Детская нейропсихология. Дистанционный цикл "Классическая нейропсихология
Слушатели курса познакомятся с фундаментальными представлениями о мозговом обеспечении психологического развития ребенка: подкорково-корковых и межполушарных механизмах формирования различных психических функций (движения, пространственных представлений, речи, произвольной саморегуляции и т.п.) и поведения ребенка в целом – в норме и при отклоняющемся развитии. В центре внимания — эмоционально-личностные и познавательные проблемы современных детей, приводящие к социальной и учебной неуспешности. Синдромный (по А.Р.Лурия) подход к их диагностике-коррекции-профилактике-абилитации отражен в базовой технологии нейропсихологического сопровождения – методе замещающего онтогенеза.
Преподаватели курса:
- Семенович Анна Владимировна , кандидат психологических наук, доцент, нейропсихолог.
- Ланина Татьяна Николаевна , кандидат педагогических наук, учитель-логопед.
- Блудова Алевтина Анатольевна , нейропсихолог, учитель-логопед, научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
Задачи курса:
- Знакомство с научно-прикладными основами нейропсихологии детского возраста.
- Овладение идеологией, стратегией и тактикой метода замещающего онтогенеза – единого алгоритма синдромного анализа в диагностике-профилактике-коррекции-абилитации психологического развития детей.
ИДЕТ НАБОР! ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - ДИСТАНЦИОННАЯ
БЛИЖАЙШИЕ ГРУППЫ: 8 августа, 22 августа, 5 сентября, 19 сентября, 3 октября, 17 октября, 31 октября, 14 ноября, 28 ноября, 12 декабря, 26 декаб ря
Наименование программы |
Нейропсихология |
|
Часы по учебному плану / срок обучения |
552 часа / 6 месяцев |
1080 часов / 6 месяцев ЭКСТЕРНАТ
|
Документ по результатам прохождения программы |
"Нейропсихология" , без присвоения новой квалификации |
Диплом о профессиональной переподготовке по программе "Нейропсихология" , дающий право ведения нового вида профессиональной деятельности, с присвоением новой квалификации "Нейропсихолог" |
Требования к предыдущему образованию |
образование |
Любое среднее профессиональное или высшее |
Вид итоговой аттестации |
Междисциплинарный тест |
Междисциплинарный тест |
Стоимость |
552 часа/ 6 месяцев 32 000 руб. |
1080 часов / 6 месяцев ЭКСТЕРНАТ 38 000 руб.
|
Оплата поэтапная! Стоимость указана за полный курс обучения! Доплат нет! Доставка документов почтой РФ 1 классом за наш счет!
С работами по нейропсихологии таких выдающихся ученых, как Визель Т.Г. "Основы нейропсихологии", Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" можно ознакомить в открытых источниках
О программе:- Программа включает в себя объем знаний, необходимый для получения качественной профессиональной подготовки, и соответствует ФГОС
- К разработке программы мы привлекли: клинических психологов, нейропсихологов, дефектологов, доцентов и кандидатов наук, профессоров и докторов наук ведущих государственных и частных вузов, а также специалистов медицинских учреждений.
- Вы можете стать слушателем, имея ЛЮБОЕ среднее профессиональное или высшее образование.
- Вы будете обладать глубокими знаниями в области нейропсихологии.
- Программа обучения включает в себя весь спектр профессиональных дисциплин.
- Мы выдаем диплом о профессиональной подготовке установленного образца, содержащий все степени защиты государственных документов.
- Дистанционная форма позволяет учиться без отрыва от работы и в сжатые сроки получить новые знания и новую специальность.
- Неврология. Общие представления о строении нервной системы
- Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга
- Методы обследования в неврологии
- Основы логопедии. Введение в логопедию, ее предмет, задачи, методы
- Психология детского и подросткового возраста
- Психофизиология
- Общая психология
- Психология аномального развития
- Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
- Анатомия и физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Структурно-функциональная организация мозга
- История нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации
- Нейропсихология как наука: современные тенденции развития
- Нейропсихологическая диагностика
- Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие
- Нейропсихология детского возраста
- Нейропсихологическая диагностика и консультирование в детском возрасте
- Клиническая нейропсихология
- Нейропсихологическая симптоматика очаговых поражений головного мозга
- Нейропсихологические синдромы
- Нейропсихологическая помощь лицам с диффузными поражениями головного мозга
- Нейропсихология памяти
- Нейропсихология письма, чтения и счета. Дисграфия, дислексия, дискалькулия
- Нейропсихология когнитивного развития
- Специфика очаговых поражений мозга. Нейропсихологические аспекты различных вариантов травматизации
- Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций
- Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания
- Нейропсихологическая коррекция нарушений высших психических функций и абилитация отклоняющегося поведения
- Афазиология
- Нейропсихология в психологии телесности и психосоматики
- Нейропсихология взрослых. Принципы и алгоритмы психологической помощи и реабилитации
Описание программы:
В задачи специалиста по нейропсихологии входит работа с детьми, имеющими нарушения высших психических функций, возникшие вследствие различных поражений головного мозга. Сотрудник взаимодействует не только с детьми, но и с их родителями (законными представителями). Наиболее ценным в соответствии с потребностями современного общества является умение специалиста вовремя распознать и продиагностировать сенсорные и гностические нарушения анализаторных систем, нарушения познавательных процессов у детей и подростков.
