Фигурист горшков личная жизнь. Александр Горшков: биография, фото, достижения

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Александр Георгиевич Горшков.

Он родился 8 октября 1946 года в Москве. На коньки он встал в 6 лет, но еще в группе начинающих за Сашей закрепился ярлык «неспособного». После года занятий тренер перевел его в группу самых слабых, что давало этим ребятам самое плохое время на открытом катке. И если бы не мама фигуриста, его спортивная карьера на этом, возможно бы и закончилась.

«Мама посчитала (не знаю уж, на основании чего), что я не заслужил такой оценки, что со мной поступили несправедливо. Она испугалась, что меня вообще скоро отчислят, потому что из группы самых слабых дальше дороги не было. И вот она решила перехитрить тренера.

Середина 1950-х гг.

(…) Тренера моя мама перехитрить сумела. Наверное, потому, что, как любая мать, она увидела у моего тогдашнего тренера одну очень плохую черту - равнодушие, невнимательность к детям, хотя технику фигурного катания, помнится, он знал неплохо и мог - если хотел - научить кататься достаточно хорошо. Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех.

И о, чудо! - тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался.

Так я попал в число перспективных. Но сам-то я помнил эту историю, помнил, что обошлись со мной… Да что об этом говорить: обходный маневр мамы принес успех, хотя надо сказать, что впоследствии она в мои «фигурные» дела не вмешивалась. Только болела, слезу роняла, телеграммы присылала и помогала по дому, как могла. За это и поклон ей низкий!» - вспоминал о своих первых шагах в спорте Александр Горшков (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Но при всем при том спортивные результаты Александра и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Однако на льду его заметила Людмила Пахомова, чемпионка СССР 1966 г. Она к тому моменту закончила свои выступления с Виктором Рыжкиным и искала себе нового партнера. Видимо, проницательная Людмила оценила не только внешние данные Александра, но и угадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность. Работать с новым дуэтом стала молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Вот как вспоминала о создании дуэта Пахомова - Горшков Татьяна Анатольевна Тарасова: «Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла себе партнера!» — «Кого?» — спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик! Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» — недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.

Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы, выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь — уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые солнцем и Чайковской, мотались еле-еле.

Занималась с ним не только Чайковская, но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что она ею будет. И «крючок» Саша распрямился» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия», 1985).

За достаточно короткий срок была проделана колоссальная работа по совершенствованию техники ледового танца и поиску своего самобытного стиля: с 10-го места на ЧЕ и 13-го на ЧМ 1967 г., 5-го места на ЧЕ и ЧМ 1968 г. - до пьедестала почета в сезоне 1969 г., когда танцоры стали бронзовыми призерами ЧЕ и серебряными - ЧМ.

А в 1970 г. Пахомова и Горшков становятся чемпионами Европы и мира и вплоть до 1976 г. - безусловными законодателями мод в танцах на льду. Вот что говорила о своих учениках в их первом победном сезоне их тренер Елена Анатольевна Чайковская: «Больше всех привлекает сейчас внимание танцевальная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их прогресс за последние годы непосвященным может показаться просто удивительным. А раз так, то, несомненно, и характеры у них удивительные.

Начну с того, что сам по себе поступок Людмилы, которая в 1966 году решила сменить партнера, с которым трижды завоевала звание чемпионки страны, беспрецедентен. Но решение ее было твердым, бесповоротным, хорошо продуманным. Но следующий шаг Людмилы совсем поверг всех в изумление. Она выбрала в партнеры неудачливого, совершенно бесперспективного перворазрядника Александра Горшкова, на которого все тренеры махнули рукой.

(...) То, что Пахомова обратилась именно ко мне с просьбой тренировать их, тоже было смелым шагом с ее стороны. И тоже показывает ее характер. Начало было трудным. Ох, каким трудным! Но передышек у нас не было. Тренировки сразу начались сверхнапряженные. Пахомова похудела, осунулась. У Горшкова только одни глаза на лице остались. Нам надо было проделать за один год работу, которая у других пар занимала несколько лет. И мы ее выполнили. Пахомова работала за двоих. И выстояла. Тогда-то и начали проявляться лучшие стороны ее дарования, ранее незаметные, а может быть, и просто не нужные для старой пары.

(...) Программы - от первой до последней - были построены на вспышках. Для Пахомовой такая вспышка - быстрый, молниеносный, я бы даже сказала, острый поворот, вращение. И для того, чтобы стремительные, неожиданные повороты и вращения стали реальностью, Пахомова уже имела хорошую технику катания и, если можно так выразиться, технику характера. Все теперь зависело от Горшкова. Партнер должен был сразу стать равноправным исполнителем в паре. Вместе с Пахомовой мы сделали все, чтобы это осуществить. И если бы характер у Людмилы был иным, то, вероятно, и облик пары получился бы не таким, каким его хотелось увидеть.

ЧЕ 1970 года

Любопытно, наверное, каков же характер у партнера Людмилы? Сразу должна сказать, что вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Горшкова, смог бы выдержать те испытания, которые выпали на его долю. Явное неравенство партнеров требовало от него, в особенности на первых порах, необычайной крепости духа, безграничного фанатизма, преданности, целеустремленности, просто терпеливости. Как показало время, все это Саша имел. Вероятно, Горшков поддерживало в этом трудном испытании то, что пара создавалась на принципе равноправия партнеров. Он должен был стать на одну ступень мастерства с Людмилой. И он хотел, чтобы это произошло как можно раньше, он ведь мужчина, и он не может себе позволить, даже при имеющемся гандикапе, отставать от партнерши.

Людмила и Александр с тренером Еленой Чайковской. ЧЕ 1970 года

(...) Теперь я уже отлично знаю, скажем, что перед стартом Горшков сам себя может "съесть". Он замыкается в себе. Все его мысли концентрируются только на предстоящем выступлении. В принципе здесь нет ничего страшного. Даже хорошо, что спортсмен может, отвлекаясь от всего, сосредоточиться на самом главном. Но не следует все-таки терзать себя мыслями о предстоящем старте безмерно. И я всегда стараюсь отвлечь Сашу. Веселый разговор, несколько шуток - как мало иногда надо - и вот удалось снять напряжение. Важно только сделать это вовремя.

А на тренировке Горшков любит, когда тренер его похвалит. В особенности если это похвала не праздная, не ради красного слова, а по делу, если сам Саша знает, что действительно удачно выполнил тот или иной элемент. Тогда он на тренировке может горы свернуть. Улыбается. Радуется. На партнершу гордо посматривает. И все ему удается, все ладится» (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

Довольно скоро после начала совместной работы Александр понял, что его чувство к Людмиле не исчерпывается восхищением ею лишь как фигуристкой, и это чувство не разбилось о стену, оно оказалось разделенным. Любовь помогала им преодолеть многие неизбежные трудности ежедневной рутинной работы. Но они твердо решили, что семью создадут только после того, как достигнут своей главной цели - станут чемпионами мира. После возвращения из традиционного турне после ЧМ 1970 года, в апреле месяце Людмила и Александр сыграли свадьбу.

В день свадьбы. 1970 год

За годы своей блестящей карьеры Людмила Пахомова и Александр Горшков были шестикратными чемпионами Европы (1970-71 и 1973-76 гг.), мира (1970-74 и 1976 гг.) и первыми в истории олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).

Лишь однажды - в 1972 г. - они уступили титул чемпионов Европы брату и сестре Анжелике и Эриху Бук из ФРГ, чья победа, впрочем, была отнюдь не бесспорной. И еще они не смогли защитить свой титул чемпионов мира в 1975 г. из-за серьезной болезни и операции на легком Александра, который поразил всех своим мужеством и преданностью своему виду спорта и людям, с которыми были связаны его успехи.

Произвольный танец на ЧМ 1971 года

Вернувшись в строй в олимпийском сезоне, он вновь доказал, что является самым надежным, самым техничным и при этом самым элегантным партнером, подчеркивающим лучшие качества своей блистательной партнерши.

Кстати, вот что сама Людмила говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко.

Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то.

(...) Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).

ЧМ 1973 года

Творческая палитра Людмилы и Александра была поистине безграничной: им было под силу воплотить на льду любые образы, передать тончайшие нюансы любой мелодической темы. С первых же их совместных шагов в спорте их «визитной карточкой» стало танго «Кумпарсита».

Танго "Кумпарсита". Показательные выступления на ОИ 1976 года

«Впервые в этом танце движения характерного танца были перенесены на лед. Это относится и к движениям рук, и к движениям ног. И испанские сипатеады тоже вошли в него. И испанский - специфический, не встречающийся более нигде, - ход. И также впервые в танцах на льду был использован диалог партнеров. Партнерша делает движение - партнер как бы отвечает на него.

"Кумпарсита". 1969 год

И в танце мы отказались от обычной для танцевальных пар банальной синхронности. В «Кумпарсите» внешняя дисгармония некоторых жестов является отражением внутренней гармонии всего танца, как беспрерывного диалога двух влюбленных», - писала о «Кумпарсите» Елена Анатольевна Чайковская (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

"Кумпарсита". 1969 год

В арсенале показательных танцев Пахомовой и Горшкова, кроме «Кумпарситы», были еще и столь непохожие друг на друга «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Памяти Луи Армстронга», «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», танец под песню Демиса Руссоса «Зимние дожди».

