывать всем направо и налево о его проблемах.

Да кто он такой, чтобы учить меня жить! Психолог ни в коем случае никого не учит, он лишь помогает справиться человеку с его душевными переживаниями, дает возможность выговориться и подсказывает компромиссное решение.

Словами делу не поможешь! Ну, почему же? Иногда моральная поддержка дает такой заряд энергии, что человек готов горы свернуть. Не зря ведь спортсмены и участники различных игр (КВН, к примеру) везут с собой группу поддержки.

Психолог решит за меня все мои проблемы. Ошибочное мнение. Функция психолога - проконсультировать клиента, создать такие условия, при которых человек сам оказывается способен найти выход из создавшейся ситуации. Обращаясь к психологу, человек должен быть готов к изменению себя и своего отношения к окружающему миру, а не ожидать, что специалист изменит окружающий мир.

Проблем у психолога не бывает. Почему же? Бывают. Ведь психологи - тоже люди. Порой психолог способен быстрее и эффективнее решать свои проблемы. Но иногда и ему приходится обращаться к своим коллегам за помощью. И это вполне нормально. Ведь мудрость состоит не в том, чтобы все проблемы решать самому, а в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами времени и нервов.

Психологи - безотказны и добры, они помогают всем и всегда. Не следует забывать, что психолог - это профессия, которая вовсе не обязательно должна быть превращена в стиль жизни. Именно психолог не будет потакать человеческим слабостям и капризам, никогда не бросится решать ваши проблемы за вас. Он лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой в любой жизненной ситуации, как и все другие люди.

Совет психолога одним махом решит мою проблему. Следует помнить, что психологи советов не дают (в отличие, например, от друзей и соседей, которые обычно начинают с фразы "я бы на твоем месте...". Только имейте ввиду - этот совет легко может исполнить только человек, который его дает). Какой выход лучший для вас - знаете только вы сами. Психолог лишь старается помочь вам найти этот выход, осознать его и воспользоваться им.

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

15 Понятие о кадровой политике Основные функции кадровой политики: кадровое планирование; подбор персонала; адаптация; мотивация; оценка персонала; планирование и организация обучения

Кадровая политика - это вытекающий из миссии и стратегии фирмы ком­плекс работ с целью формирования и эффективного использования мотиви­рованного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно ре­агировать на воздействие внешней и внутренней среды.

Кадровая политика выполняет следующие функции:

1) занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижения по службе, отпуск, увольнение);

2) обучение (проверка новых сотрудников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);

3) оплата труда (льготные схемы, оплаты, стимулирование труда);

4) трудовые отношения (установление более эффективного стиля руководства, отношения с профсоюзами);

5) благосостояние (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем)

Планирование персонала (кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как:

  • процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятого на определенные должности в конкретные временные рамки.
  • целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации с целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями.
  • целенаправленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности в персонале, контролю над его использованием.

Подбор персонала или рекрутинг - это бизнес-процесс, являющийся одной из основных обязанностей HR-менеджеров или рекрутеров. Также подбор персонала - основная услуга, предлагаемая кадровыми агентствами и специализированными интернет-сайтами по поиску персонала.

Подбор персонала – услуга, предоставляемая кадровыми агентствами. Подбор персонала включает в себя сбор резюме, проведение собеседований, оценку потенциальных сотрудников. До собеседования у клиента-работодателя доходят лишь те соискатели, кто имеет больше всех шансов быть устроенным на эту должность. Средняя стоимость этой услуги – полторы заработной платы будущего работника.

Подбор персонала - установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.

Рекрутмент – это эффективный способ подбора персонала на вакансии квалифицированных специалистов или менеджеров среднего звена, позволяющий оптимизировать критерий «качество/затраты».

Проблема правит человеком. Один ищет хорошую работу, другой - хорошего работника. Когда соискатель получает нужное место, работодатель совсем не обязательно получает нужного сотрудника. Руководитель берет на себя риск неудачного подбора персонала. И потому можно понять все его опасения и привередливость в заявке вакансии и собеседовании с претендентом. Зачастую опасность неверного выбора заложена в самом способе поиска сотрудника и приема на работу.

В результате опроса, проведенного среди руководителей частных предприятий, с числом постоянного персонала от 5 до 30 сотрудников, выявилось шесть наиболее распространенных способов подбора специалистов. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. И в разных ситуациях его роль может изменяться от "наиболее эффективного" до "абсолютно неприемлемого".