Эта программа для вас, если вы...
- Имеете медицинское или психологическое образование;
- Ранее проходили профессиональную переподготовку по психологическому или медицинскому профилю;
- Стремитесь усовершенствовать свои компетенции в области нейропсихологии.
Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 2 месяца (144 часа).
Цели и задачи курса
Целью курса является качественное повышение квалификации специалистов в области нейропсихологии. Несмотря на довольно короткий срок реализации, программа очень объёмна. Курс составлен четырьмя модулями, каждый из которых раскрывает ряд важнейших вопросов нейропсихологии: от теоретических основ до методов обследования детей и консультационной работы с родителями.
Программа даст ответы на вопросы:
Методы обучения
Реализация столь масштабной программы в условиях ограниченного лимита времени стала возможной благодаря адаптации программного материала под формат E-Learning. Каждый модуль представлен тщательно подобранным контентом, вы также можете пообщаться с преподавателем в режиме вебинара и получить консультации своего тьютора. Возможность обучаться удалённо делает дистанционный метод получения образования единственно возможным способом повысить квалификацию для многих людей по ряду причин: удалённость, отсутствие времени, ненормированный график работы, сильная занятость по служебным или семейным обстоятельствам и др.
Результат обучения:
В результате обучения происходит формирование новых компетенций и совершенствование уже имеющихся навыков специалиста.
- Вы знаете клинику проявления сенсорных и гностических нарушений;
- Вы способны распознать нарушения памяти и внимания в детском возрасте при локальных поражениях мозга, при дисфункциях мозговой деятельности;
- Вы можете вести консультативную работу с родителями и опекунами детей, имеющих нейропсихологические нарушения.
- Вам понятна структура нейропсихологического обследования и алгоритм его проведения.
Ваши перспективы
После повышения квалификации по профилю «Нейропсихология детского возраста» вы можете трудиться в современных организациях, работающих с детьми с нейропсихологическими нарушениями. Среди них медицинские, психологические и социальные центры, профильные учреждения.
Требования к слушателям
Вы должны иметь среднее специальное или высшее образование, чтобы пройти обучение по курсу нейропсихологии детского возраста. Так же вам следует предоставить копии диплома и паспорта и заполнить анкету.
Учебный план программы повышения квалификации
«Нейропсихология детского возраста»
Срок обучения: 8 недель.
Наименование модулей и тем |
Общая трудоемкость, в акад. час. |
Работа обучающегося в СДО, в акад. час. |
Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З) |
||
Практи-ческие занятия и тести-рование |
|||||
Модуль I. Основы нейропсихологии |
|||||
Нейропсихология как наука. Отечественная нейропсихология. Отрасли нейропсихологии |
|||||
Основные принципы строения мозга |
|||||
Особенности мозговой организации высших психических функций у детей |
|||||
Модуль II . Сенсорные и гностические расстройства анализаторных систем в детском и подростковом возрасте |
|||||
Сенсорные и гностические зрительные расстройства в детском возрасте. Зрительные агнозии |
|||||
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства в детском возрасте. Тактильные агнозии |
|||||
Сенсорные и гностические слуховые расстройства в детском возрасте. Слуховые агнозии |
|||||
Модуль III . Нейропсихологические механизмы нарушений познавательной сферы у детей |
|||||
Нарушения памяти у детей при локальных поражениях мозга |
|||||
Нарушения внимания в детстве при локальных поражениях мозга |
|||||
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга |
|||||
Модуль IV . Нейропсихологическая диагностика и консультирование в детском возрасте |
|||||
Нейропсихологическое обследование детей |
|||||
Консультирование родителей |
|||||
Итоговая аттестация |
Итоговое тестирование |
||||
ИТОГО |
В ходе изучения курса слушатели приобретают понимание принципов созревания мозга и формирования психической деятельности в онтогенезе, умение учитывать специфику методов нейропсихологического синдромного анализа и методики нейропсихологического обследования детей и подростков.