"Вальс" на показательных выступлениях ЧЕ 1975 года

Их произвольные танцы, которые они каждый сезон выносили на суд зрителей и специалистов, зачастую вызывали дискуссии, споры, но неизменно становились новым шагом вперед. Квинтессенцией их совместного с Чайковской творчества явился их олимпийский произвольный танец, принесший им победу на ОИ 1976 года в Инсбруке.

"Вальс". 1975 год

Вот как сам Александр Горшков вспоминает об этом танце: «Мы были влюблены в наш олимпийский танец. Я влюблен в него по сей день. (…) Олимпийская произвольная программа была для нас увлекательной прежде всего потому, что нам удалось сделать качественно новую программу, создав для нее и новые шаги, поддержки. Сумели не только увидеть, но и перенести на лед самобытные, ни с чем не сравнимые движения «Фламенко», «Танца каблучков».

ОИ 1976 года

(…) Новые элементы порождали новые приемы. Новые приемы давали возможность осуществить то, что казалось еше вчера просто немыслимым. Это и испанские шаги, и «дробушки», и кастаньетная дробь «каблучков», и вращения, и поддержки, и новые позы…

ОИ 1976 года

(…) Все лето, осень и начало зимы 1975-1976 годов мы добавляли к тому, что умели делать на льду, одну новинку за другой. Это и было тем главным, что склонило чашу весов в борьбе за первые в истории Игр звания чемпионов в спортивных танцах на льду. Не тот багаж славы, который обычно помогает чемпионам. Не повторение своих же рекордных взлетов. Нет. Успех нам обеспечило практически полное обновление всех постановочных приемов. Новая композиция. Новая техника. И органически связанный со всем этим творческий и духовный рост, который проявил себя скачкообразно на том мощнейшем фундаменте, который был воздвигнут за целое десятилетие.

ОИ 1976 года

(…) Как взять душу «фламенко» и перенести ее в ледовый танец? Считаю, что наш тренер и для себя в тот год установил своеобразный рекорд постановочной работы. Из «Фламенко» она взяла образ танца, его смысл и поставила его на коньки. Поэтому и шло от шага к шагу наращивание темы, и сам финал прозвучал необычайно свежо, победно!

ОИ 1976 года

(…) Для меня в олимпийской программе было несколько своих сложных «узлов». Если Мила в нем сама страсть, сама экспрессия и темперамент, то моя роль партнера, ведущего требовала большей сдержанности, строгости. Я бы сказал, требовала линии. Держать линию в испанском танце очень трудно. А ведь даже просто расправить до конца плечи мне было очень трудно, - тот, кто переносил операции грудной полости, знает, как долго просто интуитивно боишься сделать неловкое движение, чтобы шов не разошелся. Давно уже зарос хирургический разрез, бояться нечего, но шрам саднит, ноет, просто чешется. И ты помнишь о нем, ты боишься, как бы чего не случилось. И это - помимо твоей воли.

ОИ 1976 года

(…) Много месяцев я внимательно следил за всеми своими чувствами, реакциями в этом танце. Хотелось, чтобы была абсолютная не только художественная или техническая, но и чисто физическая надежность. Я проделывал сотни упражнений дыхательной гимнастики. Полностью восстановить объем легких так и не смог, зато приучил их к гораздо более эффективной, интенсивной работе. Научился более разумно регулировать дыхание, понял, где могу незаметно для зрителя, и даже для Милы, делать для себя передышки. За этот подготовительный цикл я сделал так много, чтобы превратить себя в Фигуриста Разумного» ((Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Произвольный танец на ЧМ 1976 года

В конце сезона 1976 г., завоевав в спорте все возможные титулы, Людмила и Александр покинули лед, а в 1977 г. у супругов родилась дочь Юля.

Людмила и Александр с дочерью Юлей. 1978 год

В том же году Горшков стал спортивным функционером и долгие годы (1977-1992) был государственным тренером по ФК Госкомспорта СССР. С 1992 г. он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 1984 г. он стал членом ИСУ по танцам на льду.

Александр Горшков со второй женой Ириной. 2000-е гг.

В 1986 г. Александр пережил тяжелую утрату - неизлечимую болезнь и смерть любимой жены Людмилы. Некоторое время спустя он создал новую семью. Его вторая супруга - Ирина Горшкова - переводчик. Дочь Юлия окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Александр Горшков с дочерью Юлей. Начало 2000-х гг.

В 2010 г. Александр Георгиевич избран президентом ФФКР.

Деятельность Горшкова была высоко оценена правительством страны: он награжден орденами Знак Почета (1972), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), За заслуги перед Отечеством IV степени (2007). Имя дуэта Пахомова-Горшков внесено в Книгу рекордов Гиннеса. В Одинцовском районе Москвы открыт центр фигурного катания имени Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Александр Георгиевич Горшков с Юко Кавагути. 2010 год

В памяти же тех, кому посчастливилось видеть этот дуэт на льду в пору его расцвета, Людмила Пахомова и Александр Горшков остаются непревзойденным эталоном мастерства, красоты и преданности друг другу и своему делу, в которое они вкладывали душу.

    Тогда, в 1966 году, мало кто верил, что из этих двоих что-нибудь получится. Однако прошло четыре года, и Людмила Алексеевна Пахомова и Александр Георгиевич Горшков стали одной из лучших мировых пар в фигурном катании. С 1976 года в программу Олимпийских игр по фигурному катанию была включена дисциплина спортивного танца на льду. Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке по фигурному катанию в этой спортивной категории.

    Первые спортивные шаги будущего чемпиона

    Родился Александр Георгиевич Горшков в Москве 8 октября 1946 года. В семье Георгия и Марии Горшковых появился на свет малыш - будущий олимпийский чемпион, многократный чемпион мировых и Европейских первенств, заслуженный мастер спорта Советского Союза. Спортивная биография Александра Горшкова начинается с 1956 года, когда он впервые ступил на ледовую арену Московской детско-юношеской спортивной школы при стадионе Юных пионеров.
    Как и все мальчишки, юноша мечтал покорять хоккейные ледовые площадки красивыми голами. Однако тренер не разглядел в парне задатки хоккеиста, и родителям Горшкова порекомендовали сменить вид спорта. Так, по воле судьбы, Саша Горшков стал фигуристом. К 1966 году, выступая на различных соревнованиях, Александр Георгиевич Горшков выполняет норму первого взрослого спортивного разряда по фигурному катанию.

    Звёздный дуэт

    В 1964 году после триумфального выступления на чемпионате СССР в Кирове Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжина, где пара победила, казалось, что зарождается новый звёздный дуэт в фигурном катании. Однако после двукратного повторения успеха на Чемпионатах СССР в Киеве в 1965 и 1966 году пара распалась.
    На носу Чемпионат СССР в Куйбышеве, а тренерский штаб озабочен подбором партнёра для Людмилы Пахомовой. Именно тогда по рекомендации Елены Чайковской была создана новая танцевальная пара, которую она же и взялась подготовить на чемпионат страны.

    Начало большого пути

    В успех этой вновь образовавшейся пары никто не верил. Александр Горшков – фигурист-одиночка, на тот период был всего лишь подающим надежды перворазрядником. Однако веру в успех вселяла молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская, которая предложила освоить совершенно новый стиль в фигурном катании – стиль спортивного танца на льду, набирающего всё большую популярность в мировом ледовом спорте.
    Нестандартный подход к оригинальной танцевальной теме в русском стиле основывался на традициях советской балетной школы, где использовались классические произведения русских композиторов и народная музыка.
    За три года упорных тренировок пара добилась определенных успехов на внутренних чемпионатах и международных первенствах:
    • 1967 год. Чемпионат СССР в Куйбышеве – серебро;
    • 1967 год. Чемпионат мира в Вене (Австрия) – 13 место;
    • 1967 год. Чемпионат Европы в Любляне (Югославия) – 10 место;
    • 1968 год. Чемпионат СССР в Воскресенске – серебряные медали;
    • 1968 год. Чемпионат мира в Женеве (Швейцария) – 6 место;
    • 1968 год. Чемпионат Европы в Вестеросе (Швеция) – 5 место;
    • 1969 год. Чемпионат СССР В Ленинграде – золото;
    • 1969 год. Чемпионат мира в Колорадо-Спрингс (США) – серебро;
    • 1969 год. Чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) – бронзовые медали.
    Молодые фигуристы продолжали упорно тренироваться под руководством своего тренера.

    Чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне

    1970 год стал знаковым событием в жизни спортивной пары. Ленинград принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. Блестяще откатав обязательную программу, Александр Георгиевич Горшков и Людмила Алексеевна Пахомова становятся победителями европейского первенства.
    Это был первый грандиозный успех будущих олимпийских чемпионов, которые доказали состоятельность своего звездного дуэта. А вскоре им покорился и чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне (Югославия).
    Таким образом, А. Горшков и Л. Пахомова становятся первыми из спортсменов советской школы фигурного катания обладателями международных титулов Чемпионата мира и Европы. Помимо спортивных достижений в 1970 году произошло ещё одно важное событие в жизни Александра Горшкова и Пахомовой – они стали мужем и женой.