Правильный способ уменьшит риск неудачи и снизит неизбежные расходы работодателя на подбор и подготовку нового специалиста, а соискатель получит лучшие шансы найти достойную работу.

Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха

Мотивация персонала – это искусство. Для качественной мотивации важно осознавать ожидания ваших сотрудников. Это искусство понимать ваш персонал. Помощь работникам в достижении их целей обернется для вас фантастической продуктивностью - это и есть главная цель мотивации. Добиться максимальной продуктивности. Об этом пойдет речь в нашей статье. Но, сперва, стоит рассмотреть понятие, противоположное мотивации, чтобы никогда, извините, не наступать на эти грабли.

Оценка персонала дает возможность определить пробелы в работе каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению, планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру, принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:

Результативность труда;

Профессиональное поведение;

Личностные качества.

Планирование и организация обучения

3.1. Менеджер по персоналу отвечает за планирование, организацию и контроль процесса обучения.

3.2. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение, 20% - на внеплановое обучение по производственной необходимости.

3.3. План и бюджет на обучение сроком на год создается менеджером по персоналу. Совместно с планом бюджет утверждается директором Компании. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего.

3.4. Для организации планового обучения менеджер по персоналу совместно с руководителями структурных подразделений по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатывает программы обучения и программы повышения квалификации в рамках плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:

· составу обучающихся сотрудников;

· целям и задачам обучения;

· периодичности и продолжительности обучения;

· стоимости обучения (точной или приблизительной).

3.5. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:

3.5.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направление на данное обучение сотрудника осуществляет руководитель подразделения.

3.5.2. При направлении сотрудника на обучение руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:

· перевод на другую должность (ротация);

· расширение функциональных обязанностей;

· повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

3.5.3. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает менеджер по персоналу на основании утвержденной заявки руководителя подразделения, подаваемой не позднее, чем за месяц до предполагаемого обучения.

3.5.4. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе руководителя не ранее, чем по прошествии 6 месяцев работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) - после успешного прохождения испытательного срока.

1) Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее, методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.

Эксперт - это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций. Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т. д.).

Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).

2) Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т. д.).

Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога.

3) Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель - приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

I. Работа с персоналом:

Оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

Профессиональная ориентация и консультирование;

Социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

Ускорение процессов адаптации работников в организации.

II. Организация труда:

Аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

Изучение условий труда, организации рабочих мест;

Улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);

Анализ личности работника в системе организации (изучение
отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).

III. Организационное управление и социальное планирование:

Социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

Формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

Профилактика и разрешение конфликтов;

Контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

Создание «команды»;

Повышение дисциплины труда.

Все перечисленные задачи традиционно решаются практическими психологами на отечественных предприятиях. Этот список можно дополнить перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:

Введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

Решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

Оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

Разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

Участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

Организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);

Частные психологические консультации управляющих.

Перечень задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть расширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает организационная психология?

2. Почему организационная психология является прикладной отраслью психологии?

3. Охарактеризуйте уровни анализа в организационной психологии.

4. Раскройте основные подходы к решению организационных проблем.

5. Какова роль психолога в организации?

6. Перечислите положительные и отрицательные стороны возможных позиций психолога в организации.

7. Назовите основные функции и задачи психолога в организации.

8. Каковы задачи работы психолога с персоналом?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОРОЛЕВСКИИ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОИ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Введение в профессию»

На тему: «Функции психолога, психотерапевта, психиатра»

Выполнила: Вербенко Альмира

Проверила: Козловская Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень «псих» (греч. «психея» - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих?

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем «псих», кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: «Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората». Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

1. ПСИХИАТР

Психиатр - профессия в области медицины, врач, специалист по психиатрии.

Психиатрия (нем. psychiatrie от греч. - душа и греч. - врач; греч. - врачебный, медицинский) - отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

Психиатр - это врач, работающий с различными психическими расстройствами человека. Он может работать в медицинских учреждениях, частных кабинетах и центрах, иметь собственное дело.

Психиатр занимается профилактикой и лечением различных психических заболеваний человека путем осмотра пациентов, установления диагноза, назначения подходящих лекарственных препаратов, контроля над лечением. Психиатр также может заниматься психотерапией - лечением души.