Учебный план
1. Теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста. Теория функциональных систем и основные принципы системогенеза П.К.Анохина. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р.Лурия.Предмет нейропсихологии детского возраста. Основные понятия нейропсихологии - “функция”, “локализация”, “симптом”, “синдром”, “фактор”, «синдромный анализ»; специфика их применения в нейропсихологии детского возраста. Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе различных мозговых структур. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Принципы опережающего развития, дискретного и синхронного развития разных участков мозга. Роль органических и средовых факторов в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).
2. Морфогенез мозга. Функциогенез различных мозговых структур.
Показатели морфогенеза. Закономерности морфологического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры. Критерии функционального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А.Н.Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально-специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности разных отделов анализаторных систем на избирательную. Три функциональных блока мозга. Поэтапное формирование внутриблочной и межблочной структурно-функциональной организации. Межполушарное взаимодействие.
3.
Генез психических функций.
Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения слухоречевой сферы. Степень сформированности психических функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психических функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпретация понятий “сензитивный период”, “кризис развития”, “зона ближайшего развития”, “качественная перестройка психических функций”. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных поражений мозга у детей. Нарушения слухоречевой сферы при локальных поражениях мозга. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э.Зайдель, Дж.Леви).
4. Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения перцептивной сферы Нарушение психических функций при эпилепсии. Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Доминантность правого полушария в перцептивных процессах: специфика проявления в симптомах нарушений восприятия. Проблема пластичности и специализации в онтогенезе. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э.Леннеберг, М.Газзанига, М.Кинсборн, Э.Г.Симерницкая). Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения.
5. Пролонгированные нарушения психических функций органического генеза. Долговременные последствия патологии нервной системы в онтогенезе: трудности обучения. Типология различных вариантов нарушений психического развития в онтогенезе.Классификация В.В.Лебединского. Нейропсихологический подход к типологии отклонений. Дислексии, дисграфии, дискалькулии.
6. Синдром дефицита внимания. Отклонения в развитии психических функций в онтогенезе. Понятие “минимальная мозговая дисфункция (ММД)”: методологические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития (ИПР). Поликаузальный характер ИПР: иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Характеристика проявлений ИПР. Профилактическое и прогностическое значение диагностики ИПР.
7.
Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.
Нейропсихологический подход к проблеме левшества как психолого-педагогической проблеме. Индивидуальные различия в формировании структурно-функциональной организации мозга и психики. Методологические вопросы нейропсихологического обследования детей и анализа индивидуальных различий в развитии ВПФ в норме. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий в формировании речевой и перцептивной сфер в онтогенезе. Многофакторный характер особенностей формирования психических функций в онтогенезе. Нейропсихологическое описание индивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе с помощью распределенного (многофакторного) нейропсихологического синдрома развития. Различия в структурно-функциональной организации мозга и психических процессов у правшей и левшей. Специфика проявления нарушений и отклонений в формировании ВПФ у левшей. Левшество как психолого-педагогическая проблема.
8.
Методы нейропсихологического исследования психических функций в онтогенезе.
Методы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений психических функций и отклонений в развитии в онтогенезе. Особенности диагностической работы в детском возрасте. Общая характеристика нейропсихологических методов обследования детей. Адаптированные для обследования детей варианты батареи методов А.Р. Лурия (Т.В.Ахутина и др., А.В.Семенович, Л.С.Цветкова). Методика “Лурия-90” (Э.Г.Симерницкая). Методика “Диакор” (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова). Зарубежные методы исследования. Батарея тестов для детей Халстед-Рейтана. Батарея Кауфман (К-АВС). Нейропсихологическая батарея тестов для детей (Небраска). Тест Бентона. Гештальт-тест Бендер.
9.
Практикум по детской нейропсихологической диагностике.
Целью практикума является обучение студентов нейропсихологической диагностической работе с детьми, обучение различным методикам нейропсихологической диагностики,
10.
Практикум по детской нейропсихологической коррекции.
Обучение слушателей нейропсихологическим методам коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в развитии, а также методам восстановления психических функций. Закрепление знаний о теоретических основах нейропсихологической коррекции и реабилитации.