    Дальнейшие успехи

    Победа в Чемпионате мира и золото европейского первенства не стали единичным случаем в жизни фигуристов. Коллекция золотых медалей пополнялась с каждым годом, подтверждая, что они действительно сильнейшая пара в мировом фигурном катании:
    • 1971 год. Чемпионат мира в Лионе (Франция) – золото;
    • 1971 год. Чемпионат Европы в швейцарском Цюрихе – золото;
    • 1972 год. Первое место на Чемпионате Мира в Калгари (Канада);
    • 1972 год. Серебряные медали на европейском первенстве в Гётеборге (Швеция). На этом чемпионате во время исполнения спортивного танца партнёр оступился, и пальму первенства А. Горшков и Л.Пахомова отдали немецким фигуристам Ангелике и Эриху Бук, сестре и брату.
    Эта досадная ошибка не сделала их слабее, а лишь стала поводом, чтобы вновь доказать, что они, действительно, лучшие в мире:
    • 1973 год. Чемпионат Европы в Кёльне (Германия) – золото;
    • 1973 год. Чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) – золото;
    • 1974 год. Чемпионат Европы в Загребе (Югославия) – золото;
    • 1974 год. Чемпионат мира по фигурному катанию в Германии, г. Мюнхен – золото;
    • 1975 год. Чемпионат Европы в столице Дании – золотые медали.
    За три года - ни одного проигрыша!

    Олимпийский характер

    Возвращаясь с европейского турнира в Копенгагене, Александр почувствовал резкую боль в спине. По приезде в Москву врачи диагностировали тяжёлое заболевание лёгочной системы. Была необходима срочная операция, которая ставила под угрозу не только участие пары в Олимпийских играх в Инсбруке, но и дальнейшую спортивную карьеру А. Горшкова. Сила, воля и характер спортсмена заставили его преодолеть все трудности и в очередной раз выйти победителем.
    Уже на следующий год пара превосходно отработала обязательную программу и получила наивысшие баллы спортивного жюри Чемпионата Европы-76 в Швейцарии. Золотые медали в очередной раз пополнили коллекцию звёздного дуэта.
    Европейское первенство в Женеве стало отправной точкой и стартовой площадкой перед первым олимпийским испытанием для Людмилы и Александра, которые они выдержали с честью.

    Золото олимпийского Инсбрука

    Спортивные «доброжелатели» с интересом наблюдали за титулованной парой из Москвы, делая ставки на успех или неуспех фигуристов из Советского Союза. Однако в очередной раз А. Горшков и Л. Пахомова доказали, что равных им нет.
    Убедительный отрыв от ближайших соперников сделали этот дуэт недосягаемым, и они по праву стали обладателями золотых медалей в олимпийском Инсбруке (Австрия).
    Золотые медали Чемпионата мира в Швеции, которые А. Горшков и Л. Пахомова завоевали в Гётеборге в марте 1976 года, стали последними наградами в их спортивной карьере. Семейная пара приняла решение оставить большой спорт и заняться тренерской работой.

    См. также:

    Итоги спортивной карьеры

    На протяжении девяти лет, с 1967 по 1976 год, спортивный дуэт стал обладателем золотых медалей шести Чемпионатов мира, шести Чемпионатов Европы и шести Чемпионатов Советского Союза. Такой успех до сегодняшнего дня в танцах на льду не повторил ни один спортсмен. Именно это достижение фигуристов было отмечено как рекордное в Книге Гиннеса.

    Общественная и личная жизнь Александра Горшкова

    Окончив карьеру в большом спорте, А. Горшков становится спортивным функционером. Государственный тренер по фигурному катанию Госкомспорта СССР – эту должность Александр Георгиевич занимал на протяжении пятнадцати лет, с 1977 по 1992 год. Результатом большой любви между спортсменами становится Юля – дочь Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, которая родилась в 1977 году. Однако семейное счастье длилось недолго.


    В 1979 году у Людмилы Алексеевны обнаружилось злокачественное опухолевое заболевание эндокринной системы. На первых порах, когда заболевание можно было остановить, Л. Пахомова недостаточно уделяла внимание своей персоне. Тренерская работа требовала полной отдачи на льду, ни о каком лечении речь не шла. До последнего дня супруга А. Г. Горшкова была предана спорту и своим ученикам.
    Находясь под капельницей, она постоянно спрашивала об успехах своих подопечных. 17 мая 1986 года в возрасте 39 лет не стало Людмилы Пахомовой. Лимфогранулематоз – официально подтверждённая причина смерти великой спортсменки. Александр Горшков потерял не только жену, но и верного, проверенного друга, спутника жизни.
    Второй брак Александра Горшкова был оформлен с Ириной, давней подругой спортсмена, с которой он был знаком ещё при жизни Л. А. Пахомовой.
    Вторая супруга на тот период работала переводчиком в посольстве Италии в России. У жены Александра Горшкова от первого брака есть сын, который прекрасно поладил с отчимом. Однако это событие немного отдалила дочь Юлию от отца. Всё это время, после смерти Л. Пахомовой, воспитанием девочки занималась её бабушка – мать Людмилы. Лишь после её смерти Юлия впервые познакомилась с мачехой. Было это в канун Нового 1994 года. Сегодня Юлия Александровна живёт и работает в Париже, она успешный модельер и дизайнер одежды.

    Дальнейшая карьера

    С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Л. А. Пахомовой, инициатором создания которого выступили Елена Анатольевна Чайковская, Татьяна Анатольевна Тарасова и сам Александр Георгиевич. С июня 2010 года А. Г. Горшков возглавил Федерацию фигурного катания в России. Заслуги великого спортсмена были высоко оценены государством:
    • 1970 год – заслуженный мастер спорта СССР;
    • 1972 год – орден «Знак Почёта»;
    • 1976 год – орден Трудового Красного Знамени;
    • 1988 год – заслуженный тренер СССР;
    • 1988 год – орден Дружбы народов;
    • 1997 год – заслуженный работник физической культуры и спорта России;
    • 2007 год – орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
    • 2014 год – орден Почёта.
    Сегодня Александр Георгиевич Горшков по-прежнему остаётся в строю, живёт и активно работает в Москве, занимаясь своим любимым делом.

    Тогда, в 1966 году, мало кто верил, что из этих двоих что-нибудь получится. Однако прошло четыре года, и Людмила Алексеевна Пахомова и Александр Георгиевич Горшков стали одной из лучших мировых пар в фигурном катании. С 1976 года в программу Олимпийских игр по фигурному катанию была включена дисциплина спортивного танца на льду. и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке по фигурному катанию в этой спортивной категории.

    Первые спортивные шаги будущего чемпиона

    Родился Александр Георгиевич Горшков в Москве 8 октября 1946 года. В семье Георгия и Марии Горшковых появился на свет малыш - будущий олимпийский чемпион, многократный чемпион мировых и Европейских первенств, заслуженный мастер спорта Советского Союза. Спортивная биография начинается с 1956 года, когда он впервые ступил на ледовую арену Московской детско-юношеской спортивной школы при стадионе Юных пионеров.

    Как и все мальчишки, юноша мечтал покорять хоккейные ледовые площадки красивыми голами. Однако тренер не разглядел в парне задатки хоккеиста, и родителям Горшкова порекомендовали сменить вид спорта. Так, по воле судьбы, Саша Горшков стал фигуристом. К 1966 году, выступая на различных соревнованиях, Александр Георгиевич Горшков выполняет норму первого взрослого спортивного разряда по фигурному катанию.

    Звёздный дуэт

    В 1964 году после триумфального выступления на чемпионате СССР в Кирове Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжина, где пара победила, казалось, что зарождается новый звёздный дуэт в фигурном катании. Однако после двукратного повторения успеха на Чемпионатах СССР в Киеве в 1965 и 1966 году пара распалась. На носу Чемпионат СССР в Куйбышеве, а тренерский штаб озабочен подбором партнёра для Людмилы Пахомовой. Именно тогда по рекомендации была создана новая танцевальная пара, которую она же и взялась подготовить на чемпионат страны.

    Начало большого пути

    В успех этой вновь образовавшейся пары никто не верил. Александр Горшков - фигурист-одиночка, на тот период был всего лишь подающим надежды перворазрядником. Однако веру в успех вселяла молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская, которая предложила освоить совершенно новый стиль в фигурном катании - стиль спортивного танца на льду, набирающего всё большую популярность в мировом ледовом спорте.

    Нестандартный подход к оригинальной танцевальной теме в русском стиле основывался на традициях советской балетной школы, где использовались классические произведения русских композиторов и народная музыка. За три года упорных тренировок пара добилась определенных успехов на внутренних чемпионатах и международных первенствах:

    • 1967 год. Чемпионат СССР в Куйбышеве - серебро;
    • 1967 год. Чемпионат мира в Вене (Австрия) - 13 место;
    • 1967 год. Чемпионат Европы в Любляне (Югославия) - 10 место;
    • 1968 год. Чемпионат СССР в Воскресенске - серебряные медали;
    • 1968 год. Чемпионат мира в Женеве (Швейцария) - 6 место;
    • 1968 год. Чемпионат Европы в Вестеросе (Швеция) - 5 место;
    • 1969 год. Чемпионат СССР В Ленинграде - золото;
    • 1969 год. Чемпионат мира в Колорадо-Спрингс (США) - серебро;
    • 1969 год. Чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) - бронзовые медали.