Личные качества

Стрессоустойчивость

Самообладание

Коммуникабельность

Высокие профессиональные знания

Ответственность

Внимательность

Образование . Психиатр обязательно должен иметь высшее медицинское образование, иметь сертификат специалиста. Психиатр должен обладать такими качествами как ответственность, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, тактичность, доброжелательность, иметь навыки работы с людьми, знать основы психологии.

Профессию психиатра можно получить в Российском государственном медицинском университете и в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Места работы: государственные и частные клиники, медицинские центры.

Уровень заработной платы психиатра - средний, зависит от места и опыта работы. Более высокие доходы получает психиатр, занимающийся частной практикой.

2. ПСИХОЛОГ

Психологи - ученые, специалисты по психологии, тонкие, вдумчивые наблюдатели, знатоки человеческой психологии, душевных переживаний.

Главная задача психолога - адаптировать человека к нормальной жизни, избавить от негативных эмоций, сделать его счастливым и жизнерадостным, вселить надежду в прекрасное будущее.

Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.

Обязанности психолога в компании/предприятии

Психолог изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Много психологов работает в сфере образования в должности педагог-психолог, который помогает детям адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.

В тюрьме психолог помогает заключенным вернуться к нормальной жизни после выхода на свободу.

Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Личные качества

Оптимизм,

Уверенность в своих силах,

Умение выслушать человека, успокоить, посочувствовать и вселить веру в счастливое будущее, - доброжелательность,

Терпимость,

Коммуникабельность,

Внимательность,

Уравновешенность.

Квалификационные требования: высшее психологическое образование.

Места работы: психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения, компании и предприятия.

Психолог может работать в медицинских, учебных и других заведениях, психологических центрах, на телефонах доверия, быть политическим консультантом, проводить психологическую экспертизу при совершении преступлений, предоставлять частные консультации людям. Специалиста в данной сфере охотно возьмут на должность менеджера по персоналу, тренера в области психологии. Большинство психологов - женщины, однако в некоторых сферах деятельности, где необходимы более жесткие меры воздействия, например, в политике, преобладают мужчины.

Общественные функции психолога:

Своей профессиональной деятельностью психолог должен утверждать авторитет своей науки;

Психолог должен пресекать любые профессиональные или непрофессиональные действия, могущие привести к освещению психологии в неблагоприятном свете как в социальном, так и в профессиональном отношении, отвергать необоснованные или чрезмерные требования к ней;

Психолог не должен позволять связывать свое имя с психологической работой, за которую он не может взять на себя ответственность;

В случаях использования средств массовой информации (выступление по радио, телевидению, в прессе) следует уделять особое внимание соблюдению всех положений Кодекса.

Функции школьного психолога . Школьный психолог-консультант

Консультирует:

Учащихся по вопросам оптимизации процесса обучения, совместно анализируя учебную деятельность;

Родителей с целью оказания помощи детям в организации учебных занятий и обеспечения необходимых условий для их психологического комфорта в процессе обучения;

Сетевых преподавателей по способам и методам создания ситуации успешности для учащихся.

Для сетевых преподавателей по ведению учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

Для педагога-куратора по организации взаимодействия с учащимися.

Профессия психолога является очень актуальной и востребованной. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Более высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

3. ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевт - «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией главного психотерапевта Минздрава Б.Д. Карвасарского, определяет его так: «это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии…»

Обратите внимание на то, что нигде в определении психотерапевта, даваемом таким легитимным изданием как «Психотерапевтическая энциклопедия», не упоминается, что психотерапевт - это врач или, например, врач-психиатр и что психотерапия - это раздел медицины. Наоборот, в определении делается упор на то, что психотерапевт применяет в качестве лечебного средства именно психологическое воздействие. С другой стороны, назначение лекарств никаким образом не относится к методам психологического воздействия, а значит и не является ни психотерапией, ни инструментом работы психотерапевта.

Психотерапия (психотерапевтическая энциклопедия) - от греч. psyche - душа и therapeia - лечение. В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера…

Как мы видим, и здесь, в определении психотерапии, речь идёт о помощи при проблемах и затруднениях психического (а не медицинского, соматического или органического) характера, осуществляемую психологическими (а не лекарственными или, скажем, хирургическими, требующими наличия медицинского образования) средствами.