    Молодые фигуристы продолжали упорно тренироваться под руководством своего тренера.

    Чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне

    1970 год стал знаковым событием в жизни спортивной пары. Ленинград принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. Блестяще откатав обязательную программу, Александр Георгиевич Горшков и Людмила Алексеевна Пахомова становятся победителями европейского первенства.

    Это был первый грандиозный успех будущих олимпийских чемпионов, которые доказали состоятельность своего звездного дуэта. А вскоре им покорился и чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне (Югославия). Таким образом, А. Горшков и Л. Пахомова становятся первыми из спортсменов советской школы фигурного катания обладателями международных титулов Чемпионата мира и Европы. Помимо спортивных достижений в 1970 году произошло ещё одно важное событие в жизни Александра Горшкова и Пахомовой - они стали мужем и женой.

    Дальнейшие успехи

    Победа в Чемпионате мира и золото европейского первенства не стали единичным случаем в жизни фигуристов. Коллекция золотых медалей пополнялась с каждым годом, подтверждая, что они действительно сильнейшая пара в мировом фигурном катании:

    • 1971 год. Чемпионат мира в Лионе (Франция) - золото;
    • 1971 год. Чемпионат Европы в швейцарском Цюрихе - золото;
    • 1972 год. Первое место на Чемпионате Мира в Калгари (Канада);
    • 1972 год. Серебряные медали на европейском первенстве в Гётеборге (Швеция). На этом чемпионате во время исполнения спортивного танца партнёр оступился, и пальму первенства А. Горшков и Л.Пахомова отдали немецким фигуристам Ангелике и Эриху Бук, сестре и брату.

    Эта досадная ошибка не сделала их слабее, а лишь стала поводом, чтобы вновь доказать, что они, действительно, лучшие в мире:

    • 1973 год. Чемпионат Европы в Кёльне (Германия) - золото;
    • 1973 год. Чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) - золото;
    • 1974 год. Чемпионат Европы в Загребе (Югославия) - золото;
    • 1974 год. Чемпионат мира по фигурному катанию в Германии, г. Мюнхен - золото;
    • 1975 год. Чемпионат Европы в столице Дании - золотые медали.

    За три года - ни одного проигрыша!

    Олимпийский характер

    Возвращаясь с европейского турнира в Копенгагене, Александр почувствовал резкую боль в спине. По приезде в Москву врачи диагностировали тяжёлое заболевание лёгочной системы. Была необходима срочная операция, которая ставила под угрозу не только участие пары в Олимпийских играх в Инсбруке, но и дальнейшую спортивную карьеру А. Горшкова. Сила, воля и характер спортсмена заставили его преодолеть все трудности и в очередной раз выйти победителем.

    Уже на следующий год пара превосходно отработала обязательную программу и получила наивысшие баллы спортивного жюри Чемпионата Европы-76 в Швейцарии. Золотые медали в очередной раз пополнили коллекцию звёздного дуэта.

    Европейское первенство в Женеве стало отправной точкой и стартовой площадкой перед первым олимпийским испытанием для Людмилы и Александра, которые они выдержали с честью.

    Золото олимпийского Инсбрука

    Спортивные «доброжелатели» с интересом наблюдали за титулованной парой из Москвы, делая ставки на успех или неуспех фигуристов из Советского Союза. Однако в очередной раз А. Горшков и Л. Пахомова доказали, что равных им нет. Убедительный отрыв от ближайших соперников сделали этот дуэт недосягаемым, и они по праву стали обладателями золотых медалей в олимпийском Инсбруке (Австрия).

    Золотые медали Чемпионата мира в Швеции, которые А. Горшков и Л. Пахомова завоевали в Гётеборге в марте 1976 года, стали последними наградами в их спортивной карьере. Семейная пара приняла решение оставить большой спорт и заняться тренерской работой.

    Итоги спортивной карьеры

    На протяжении девяти лет, с 1967 по 1976 год, спортивный дуэт стал обладателем золотых медалей шести Чемпионатов мира, шести Чемпионатов Европы и шести Чемпионатов Советского Союза. Такой успех до сегодняшнего дня в танцах на льду не повторил ни один спортсмен. Именно это достижение фигуристов было отмечено как рекордное в Книге Гиннеса.

    Общественная и личная жизнь Александра Горшкова

    Окончив карьеру в большом спорте, А. Горшков становится спортивным функционером. Государственный Госкомспорта СССР - эту должность Александр Георгиевич занимал на протяжении пятнадцати лет, с 1977 по 1992 год.

    Результатом большой любви между спортсменами становится Юля - дочь Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, которая родилась в 1977 году. Однако семейное счастье длилось недолго.

    В 1979 году у Людмилы Алексеевны обнаружилось злокачественное опухолевое заболевание эндокринной системы. На первых порах, когда заболевание можно было остановить, Л. Пахомова недостаточно уделяла внимание своей персоне. Тренерская работа требовала полной отдачи на льду, ни о каком лечении речь не шла.

    До последнего дня супруга А. Г. Горшкова была предана спорту и своим ученикам. Находясь под капельницей, она постоянно спрашивала об успехах своих подопечных.

    17 мая 1986 года в возрасте 39 лет не стало Людмилы Пахомовой. Лимфогранулематоз - официально подтверждённая причина смерти великой спортсменки. Александр Горшков потерял не только жену, но и верного, проверенного друга, спутника жизни.

    Второй брак Александра Горшкова был оформлен с Ириной, давней подругой спортсмена, с которой он был знаком ещё при жизни Л. А. Пахомовой. Вторая супруга на тот период работала переводчиком в посольстве Италии в России. У жены Александра Горшкова от первого брака есть сын, который прекрасно поладил с отчимом. Однако это событие немного отдалила дочь Юлию от отца. Всё это время, после смерти Л. Пахомовой, воспитанием девочки занималась её бабушка - мать Людмилы. Лишь после её смерти Юлия впервые познакомилась с мачехой. Было это в канун Нового 1994 года. Сегодня живёт и работает в Париже, она успешный модельер и дизайнер одежды.

    Дальнейшая карьера

    С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Л. А. Пахомовой, инициатором создания которого выступили Елена Анатольевна Чайковская, Татьяна Анатольевна Тарасова и сам Александр Георгиевич. С июня 2010 года А. Г. Горшков возглавил Федерацию фигурного катания в России. Заслуги великого спортсмена были высоко оценены государством:

    • 1970 год - заслуженный мастер спорта СССР;
    • 1972 год - орден «Знак Почёта»;
    • 1976 год - орден Трудового Красного Знамени;
    • 1988 год - заслуженный тренер СССР;
    • 1988 год - орден Дружбы народов;
    • 1997 год - заслуженный работник физической культуры и спорта России;
    • 2007 год - орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
    • 2014 год - орден Почёта.

    Сегодня Александр Георгиевич Горшков по-прежнему остаётся в строю, живёт и активно работает в Москве, занимаясь своим любимым делом.

    8 октября 1946 года родилась будущая звезда фигурного катания - Александр Горшков. Москва - его родной город. Мальчик встал на коньки и начал активные тренировки в возрасте шести лет. Ребенку приходилось разрываться между средней образовательной школой и школой фигурного катания. После окончания образовательного учебного заведения он поступает в Институт физической культуры. Случилось это в 1964 году. В 1970-м Александр успешно окончил учебное заведение, в котором продолжал усиленные тренировки по усовершенствованию фигурных навыков.

    Биография: Александр Горшков и его первые шаги в спорте

    Когда Саше было шесть лет, его мама Мария Сергеевна в разговоре с матерью одноклассника узнала, что в Сокольниках проходит набор в школу фигурного катания. Именно в тот момент появилась идея отдать ребенка в спорт. Обе мамы подружились между собой, в один день взяли мальчишек за руки и отвели в школу для начинающих фигуристов. Первые месяцы пребывания в школе у Александра прошли в тяжелых условиях. У него практически ничего не получалось, и его сразу записали в ряды неуспевающих. В школе присутствовало деление на уровни, и Саша попал на занятия более примитивного уровня.

    Мама Александра с таким положением вещей была не согласна и мириться не собиралась. Однажды Мария Сергеевна взяла свое чадо за руку и насильно привела его в продвинутую группу. По счастливой случайности на тот момент в группе был новый тренер, который не был знаком со всем составом. Преподаватель решил, что Саша долго болел, поэтому он не видел его в рядах учеников. Так Александр Горшков остался в группе более высокого уровня, и, как окажется после, не зря. Именно здесь он и познакомился со своей будущей партнершей Людмилой Пахомовой.

    Елена Чайковская

    Особую роль в жизни начинающего фигуриста сыграла тренер Ведь именно она рассмотрела в двух молодых людях будущих чемпионов. В тот момент, когда Елена только начала работу с молодыми дарованиями, она сама являлась молодым и малоопытным тренером. Да и в пару Людмилы и Александра никто, в принципе, не верил, кроме Чайковской.

    Три молодых дарования начали совместную работу по созданию нового стиля в фигурном катании, который именуется "новым русским стилем". Начало их работы было положено в мае 1966 года. Спустя полгода пара уже дебютировала на международных соревнованиях.

    Людмила Пахомова

    Самые лучше годы в жизни Александра были связаны с именем Людмилы Пахомовой. Мила - так он ласково называл свою партнершу по спорту и по жизни. В тот момент, когда только произошло их знакомство, Пахомова уже была довольно известной личностью. Вместе со своим бывшим партнером Виктором Рыжкиным девушка уже являлась чемпионкой Советского Союза. На фоне столь звездной личности никому не известный Александр Горшков, фото которого вы видите в статье, смотрелся очень блекло. Но Чайковская продолжала верить в то, что у ее воспитанников есть хорошее будущее.

    Спортивные достижения пары Пахомовой и Горшкова

    Благодаря упорным тренировкам и вере тренера в успех дуэта спустя пару лет появились первые результаты. В 1969 году Александр Горшков и дебютировали на чемпионате Европы, где заняли почетное третье место. Первенство мира принесло им более успешные показатели. Там они оказались слабее действующих чемпионов Дианы Таулер и Бернарда Форда. Несмотря на то что представители школы нового русского стиля уступили титулованной паре, англичане отметили профессионализм и успешное будущее молодых фигуристов.

    Результаты не заставили себя долго ждать, и уже в 1970 году Александр Горшков и Пахомова становятся чемпионами Европы. Дальнейшая карьера пары складывалась очень успешно. Чемпионами мира они становились в общей сложности шесть раз. И даже после того, как однажды уступили первое место немецкой паре, в следующем году они взяли реванш на весьма хорошем уровне. Ни у кого больше не оставалось вопросов о лидерстве.

    В целом паре постоянно приходилось доказывать свое первенство не только в борьбе с немецкими спортсменами. Конкуренцию пришлось выдерживать от мастеровитых фигуристов США, Великобритании, ФРГ и многих других. Ребята постоянно должны были доказывать, что они лучшие. У них не было права на ошибку.

    Олимпийские игры

    В 1976 году паре предстояло дебютировать на Олимпийских играх в Инсбруке. Однако незадолго до этого события Александр Горшков перенес серьезную операцию на легких. Несмотря на трудности со здоровьем, мужчина восстановился и принял участие в первых в своей жизни настолько серьезных соревнованиях. На Олимпийских играх дуэт вновь доказал, что лучше их никого нет. Пара ушла в колоссальный отрыв от своих преследователей и забрала олимпийское золото домой в Москву.

    Что касается Елены Чайковской, то она брала золото на двух подряд Олимпийских играх, правда, уже с другой парой.

    Первый брак

    Идеальная пара на льду оказалась идеальной парой для создания семьи. С самых первых совместных шагов, которые молодые люди сделали на льду, между ними пробежала некая искра. Они начали испытывать не только уважение и симпатию друг к другу. Они почувствовали, как в них начали разгораться более серьезные чувства. В результате этого уже в 1970 году пара поженилась. Свадьба состоялась сразу после того, как фигуристы взяли первенство в Любляне.

    Спортивная карьера недолгая, и уже через год после успешного дебюта на Олимпийских играх пара ее завершила. Людмила решила продолжить реализовываться в качестве тренера, а Александр - в качестве спортивного функционера.

    В 1977 году у пары родилась дочь Юлия. Дать должную заботу и посвятить большое количество времени своему ребенку женщина не смогла. Людмила и Александр с головой ушли в спортивную карьеру, а воспитание Юлии находилось под контролем ее бабушки.

    В 1978 году Людмила уже становится тренером сборной Советского Союза. И нужно сказать, из девушки получился вполне успешный наставник, который смог воспитать не один дуэт чемпионов. Однако находиться длительное время на пике популярности у нее не получилось. Через год у Людмилы нашли опухоль, с которой она безуспешно боролась на протяжении 7 лет.

    Трагедия в жизни титулованного фигуриста

    Болезнь не собиралась отступать, а Людмила не смогла найти время для борьбы с ней. Она всегда бежала на лёд, отказывалась от медицинской помощи. Наверное, поэтому судьба решила ее наказать за столь халатное отношение к своему здоровью.

    В 1985 году Мила отпраздновала свой последний день рождения. Вообще, последние полгода она провела в больнице, и заниматься усиленно на льду у нее просто не было физических сил. За время, проведенное на больничной койке, бывшая фигуристка смогла даже написать книгу. Людмила сделала свой последний вздох 17 мая 1986 года. Ей было всего 39 лет…

    Продолжение спортивной карьеры Олимпийского чемпиона

    После ухода со льда продолжал совершенствовать себя в спорте. Он являлся спортивным вплоть до 1992 года. В этом же году он возглавил Олимпийский комитет России. В 1998 году он стал председателем комитета по танцам на льду. Нередко Горшкова приглашали на различные спортивные соревнования в качестве главного судьи.

    Пара Пахомовой и Горшкова была вписана в "Книгу рекордов Гиннесса" за шестикратное чемпионство. Также в Москве была открыта школа фигурного катания, которая носит имя великих спортсменов. В 2010 году Горшков стал президентом Федерации фигурного катания Российской Федерации.

    Людмила Пахомова и Александр Горшков: дочь звездной пары

    Единственная дочь великих фигуристов Юлия невероятно похожа на свою мать. Когда великая спортсменка и талантливый тренер ушла из жизни, ее дочке было всего 9 лет.

    Несмотря на то что в семье постоянно царил соревновательный, спортивный дух, девушка не пошла по стопам своих известных родителей. Сама Юлия с самых ранних лет мечтала о карьере балерины. Она не хотела связывать свою жизнь со льдом из-за нежелания бабушки. Та была категорически против, ведь мать Людмилы знала, что такое воспитывать будущую олимпийскую чемпионку. Какие это нечеловеческие нагрузки и насколько это тяжело в моральном плане. Однако Юлии не случилось стать и балериной, ведь девушка достаточно высокая - сейчас ее рост составляет почти 2 метра.

    После прихода в балетную школу девушке предложили стать баскетболисткой. А сама Юлия решила стать модельером. В 18 лет она уехала во Францию, где планировала начать серьезную карьеру модельера. Обучение любимому делу принесло свои плоды. Юлия стала подавать надежды как начинающий модельер. Там же она нашла свою судьбу и вскоре вышла замуж за гражданина Франции. Через несколько лет девушка вернулась на родину и устроилась в компанию «Боско Чильеджи». Теперь она работает с модными коллекциями, которые закупает напрямую из Франции.

    Сама Юлия в откровенных разговорах о своей маме часто рассказывает, как ей не хватает ее. Как она разговаривает с ней, часто просит совета. Мама остается с ней на протяжении всей ее жизни. Людмила родилась 31 декабря, поэтому для Юлии это всегда грустный праздник, в который она посвящает воспоминаниям о своей маме больше времени. Юлия вместе со своим отцом обязательно ходят на кладбище в этот день. Тогда семья, казалось бы, вновь воссоединяется. Здесь можно помолчать и поговорить о том, что беспокоит душу.

    Второй брак

    Александр Горшков - фигурист, личная жизнь которого интересовала многих его поклонниц. Женился ли он второй раз? Как говорят многие издания, Ирина появилась в жизни Александра еще при жизни Людмилы. Она работала в посольстве Италии переводчицей. У Ирины есть сын от первого брака - Станислав. Спустя продолжительное время после смерти Людмилы Александр решил вновь попробовать создать семью. Именно Ирина стала его избранницей.

    Вот такая интересная и у фигуриста Александра Горшкова. Он не только талантливый спортсмен, а еще и прекрасный человек. Хотелось бы, чтобы такие люди встречались чаще на пути каждого!

    Александр Горшков в последние годы в основном появляется в прессе в роли президента Федерации фигурного катания на коньках России. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко, отправляясь на разговор с шестикратным чемпионом мира и первым олимпийским чемпионом в танцах на льду, решил: ни одного вопроса об административной работе. Это интервью с Горшковым-фигуристом. Конечно, про олимпийскую мечту и про то, через что ради нее пришлось пройти.

    Александр Георгиевич, давайте мысленно отправимся в те годы, когда вы были еще маленьким. Тогда самыми популярными видами спорта в стране были футбол, бокс, хоккей - еще не канадский, а русский... Как вы попали в фигурное катание?