Психотерапевт, как и психиатр, занимается лечением психических расстройств, однако, если психиатры занимаются преимущественно «тяжёлыми» психическими заболеваниями, отдавая при этом предпочтение лекарственным методам лечения, то поле деятельности психотерапевта - более лёгкие расстройства, а также пограничные состояния - те случаи, когда человеку плохо, но болезнью это состояние назвать нельзя. Основное орудие психотерапевта - слово, беседа.

Психотерапевт также владеет специальными психологическими техниками, как-то гипноз, психологические игры, аутотренинг, толкование сновидений.

Психотерапия бурно развивалась в первой половине прошлого столетия. Создалось несколько направлений психотерапии, причём приверженцы каждого направления были полностью уверены в правильности своего пути, и слушать не хотели о том, что существуют альтернативные теории. На современном этапе развития психотерапии границы между разными направлениями стираются… Тем не менее, некоторые психотерапевты предпочитают идентифицировать себя с тем или иным историческим направлением.

Психотерапевт, как любой врач, вправе назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания.

Особое поле деятельности психотерапевта - это психосоматические расстройства - заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий - душа. К психосоматическим расстройствам относятся гипертоническая болезнь, ожирение, вегетососудистая дистония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, синдром хронической усталости, неспецифический язвенный колит, некоторые формы остеохондроза, псориаза. Эти заболевания весьма распространены, и больные, ими страдающие, как правило, обращаются к терапевтам, невропатологам, дерматологам, кардиологам, гастроэнтерологам, проходят долгое, дорогостоящее лечение, и, как правило, безрезультатно.

РЕЗЮМЕ

Психиатр

Психотерапевт

Психолог

Образование

Медицинское

Медицинское

Не медицинское

Право на лечение

Право на диагностику заболевания

Преимущественный метод лечения воздействие

Медикаментозное лечение

Психологическое воздействие (беседа, психоанализ, гипноз, семейная психотерапия, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия и т.д.)

Психологическое воздействие

Преимущественная сфера компетенции

Психотические состояния, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы, алкоголизм, наркомании, неврозы, отставание в развитии и т.д.

Стрессы, последствия нервного напряжения, усталость, неврастения, нервный срыв, внутренние конфликты, депрессия, апатия, психосоматические заболевания, тревожные состояния и навязчивые страхи, панические расстройства, неудовлетворенность собой и своей жизнью, кризисные ситуации в личной жизни и на работе, энурез, тики, заикание и т.д.

Психологическое тестирование

Функции психиатра - не только лечение. Но и диагностика, и профилактика, и экспертиза психических болезней.

Психотерапия(система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это и метод лечения, и особый вид межличностного взаимодействия - пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами. Могут использоваться и лекарства).

Психолог исследует, изучает, классифицирует прежде всего здоровую человеческую личность, корректирует ее поведение, изучает взаимодействие разных личностей, но не занимается лечением. В детском дошкольном учреждении - создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

психиатр психолог психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.exat-edu.ru

2. http://grinvald.com

3. http://www.mentally.ru

4. Введение в профессию «Психолог», Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н.

5. http://psy-clinic.ru

6. Анастасия Иванова, журнал Куда пойти учиться, сайт www.ucheba.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Биография выдающегося немецкого врача-психиатра, психотерапевта еврейского происхождения Фрица Перлза. Личность в теории гештальт-терапии, подход к сопротивлению в ней. Основные приёмы работы и техники гештальт-терапии, подведение к осознаванию.

    реферат , добавлен 17.06.2016

    Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Изучение основных этапов психотерапевтического процесса. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы. Этические принципы психотерапевта. Методические средства в групповой работе.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2015

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Ознакомление с основами проблемы определения профпригодности будущего психолога. Формулировка основных моделей личности психолога. Анализ профессионально важных качеств данной личности. Изучение умения общаться с клиентом как стержневой черты психолога.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Общая информация об этическом кодексе практического психолога. Общая характеристика принципов этического кодекса психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. О вмешательстве, исследовательских работах и образовании.

    реферат , добавлен 23.05.2012

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

В продолжение темы:
Психология

Работа – это не просто способ самореализации и зарабатывания денег на существование. Это место, где человек проводит примерно треть своего времени с момента окончания учебы до...

Новые статьи
/
Популярные