    Мне, когда я был маленький, выбирать не приходилось. Никто меня не спрашивал, да и я особо не понимал, что я хочу. Мне было шесть лет, и отдать в фигурное катание меня решила моя мама. Это произошло в тот год, когда я впервые пошел в школу. Она, провожая меня в один из дней, познакомилась с женщиной, которая ей рассказала, что слышала по радио о наборе детей в школу фигурного катания. Так я вместе с моим одноклассником в этой школе и оказался. С этого началась моя спортивная судьба. Шло все, надо сказать, не совсем гладко. Это был год 1952-53, искусственных катков еще не было, и фигурным катанием занимались, только когда ударят холода и замерзнет лед. А все остальное время - хореография, ОФП... Вот так до морозов я и провел несколько месяцев, а потом объявили, что будет второй этап отбора. Будут смотреть на льду, у кого какие способности, кто может кататься, а кто нет. И я должен признаться, что этот отбор не прошел. До этого никогда на коньках я не стоял - разве что во дворе в луже, прежде чем пойти на этот отбор. Вот мои потенциальные способности никого и не впечатлили. И меня отсеяли. Мама по этому поводу переживала больше, чем я, и родители, чьих детей все-таки взяли, посоветовали ей: приведите Сашу и скажите, что он болел. Так она и сделала: привела меня, а я к тому времени уже чуть подучился кататься. Подъехал к той группе, которая должна была начать заниматься, меня спрашивают: что это тебя так давно не было видно, болел, что ли? Я покраснел, потому что врать еще не умел совсем, и кивнул головой. Так и остался в фигурном катании.

    - Фигурное катание всегда считалось "девчачьим" видом спорта. Над вами во дворе не подшучивали?

    Да во дворе я, честно сказать, бывал очень немного. Больше скажу: с момента начала занятий фигурным катанием я возненавидел зиму, потому что мои друзья после школы шли во двор, а меня сажали обедать, а потом за руку в метро - и на каток. И так каждый день. Часов в семь вечера возвращался полусонный домой, и надо было делать уроки. Я садился за стол - и засыпал... И зиму я, откровенно говоря, не очень люблю до сих пор.

    - Почему не бросили фигурное катание, если так не нравилось?

    Ну, не всем же детям нравится ходить в школу - но они в нее ходят... Так и здесь. Надо, значит, надо. А осознание того, что фигурное катание - это мое, пришло уже лет в 15-16, в возрасте, когда уже возникает желание, так скажем, выделиться, самоутвердиться. Я понял, что фигурное катание может помочь мне это сделать. Начал заниматься им гораздо более серьезно. Естественно, все для начала занимались одиночным катанием, это основа фигурного катания. Тех, кого считали не очень способными, отдавали в парное катание. Ну а те, кто совсем бездарные, шли в танцы на льду (улыбается). Я в итоге оказался в танцах.

    - Даже в парном катании не задержались?

    Нет, два года им все-таки прозанимался. Даже могу похвастаться, что участвовал в одних соревнованиях с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым: наша школа относилась к "Локомотиву", а они были как раз членами этого спортивного общества. Прикоснулся к истории парного катания.

    - Какое заняли место?

    Даже не помню (смеется). Думаю, был где-то ближе к самому концу турнирной таблицы. Мы не сошлись характерами с моей партнершей, и в результате мы расстались. И потом мой друг Сергей Широков, который занимался со мной в одной школе с детства и уже был в то время в танцах, он катался с известной в то время спортсменкой Надеждой Велле, предложил мне прийти посмотреть на их тренировку. Сказал: у нас сейчас тренера нет, что-то не получается, может, ты что подскажешь. Я засомневался, говорю: да что я понимаю в этих танцах? Но пришел. С коньками. Начал тоже кататься, что-то начал сам делать. Начало даже нравится. И в один прекрасный день мой тренер Ирина Никифорова говорит: давай-ка попробуем тебя в танцах? Я ответил, что не против. В то время в ЦСКА, где тренировались Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин, приехала из Ленинграда девочка, звали ее Ирина Нечкина. Она безумно была влюблена в танцы, полна энтузиазма, и ей как раз искали партнера. Меня привели на смотрины, я очень боялся, что "забракуют", но подошел. Начали кататься с ней в паре, тренировались на одном льду с Пахомовой и Рыжкиным. Они нам помогали, периодически Мила вставала со мной в пару, чтобы что-то показать, а Виктор Иванович, соответственно, с Ирой. Потом они уехали надолго на соревнования: чемпионат Европы, чемпионат мира, а вскоре после того, как приехали, их пара распалась. И спустя некоторое время Людмила предложила мне кататься вместе с ней. Меня это предложение, конечно, несколько шокировало, но я старался особенно вида не подавать. Даже попросил возможности подумать до конца дня - все-таки у меня были обязательства перед Ирой Нечкиной. Но я, конечно, согласился.

    Золотой желудь стал счастливым талисманом

    Вас не смущало тогда, что вы выступали не в олимпийском виде фигурного катания, или уже было известно, что скоро танцы вольются в олимпийскую семью?

    Нет, насколько я помню, тогда таких разговоров даже еще не было. Впервые об олимпийских перспективах танцев заговорили в 1968 году, когда МОК пригласил десять сильнейших пар мира на Олимпийские игры в Гренобле. Мы с Милой вошли в эту десятку, и там нам надо было продемонстрировать руководству МОК, что собственно танцы на льду из себя представляют.

    - В тот момент уже вы были законодателями мод в танцах или еще правили бал англичане?

    Нет, мы только начали в тот момент наше восхождение. Это был только второй год наших выступлений на чемпионатах Европы и мира. В 1967 году у нас результаты были довольно скромные, а в 1968-м на чемпионате мира мы уже стали шестыми. А в 1969 году мы заняли третье место на чемпионате Европы и второе на чемпионате мира. Оставался всего год до начала нашего чемпионства.

    Вы не раз рассказывали о том, как ваш тренер Елена Анатольевна Чайковская предложила вам новаторские идеи, для того чтобы обыграть непобедимых в то время англичан. Легко их приняли или консервативное начало было сильно?

    Елена Анатольевна закончила ГИТИС, а Мила училась там. Мы были молодые, полные энтузиазма и желания, бурлили идеями... И мы прекрасно понимали, что бороться с англичанами их же оружием будет очень сложно. Даже чемпионы мира того времени Диана Таулер и Бернард Форд, англичане, стали выделяться тем, что отошли от традиционного английского стиля. Они впервые сделали программу под "сиртаки", чего раньше и представить было нельзя - все танцевали под фокстрот и танго. Поэтому, конечно, реальный путь наверх мы видели в создании чего-то нового. И оказалось, что мы были правы. Именно благодаря этому мы довольно-таки быстро пробились наверх.

    - В то время в танцы на льду уже привлекали хореографов из балета?

    Нет, это был еще не тот период. Но образование и талант Елены Анатольевны помогли нам в плане идей, программ, которые мы создавали и демонстрировали, быть на высоте. Может быть, только в первый год наших выступлений с Людмилой мы еще были на одном уровне со всеми, а со второго года уже начали заявлять о себе в ином качестве, чем это было в традиционных танцах на льду.

    - Когда вы таким образом начали уходить в отрыв, соперники пошли вслед за вами или не приняли ваш новый стиль?

    Многие остались на старых позициях. Но были и те, кто устремились за нами. В первую очередь я бы выделил американскую пару Джуди Швомейер/Джим Сладки. Очень талантливый дуэт, который пошел несколько иным путем. Мы их всегда считали опасными соперниками.

    Настолько опасными, что вы нервничали, боясь им проиграть, или все равно были уверены, что сильнее остальных?

    Поначалу было трудно. На чемпионате мира в Любляне в 1970 году, где мы впервые стали золотыми медалистами, была очень серьезная борьба. Даже драматичная: мы после обязательных танцев, занимая, как мы думали, первое место, ушли в гостиницу - и вечером узнали, что результаты пересчитали. Оказалось, что мы вторые. Устроили повторную жеребьевку стартовых номеров на произвольный танец. Между двумя видами соревнований у нас был день перерыва, и этот день, надо признаться, получился очень напряженным, потому что мы совсем не ожидали такого поворота событий. Вечером, чтобы снять волнение, пошли гулять по городу, потом заглянули в какое-то кафе попить кофе... И там я, помню, опустил глаза вниз и увидел что-то такое маленькое и блестящее. Поднял - а это оказался золотой желудь, знаете, который вешают на цепочку. Отдал его Миле, а она говорит: это нам на счастье. И на следующий день мы прокатали очень достойно наш произвольный танец, кстати, очень революционный по тем временам - и выиграли. Хотя председатель технического комитета по танцам на льду Лоуренс Демми после окончания соревнований собрал всех тренеров и раскритиковал нашу программу за то, что она была технически слишком сложной. Мол, танцам это пока не нужно, и мы перестарались и опередили время. Тем не менее, мы стали чемпионами мира, а маленький золотой желудь Мила надевала на все наши соревнования.

    - И вы с этим желудем не проиграли ни одного турнира?

    Нет, проиграли на чемпионате Европы 1972 года брату и сестре Ангелике и Эрику Бук из Германии. Но это была очень странная история. Сами не поняли, почему проиграли. Катались хорошо, и претензий у нас к себе особых не было. Когда это произошло, безумно расстроились... Но, наверное, именно в этот момент пришло осознание того, что советскому спортсмену, для того чтобы быть первым, надо превосходить остальных не на одну, а на две головы. И тогда никаких проблем не будет. Эту мысль я и сегодня пытаюсь внушить нашим фигуристам: только в этом случае никакие судейские коллизии и нюансы, которые были, есть и будут, не помешают. И через полтора месяца мы взяли реванш, одержав более чем убедительную победу на чемпионате мира в канадском Калгари.

    Сейчас танцы и "подводные течения" - понятия неразделимые. Когда вы катались, эти "нюансы" в танцах уже появились?

    Скорее, это я в танцах появился (смеется), а "нюансы", мне кажется, существовали всегда. Там, где есть субъективное судейство, всегда будут споры, разговоры, подозрения...

    Вам никогда не было обидно за танцы? Действительно ведь, в одиночном и парном катании есть хотя бы прыжки, а танцы на льду, например, Алексей Николаевич Мишин в одном из интервью назвал "ярким, но пустым рюкзаком на спине фигурного катания".

    Ну, это Мишин погорячился, я как президент федерации с ним поговорю (смеется). Если серьезно, то танцы на льду из всех видов фигурного катания, не в обиду Алексею Николаевичу будет сказано, ближе всего к искусству. А найти какие-то абсолютно точные критерии в искусстве довольно сложно. При существовавшей раньше системе, хоть она была по-своему хороша и достаточно успешно работала, была одна оценка за сложность. А во вторую, которую называли по-разному, за артистизм или представление программы, входило такое огромное количество критериев, что для объективной их оценки в голове надо было иметь сверхмощный компьютер. Это и выбор музыки, и хореография, и постановка, и музыкальность, и интерпретация... И нужно было совместить все эти критерии в одну оценку. Допустим, постановка хорошая, но исполнили программу спортсмены не в музыку. Как вынести среднюю оценку? Поэтому, безусловно, старая система была субъективной. Сейчас, в новой системе, постарались все критерии разнести. Во второй оценке есть пять компонентов, которые оцениваются по отдельности. Но на самом деле их можно сделать и 20, и 30...

    Эту самую артистическую, субъективную сторону танцев на льду вам в себе пришлось развивать, когда вы начали кататься с Пахомовой?

    Да мне все пришлось в себе тогда развивать.

    - Вы же, если не ошибаюсь, в тот момент были официально перворазрядником?

    Что-то в этом роде. Не успел получить в парном катании мастера спорта, поэтому на этом уровне и остался. Но дело не в этом. Конечно, положительно ответив на предложение Людмилы кататься вместе, я понимал, на что иду. Не знал в деталях, но представлял, что мне предстоит с собой сделать. Старался делать максимум. На первых порах катались мы с ней по 10 часов в день. Мы оказались вне какого-либо спортивного общества, Мила была студенткой ГИТИСа, а я - студентом Института физкультуры. У Института физкультуры был лед - два часа в день с утра пораньше на катке "Кристалл". Вот мы и приезжали к девяти, кажется, часам утра на "Кристалл", сначала катались на льду Института физкультуры, потом наступало чье-то еще время - к примеру, "Спартака", мы просились туда и катались еще два часа там. Перерыв на обед на час - и заканчивали где-то в восемь вечера. Так продолжалось месяца два-три. Потом за нас взялась Елена Анатольевна, мы стали динамовцами и поехали на сборы. Прекрасно помню, как на одном из этих сборов, в Нижнем Новгороде, после недели тренировок выхожу на лед - и иду как по стенке, двумя руками за борт держусь. Лена и Мила видят мое зеленое лицо - и тут же отправляют назад. Два-три дня дали отдыха, чтобы я пришел в себя. Вот так, по-другому нельзя. А что касается выразительности, в нашем маленьком коллективе, состоявшем из Елены Анатольевны, Милы и меня, царил такой дух творчества, что волей-неволей я автоматически им проникался. Особых усилий здесь над собой мне делать не приходилось. Все было ясно и понятно. Елена Анатольевна умела очень здорово объяснять, Мила, как студентка ГИТИСа, все ловила на лету и сама многое предлагала, ну а я в окружении двух прекрасных дам впитывал эту информацию чисто автоматически. И довольно быстро все это усваивал.

    "Если хотите жить, на операцию"

    - Перед тем как испытать миг олимпийского триумфа, вам пришлось выдержать очень сложное испытание...

    Да, у нас была мечта - выступить на Олимпийских играх и, учитывая, что мы в этот период были на вершине, еще и победить. Стать первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Мы окончательно узнали о том, что танцы будут представлены на Олимпиаде-1976 в Инсбруке, во время чемпионата Европы 1975 года. И вот после этого турнира, уже по дороге домой, со мной произошла довольно серьезная неприятность. Случился спонтанный пневмоторакс, это означает, что у меня был разрыв плевры легкого, и воздух попал в межплевральную полость. Но это стало известно только потом, а в тот момент я почувствовал, что со мной что-то не то, и сказал об этом Елене Анатольевне. Она в то время увлекалась лечением с помощью мумие и дала мне, наверное, килограмм этого мумия. Наверное, была права, потому что, судя по тому, что происходило со мной в последующие три дня, если бы не это мумие, мы бы с вами, возможно, сейчас уже не беседовали. Эти три дня я лежал дома, и мне никак не могли поставить диагноз. В конце третьего дня наконец-то выяснилось, что межплевральная полость начала заполняться не только воздухом, но еще и кровью. И я оказался на операционном столе. Благодаря мастерству Михаила Израилевича Перельмана, который оперировал меня в течение пяти или шести часов, мечту удалось спасти.

    - Но передумали за это время, наверное, много...

    Помню, Михаил Израилевич, такой небольшого роста, делового вида человек, пришел ко мне в палату и сказал: молодой человек, нам с вами надо срочно делать операцию. Я не знал, кто это, отвечаю: какая еще операция? У меня чемпионат мира в Америке через полтора месяца! Он: так, молодой человек, у меня нет времени, еще две операции сегодня. Даю вам 15 минут, потом возвращаюсь, и вы мне говорите "да". Если хотите жить. Последняя фраза меня насторожила. Накануне мне еще кровь переливать пытались, как оказалось, я потерял два с половиной литра. Через секунду в дверь заглядывают Мила и Лена. И по их лицам я понимаю: надо соглашаться. Ладно, говорю, зовите. Зашел Михаил Израилевич, я ему: согласен. И все, тут же, без подготовки, на операционный стол.

    - И сколько потом ушло времени на восстановление?

    После операции очнулся в реанимации, точнее, провел еще какое-то время в пограничном состоянии: то ли день, то ли ночь, то ли бодрствую, то ли сплю. Уколы же делают обезболивающие - и от них такой эффект. Помню, Мила со мной пытается разговаривать, даже читает что-то, я ничего не понимаю... В общем, когда я в очередной раз открыл глаза, то попросил, чтобы мне перестали делать эти дурацкие уколы. А то вообще не могу собой управлять. Через пару дней, опять же по моему требованию, перевели меня из реанимации в обычную палату. Там я сразу попытался поприседать, чтобы понять, на что еще гожусь. При этом параллельно меня продолжали таскать на пункции и прочие процедуры. В итоге в один из бессонных вечеров - спалось в больнице плохо - зашел к дежурному врачу. Он, если не ошибаюсь, был анестезиологом во время моей операции. Разговорились, и он меня спрашивает: зачем ты все эти упражнения пытаешься делать? Я говорю: ну как, у меня на следующий год Олимпийские игры, скоро чемпионат мира. Он на меня так посмотрел и отвечает: знаешь, не хочу тебя расстраивать, но после того, что с тобой произошло, ты через полгода еще только с авоськой за кефиром ходить будешь... Я расстроился, рассказал это на следующий день Миле, и она мне заявляет: ерунда, мы с тобой поедем на чемпионат мира. А до него оставалось недели три.
    Выпустили меня через какое-то время из больницы опять же по моей настоятельной просьбе - и, должен добавить, благодаря вере в меня Михаила Израилевича Перельмана. Я тут же пошел на каток попробовать, что получится. А Мила в то же время пошла к председателю спорткомитета СССР Сергею Павловичу Павлову. Рассказала ему всю эту историю и заявила: нам просто необходимо поехать на чемпионат мира. А то Саша скиснет. Он согласился. Назначили день на "Кристалле", когда все врачи должны были смотреть, что со мной будет происходить на льду. А левая рука у меня выше плеча не поднималась, настолько ослабла и болела. В произвольном танце же у нас были моменты, когда партнерша под этой рукой должна была поворачиваться. Я Миле говорю: знаешь, ты сама эту руку поднимай и крутись под ней, другого выхода у нас нет. Так и откатались. Врачи посмотрели, общее мнение было: не пущать. Но Михаил Израилевич сказал: отпустить под мою ответственность. И мы полетели в Америку. Через месяц после операции. В Колорадо-Спрингз.

    - Высокогорье.

    Высота больше 2000 метров. Приехали туда за день до чемпионата мира, в то время как остальные участники уже давно там проходили акклиматизацию. Решили посмотреть, что со мной будет происходить. На следующий день договорились покататься рядом с Колорадо-Спрингз на одном из катков спортивного комплекса военно-воздушной академии США, где высота еще метров на 300 выше. Попробовали прокатать произвольный танец. Я доехал до середины, а дальше понял, что сейчас умру. Объем легких после операции и так сократился вдвое, и высота почти 2500 метров. Вернулись в Колорадо-Спрингз. Кстати, ни соперники, ни другие тренеры не знали, что со мной произошло. Всем рассказывали, что у меня тяжелый грипп, поэтому, чтобы никто из спортсменов не увидел заклеенных швов, я переодевался в номере в гостинице. Ну а дальше стали решать. Выступать мы были готовы - обязательные танцы уж как-нибудь бы откатали, а к произвольному танцу я бы, может, и пришел в себя. Но руководство федерации приняло решение, что участвовать в чемпионате мира мы не будем. Только в показательных выступлениях. После чемпионата мы отправились со всеми спортсменами в турне по США, где я постепенно приходил в себя. А потом вернулись, поставили хороший произвольный танец - и технически, и по нагрузкам совершенно неординарный. И с ним вошли в олимпийский сезон. Вот и получилось: чтобы достичь цели, надо ее было выстрадать.

    - Сама Олимпиада после таких испытаний предыдущего сезона далась проще?

    Я бы не сказал. Олимпийские игры - это нечто особенное. На чемпионате мира ты выступаешь за себя. А на Олимпиаде мы почувствовали дух команды, ответственность. И психологическое... Не хочу употреблять слово "давление", воздействие. Которое, безусловно, приходится учитывать. Плюс Олимпийские игры проходят раз в четыре года. Можно все эти четыре года готовиться - и потом в одно мгновение, в силу дурацкого стечения обстоятельств, какой-нибудь шпильки для волос на льду, упасть. И все четыре года окажутся потраченными напрасно. Поэтому я часто говорю: везение, удача имеют в спорте огромное значение.

    Вы на Олимпиаде четко знали: сделаем все хорошо и будем чемпионами или приходилось опасаться каких-то нюансов?

    Подготовка шла достаточно нервно. Оригинальный танец, который мы готовили в этом сезоне, был очень удачный, но на турнире "Нувель де Моску" я на одном повороте зацепился за ногу Милы и споткнулся. Не грохнулся, но на коленку присел. И это выбило нас немного из колеи. Потом мы это место, конечно, изменили. На чемпионате Европы мы поняли, что наш уровень готовности и наши новые танцы, подготовленные к олимпийскому сезону, позволяют нам всерьез рассчитывать на победу. Мы, правда, еще не видели наших североамериканских соперников Колин О"Коннор и Джима Милнса, которые стали серебряными призерами предолимпийского чемпионата мира вслед за Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым. Того чемпионата, в котором мы не смогли принять участие. В итоге на Олимпиаде первые два места достались советским дуэтам, а третьими стали американцы.

    - Момент, когда на Олимпиаде закончили произвольный танец, помните?

    Вообще мы катались на Олимпиаде, наверное, несколько сдержанно. Все же была боязнь совершить ошибку. Хотя потом, когда я просматривал видео, внешне выглядело все нормально. Но внутри напряжение было. Стремление максимально сконцентрироваться и не сделать что-то не так - и при этом желание показать все, на что способны. Так что, когда закончили произвольный танец и встали в финальную позу, то выдохнули, конечно.

    - Роднина, когда стояла на пьедестале, плакала. А вы с какими эмоциями слушали гимн?

    Роднина плакала на своей третьей победной Олимпиаде, а у нас это была первая (смеется). На своей третьей Олимпиаде, может быть, и я бы заплакал. Наверное, смешанные чувства у меня были, фейерверк разных эмоций. Радость от того, что все получилось, что справились, что все закончились, радость от победы и того, что цель, к которой шли все эти годы, достигнута, и, конечно же, гордость, что звучит именно наш, советский гимн. И одновременно некоторая грусть. Как всегда в таких случаях бывает: эмоциональный спад и мысли - что дальше?

    - Вы уже знали в тот момент, что уйдете из спорта?

    Безусловно, нет. Мы не только не думали об этом - это даже не входило в наши планы. Нельзя о таком думать, готовясь к своей главной победе. Должна быть максимальная мотивация во всем. Такие мысли надо было сразу же гнать, иначе ничего могло ничего не получиться. Решение пришло значительно позже.

    - Праздновали бурно?

    Знаете, тот период как-то мне не запомнился. Еще на Олимпиаде, после того как закончились соревнования в танцах, ощущение эйфории продолжалось несколько дней, а потом наступила пустота. Уехали из Инсбрука на показательные выступления в Париж, вернулись домой и начали готовиться к чемпионату мира. Вот на этом чемпионате мира мы получили максимальное количество оценок 6,0 за всю карьеру - из 18 их было 16. И вот тогда, стоя на пьедестале, почувствовали: от шестой золотой медали чемпионата мира уже нет безумной радости. Особенно если вспомнить то, чего это все стоило.

    Ford, Volvo, BMW...

    - Ваша жизнь после олимпийской победы сильно изменилась?

    Если говорить о деньгах, то тогда все это было достаточно скромно. Но нам помогли улучшить наши жилищные условия: переехали из двухкомнатной квартиру в трехкомнатную. На улицах и так узнавали - фигурное катание было популярно, мы мелькали на телеэкранах. Да, и еще я смог купить себе машину, о которой мечтал. Автомобили всегда были моим хобби. Я всегда сам занимался их ремонтом, и для меня это было лучшей формой отдыха. Часть этой любви сохраняю до сих пор.

    - Какую машину купили, если не секрет?

    Ford. Ездил после этого лет пять, наверное. Беда машин того времени в том, что они начинали через какое-то время гнить, что бы ты с ними ни делал. И неважно, советская это была машина или иномарка. Антикоррозийная защита практически отсутствовала. Чем-то мазал, но защитить это нормально не могло. Потом у меня был Volvo, следом BMW... Такое вот было увлечение.

    Всегда было интересно: в те времена вы могли общаться со спортсменами из других стран? Сейчас-то дружат все, в соцсетях переписываются.

    Ну, мы, конечно, не переписывались, но были нормальные, дружеские отношения. Те же брат и сестра Бук - абсолютно нормальные ребята. После того странного чемпионата, о котором я уже рассказал, они чуть ли не извиняться к нам тогда пришли. Дружили, встречались несколько раз в год, вместе ездили в турне с показательными выступлениями. Тогда после каждого чемпионата мира была такая практика. Если чемпионат мира в Европе, то поездка по Европе, если в США или Канаде, то по Северной Америке.

    - Тур Коллинза появился только потом. А у вас была возможность уехать выступать за границу в шоу?

    Нереально.

    - И предложений не было?

    История была такая: после чемпионата мира 1974 года в Мюнхене сидели мы с Милой на торжественном обеде с руководителем советской делегации Анной Ильиничной Синилкиной и владельцем балета "Холидей он Айс" Морисом Чалфином, который много раз приезжал в СССР и с Синилкиной был хорошо знаком. Зашла речь о том, кто кому сколько платит и предлагает. Так, ни к чему не обязывающий разговор. А Анна Ильинична возьми и спроси: а вот Пахомову с Горшковым вы бы взяли к себе в балет? Чалфин - человек деловой, шутки плохо понимает и отвечает: да! Готов платить 10 тысяч долларов в неделю. Для 1974 года, честно скажу, это было много. Сказал это г-н Чалфин - и на нас смотрит. Анна Ильинична поняла, что как-то надо выкручиваться, но нас выручил сидевший с нами Валентин Николаевич Писеев. Он сказал: вы знаете, это мало. Предложили бы тысяч 15, можно было бы разговаривать на эту тему. Г-н Чалфин обиделся, говорит: ну как же так, я никому таких денег не предлагал! В общем, на том и расстались. Но с нашей стороны, естественно, это была шутка. Не то что предложений не было, даже не думали мы об этом. Думали о том, чем будем заниматься здесь, у нас. В то время существовали три балета на льду и еще, кажется, цирк на льду. Все это нас совершенно не вдохновляло. Поэтому Мила решила стать тренером. Ну а поскольку два тренера в одной семье в одном виде фигурного катания - это слишком много, были перед глазами примеры, то я занялся административной работой. В декабре 1976 года нам организовали проводы, а уже в январе 1977 года я вышел на работу в Госкомспорт СССР.

    Александр Георгиевич, разговаривать с вами - огромное удовольствие, но надо заканчивать, и напоследок я хотел спросить вот что: олимпийского чемпиона, шестикратного чемпиона мира, президента Федерации фигурного катания на коньках России на лед тянет? И если хоть иногда выходите, то твиззлик сделаете?

    Отвечаю по порядку. Как закончил кататься, тянуло на лед безумно. Потом прошло. Стал на лед выходить довольно редко. Эпизодами, если кто-то попросит, или стечение обстоятельств. А насчет твиззлика, двигательная память - она же на всю жизнь. Забыть здесь что-то довольно сложно. Другое дело, что эта память уже не подкреплена физическими возможностями. Поэтому выходишь на лед, пытаешься что-то сделать, но "оп", а нога-то и подогнулась. Приходится себя сдерживать. Но было бы побольше времени и поменьше лени, продолжал бы кататься.

В продолжение темы:
Отношения

УФ-лампа(аппарат) График зависимости затвердевания геля от длины волны ультрафиолет Сегодня хочу рассказать о проблемах и ремонте ультрафиолетовых УФ-ламп , без которых не...

Новые статьи
/
Популярные